Автор конспекта:
Автор(ы): — Просвирнина Ольга Сергеевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №13 г. Балаково Саратовской области

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Музыка

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Критская Е.Д., Сергеева Г.П.

Используемая методическая литература: —

хрестоматия по музыке, ноты музыкальных произведений

Используемое оборудование: —

проетор

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — план-конспект урока музыки в 5 классе

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Тема урока:«Россия, Россия, нет слова красивей…»

Класс:5 класс по теме «Вокальная музыка»

Автор учебника:Е.Д. Критская Г.П. Сергеева «Музыка. 5-7 классы», Москва «Просвещение» 2010г.

Тип урока:урок «открытия» нового знания

Цель урока:создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной музыки, элементов духовной музыки.

Задачи урока:

· формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

· учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;

· пробудить желание научиться играть на русских народных музыкальных инструментах;

· в процессе вокально-хоровой работы развивать певческие навыки;

· воспитывать любовь и уважение к большой и малой Родине, чувство патриотизма.

Методы обучения: словесные, наглядные,практический,проблемный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации обучения: индивидуальная,групповая,фронтальная.

Методы музыкального обучения:

1.Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки

2.Метод эмоциональной драматургии

3.Метод создания «композиций»

4.Метод художественного контекста

5.Метод размышления о музыке

Виды деятельности на уроке:

1.Вокально-хоровая работа

2.Слушание и исполнение музыки

4.Рассуждения о музыке

5.Музыкально-ритмические движения

6.Импровизация

Средства обучения: мультимедиа проектор, диск с презентацией, аудио записи, магнитофон, ноты, русские музыкальные инструменты, таблица 1 «Композитор.Исполнитель.Слушатель» , тест для проверки знаний «Вокальная музыка»

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные УУД

Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные УУД

Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.

3. Познавательные УУД

Формирование:умения эмоционально исполнять музыкальные произведения;музицировать;выполнять танцевальные движения; высказываться о музыке.

Воспринимать на слух музыкальное произведение.

Давать образную характеристику прослушанного произведения.

4. Коммуникативные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.

Технологическая карта урока музыки

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Самоопределение

К учебной деятельности.

Исполнение музыкального приветствия: «Родина моя»

сл. И муз. О.Просвирниной:

Родина моя – российская земля.

Дружно здесь живем, весело поем.

Добрый день, добрый день,

Добрый день все!

Исполнение

(в диалоге с учителем).

Организация класса.

Личностные:мотивация, самоопределение

Регулятивные:целеполагание

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Пробное учебное действие

Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок;

Вступительная беседа:

-«Россия…какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

С. Есенин

Так о России писал С.Есенин.

-Какие стихи, песни, пословицы о России Вы знаете?

-Составьте ассоциативный ряд со словом Россия.

— Какие выводы вы можете сделать из сказанного?

Актуализация знаний учащихся

Делают вывод о многогранности образа России

Познавательные:

логические – анализ изученного материала с целью выявления предмета.

3.Постановка учебной задачи.

Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относится к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.

-А что каждому из вас представляется, когда произносят слово Россия?

— Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего занятия.

— Чем мы будем заниматься?

-Как можем достичь цели?

Сегодня тема нашего урока: «Россия, Россия, нет слова красивей…»( слайд № 1). Говорить мы будем о музыке, которая поможет нам создать этот портрет.

Дети дают ответы: Москва, березы, родной дом, природа, люди.

Постановка учебной задачи. Сегодня я продолжу знакомство с музыкой, которая посвящена теме Родины, России.

Послушаю музыкальные произведения, сам исполню песни.

Принимают учебную задачу.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:

логические – анализ субъектов с целью выделения общего признака.

Регулятивные: контроль в форме сличения своего действия (ответа) с заданным эталоном.

Коммуникативные:мотивация (учитель обращается к учащимся с предложением создать портрет России).

4. Построение проекта выхода из затруднения Вокальная работа

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с красивой и нежной девушкой. Березу считают символом России, символом Родины. Она воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.

Исполнение «Песня о березке» слова С.Есенина, музыка Г.Струве

Желающие солисты у доски.

(вспомнить правила пения: во время пения следите за дыханием, слушайте друг друга; настроение и характер песни) Молодцы! Вы хорошо передали песенный, светлый характер музыки (слайд №2).

Дети исполняют песню коллективно. Выполняют задания учителя, работая над более точным и выразительным исполнением.

Работа с солистами

Регулятивные: актуализация правилисполнениявокальных произведений

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске лучшего исполнения

Познавательные: логические – характеристика произведения и его обоснование;

Личностные:

инициатива, самоопределение

5.Реализация построенного проекта

В народе говорят: «Где песня льется, там весело живется». Песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Существуют музыкальные инструменты, ставшие символом какого-либо народа.

-Какие русские народные инструменты вы знаете? Назовите

У русских — это балалайка и гармонь. Их заливистые, серебристо-звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.

Да, русский народ мудр и талантлив. Уж как пойдет петь да плясать, так на всю улицу веселье. А что может быть задорнее и радостнее удалой русской песни-пляски.

Заиграй-ка балалайка

Балалайка три струны

Подпевайте, не зевайте

Выходите плясуны.

1)Музицирование на музыкальных инструментах.

В исполнении ансамбля русских народных инструментов звучит русская народная песня «Ай все кумушки домой».

-Какие музыкальные инструменты нужны для сопровождения этот произведения?

-Какой ритм они будут исполнять?

Молодцы! Вы весело, с задором исполнили произведение.

На карту помещаются балалайка и гармонь (слайд №3).

— Что помогло нам передать радостный, танцевальный характер произведения?

— Никакие музыкальные инструменты не подчеркивают ритм произведения как ударные инструменты.

Народная музыка лежит в основе творчества русских композиторов. Она как источник живой воды давала композиторам вдохновение, учила красоте и мастерству.

В результате практических действий приходят к выводу, что ритм очень важен для передачи настроения произведения.

Учащиеся подбирают инструменты, которые соответствуют характеру произведения и поясняют свой выбор.

Исполнение песни с музыкально-ритмическими движениями по тексту

Познавательные:

знаково-символические действия (моделирование)

Познавательные: общеучебные – умение создавать копию по образцу, рефлексия способов и условий действия

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание уровня усвоения материала

Коммуникативные:

умение работать с группой, с точностью предавая ритм пьесы

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Сегодня мы послушаем музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского (слайд № 4).

Н. Д. Кузнецов. Портрет П. И. Чайковского. 1893 (N 204917)

2).Слушание и анализ финала симфонии №4 П.И.Чайковский

Вопросы:

-Какую знакомую вам русскую народную песню вы услышали?

-Напойте ее.

-Подумайте, что изображает музыка? Какое настроение передает? Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

-Какую картину рисует?

-Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор, чтобы создать образ? (динамика, регистр, тембр)

-В чьем исполнении прозвучало произведение? (симфонического оркестра)

"Оркестры". Интерактивный тренажёр (N 206363)

-Чем отличается композитор от исполнителя, слушателя?

(таблица 1 )

Вы правильно все назвали. Это финал симфонии №4 П.И.Чайковского, а включил композитор в свою симфонию русскую народную песню «Во поле береза стояла». А домашним заданием будет – изобразить образ, который вы представили, слушая музыку на бумаге. Подумайте, что будет главным в вашей картине. Какие цвета вы будете использовать при ее написании?

Вопросы:

-Ребята, чем для нас является Москва? Москва — это столица нашей Родины, сердце России (слайд № 5).

Исполнение песни«Моя Россия» сл. Н.Соловьевой, муз. Г.Струве

-С каким настроением исполняется эта песня?

-Какие чувства здесь передает автор?

— Ребята, а что для России, Руси значат колокола?

Только на Руси с церквей раздаются колокольные звоны. Колокольный звон – это голос нашей Родины, а колокола называют русским чудом. Они по-разному звучат, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках (слайд № 6).

Россия – это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет, это все, что его окружает. А город Балаково – наша малая Родина — это часть России.

Исполнение песни«Песня о Балаково» сл.Т.Мирошник, муз. О. Просвирниной.

-Какой замечательный портрет России получился у нас с вами (слайд №21).

Дети дают ответы

Дети отвечают на вопрос учителя и высказывают предположения.

Коммуникативные:

поиск способов разрешения проблемы

Познавательные: моделирование

Познавательные: логические – характеристика произведения и его обоснование

Личностные:

инициатива, самоопределение

Познавательные: анализ, сравнение

7.Включение в систему знаний и повторения

— А сейчас мы проверим ваши знания. Насколько вы, ребята, были внимательны на занятии?

Тест http://www.anketer.ru/vote/z5TzACSjzl/

Критерии самоконтроля и самооценки:

5 баллов – Молодец! Отлично!

4 балла – Хорошо!

3 балла – Будь внимательней!

Дети выполняют тест

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества и уровня усвоения материала

Личностные:самоопределение

8.Рефлексия учебной деятельности

— Мне хочется узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что хорошо поработал, пусть споет – «А», а кто считает, что еще не все получается – «О».

-Кто хочет поделиться своими впечатлениями?

-Что вам особенно ярко запомнилось?

-Что интересного вы узнали?

-Что особенно ярко запомнилось?

-Всё ли вам удавалось легко?

-Достигли ли цели урока?

Вы замечательно работали, помогали в создании музыкального портрета России. Хочу пожелать, чтобы вы всегда любили свою Родину, свою страну и не забывали о своей малой Родине.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть.

Люблю все то, что называют

Одним широким словом «Русь».

Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания, друзья!

Поют «Прощальная»:

Расстаться с музыкой нельзя.

Мы влюблены в нее с рожденья

И мы не скажем ей: «Прощай»,

А просто: До свиданья!

Выходят из класса под музыку.

Дети дают оценку своей работе.

Дети рассказывают, что такое ритм, какими видами деятельности занимались: играли на ударных инструментах, пели солистами и хором т.д.

Учащиеся деляться своими успехами и неудачами. Делают выводы о том, что получилось, а над чем надо поработать, в чем потренироваться.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Познавательные: рефлексия

Регулятивные:

самооценка

Личностные:смыслообразование

Используемые источники:

· Дашанова Н. Экспериментальные хоровые занятия в общеобразовательной школе. «Музыка в школе» 2003 №4.

· Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.

· Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.

· Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

· Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Уроки музыки 5-6 классы. М.: Просвещение, 2007.

· Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.

· Учите детей петь. Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1988.

· Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Музыка, изобразительное искусство(http://school-collection.edu.ru ):

Иллюстрации:

Н. Д. Кузнецов. Портрет П. И. Чайковского. 1893 (N 204917)

"Оркестры". Интерактивный тренажёр (N 206363)

Файлы: план-конспект.doc
Размер файла: 531456 байт.

Рубрики: Искусство Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология