Автор конспекта:
Автор(ы): — Сабитова Т.Х.

Место работы, должность: — СОШ № 82

Регион: — Зарубежье — Казахстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: —

На примере художественного произведения учить проводить комплексный анализ текста.

Задачи: 1. Познакомить с произведением Саги Жиенбаева «Алия».

2.Развивать выразительное чтение, расширять словарный запас.

3.Воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, уважение и
благоговение перед павшими защитниками Родины.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 28

Используемые учебники и учебные пособия: —

Литературное чтение 3 класс, издательство Атамура

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска, аудио запись песни "Алия" и исполнении Р.Рымбаевой, потртеты погибших партизанов

Краткое описание: — Материал урока знакомит учащихся с биографией С. Жиенбаева с его произведением, учит детей патриотизму.

Ход урока:

1. Организационный момент, психологический настрой учащихся.

2. Проверка домашнего задания.
Стихотворение «Забудут люди, но помнят потомки»
Ответы на вопросы:

Что означает слово потомки?

Назови идею стихотворения.

Понравилось ли тебе стихотворение?

Назовите автора произведения?

3. Сообщение темы и целей урока.

Ребята, мы продолжаем знакомиться с произведениями, посвященными 65-летию Великой Победы. Очень страшной и жестокой была война, но мы победили. Мы защищали свою Родину, и сколько мы будем жить, столько будем помнить, какой ценой досталась победа.

4. Просмотр ролика «День Победы»

Сейчас я предлагаю просмотреть ролик, посвященный героям Великой Отечественной Войны.

Какие чувства он у вас вызвал? (Патриотизма, благодарности, уважения, долга)

5. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с автором, который, большое внимание в своём творчестве уделял ВОВ.

Презентация (слайды 1-3). Биография автора: Саги Жиенбаев родился в 1934 году в Актюбинской области. После окончания педагогического института им. Гоголя в Кызылорде работал учителем в средней школе в г.Жезказгане, затем — в печатных органах Союза писателей Казахстана. (Қазақ әдибиеті), «Жұлдыз»), редактором отдела поэзии издательства «Жазушы». Вскоре появляется первая книга стихов «Карлыгаш» («Ласточка»), через десять лет — книга стихов на русском язы­ке «Я помню ту весну». Жиенбаев занимается также переводами на казахский язык произведений русских и зарубежных писателей — Д. Байрона, Р. Тагора, А. Мицке­вича, А. Твардовского, Р. Гамзатова, Э. Межелайтиса, Д. Кугультинова и других.

Презентация (слайды 3-6). С. Жиенбаева как поэта и человека волновала тема Великой Отечественной войны. Результатом явилась поэма «Алия», отрывок из которой представлен в учебнике. Герой Советского Союза Алия Нурмухамедовна Молдагулова родилась в 1925 году в ауле Бес-Копа Хобдинского района Актюбинской области. Воспитывалась у родственников, с которыми переехала в Ленинград. В Ленинграде жила в детском доме, училась в школе №9. В 1942 году добровольцем вступила в Красную Армию, закончив в Москве школу снайперов. С августа 1943 г.— на фронте. Алия прекрасно владела вверенным ей оружием, была

смелой и отважной. 11 января 1944 г. в тяжелом бою у деревни Казачиха (Псковская область) первой поднялась, в атаку, увлекая бойцов, чем обеспечила успех боя. 15 мая 1944 г. вблизи железнодорожной станции Новосокольники (Псковская область) была смертельно ранена. Было ей в ту пору 19 лет.

О подвиге А. Молдагуловой снят фильм, о ней написано немало книг, среди которых повести «Алия Молдагулкызы» Ж. Жумаханова, «Шыгыс Шынары» А. Нурмахановой, роман «Алия» в книге С. Смородкина «Героини», поэма С. Жиенбаева «Алия».

Презентация (слайды 7-15). Композитор С. Байтереков написал об Алие одноименную песню, за исполнение которой казахстанская певица Роза Рымбаева была удостоена Гран-при на фестивале песни в Сопоте (Польша). Просмотр фотографий Алии Молдагуловой, памятников посвященных ей, прослушивание песни «Алия».

6.Первичное чтение отрывка учителем.

Ребята, обратите внимание на мелодичность стихотворения — это песня, которую поет народ. Поэтому отрывок следует читать мягко, напевно, лирично.

7. Вторичное чтение учащимися.

8. Анализ. Тема стихотворения — обращение к Алие, разговор о ее подвиге.
Таким образом, между темой произведения и его названием существует прямая
связь.

В небольшом по объему отрывке не меньше 9 сравнений. Жизнь Алии подобна восходу яркой звезды — вспыхнула, блеснула, осветила, согрела на мгновенье — и погасла: ведь девушке было неполных 19 лет, когда она погибла! Но свою короткую жизнь она прожила достойно, ярко, с честью, оставив о себе вечную память. Поэтому имя Алии поэт сравнивал с облаком, летящим в вышине. Облако в небе — невесомое, воздушное, белоснежное, радующее взор, как образ этой чистой, нежной девушки. Под стать ей и ее имя — мягкое, мелодичное, ведь в нем всего один согласный звук и четыре гласных звука, придающих слову повышенную музыкальность. Эта хрупкая, слабая на вид девушка совершила подвиг, значение которого поэт сравнивает с величием гор Алатау. В этих двух строчках («Как Алатау, велик подвиг твой, Алия!») заключена основная мысль всего произведения, которая красной нитью проходит через все стихотворение.

Алия погибла в последний месяц весны — 15 мая — когда в степи буйно цвели маки и тюльпаны. И теперь каждую весну вся степь, как бы в память о девушке, «цветет красным, как кровь» цветами.

О лице Алии поэт пишет «лик»— и сразу встают в памяти юные чистые лики мадонн на картинах мастеров живописи. Алия так же нравственно безупречна, так же нежна и полна любви к людям, за счастье которых она отдала самое дорогое -жизнь. Автор говорит, что для увековечения памяти об Алие Молдагуловой были изваяны мраморные памятники, бюсты («Юный твой чистый лик в мраморе повторят»).

В этом двустишии поэт использовал два определения к слову «лик» (юный и чистый), одно из которых является эпитетом. Слово «юный» используется здесь в своем прямом значении — не достигший зрелого возраста, свойственный молодым (юное лицо — очень молодое лицо) и эпитетом не является. Слово «чистый» в своем основном значении — «лишенный грязи, не имеющий грязи» к словосочетанию «чистый лик» отношения не имеет. В смысловом и эмоциональном отношении поэтом использовано переносное значение этого слова — «нравственно безупречный, искренний». Слово «чистый» в выражении «чистый лик» употребляется как эпитет. Память об Алие будет жить не только в памятниках. Имя ее навсегда осталось в истории Родины, сердце героини бьется в унисон с сердцем родной земли.

9. Чтение стихотворения детьми.

10.Ребята на Востоке только две девушки удостоены звания Героя Советского Союза и обе они из Казахстана. Первая — Алия Молдагулова, со второй мы познакомимся на следующем уроке — это Маншук Маметова.

11. Итог урока, рефлексия оценки.

12.Домашнее задание: с. 276 наизусть.

Файлы: Императорский.ppt
Размер файла: 853504 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология