Автор конспекта:
Автор(ы): — Григоренко Ирина Григорьевна

Место работы, должность: — МБОУ СОШ №4 им.П.И.Климука, г. Щёлково, учитель музыки

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Способствовать расширению знаний о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник "Музыка" 4 класс, авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Используемое оборудование: —

1. Мультимедийный проектор

2. Экран

3. Синтезатор

4. Фортепиано

5. Музыкальный центр

6. Ноутбук

Используемые ЦОР: —

презентация (22 слайда)

Краткое описание: — Урок музыки в 4 классе по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной "Царит гармония оркестра". Проблема урока: какие инструменты симфонического оркестра самые главные.

ТЕМА УРОКА: « СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»

ЦЕЛИ УРОКА :

Способствовать расширению знаний о музыкальных инструментах, входящих в состав симфонического оркестра.

Способствовать развитию музыкальной памяти, вокально-хоровых навыков, творческому мышлению, умению слушать и анализировать музыку.

Способствовать воспитанию устойчивого интереса к музыке, музыкальным инструментам.

.

ТИП УРОКА :

Углубление и расширение знаний.

ВИД УРОКА :

Урок-путешествие.

ПРОБЛЕМА УРОКА :

«Какие инструменты в симфоническом оркестре самые главные»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

«Симфонический оркестр», «дирижер», «струнные», «духовые», «ударные», «антракт», «симфония».

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Мультимедийный проектор

2. Экран

3. Синтезатор

4. Фортепиано

5. Музыкальный центр

6. Ноутбук

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД:

  • Песня «Музыка и дети» сл. Пляцковского, муз. Орлова
  • Муз. Бизе Увертюра к опере «Кармен»
  • Муз. Рубинштейна. «Мелодия»
  • ЗРИТЕЛЬНЫЙ РЯД:

  • Муз. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». исп. симфонический оркестр.
  • ЦОР:

  • Презентация (21 слайд)
  • Слайд №1 Заставка.

    ХОД УРОКА:

  • МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП:
  • (учащиеся входят в класс, рассаживаются по группам)

    Музыкальное приветствие:

    -Здравствуйте, ребята!

    -Здравствуйте!

    Слайд №2. Звучит музыка. Бизе, Увертюра к оп. «Кармен». исполняет симфонический оркестр.

    — Я приглашаю вас отправиться в музыкальное путешествие.

    — Как вы думаете, куда мы попали?

    ( в театр, наверное на концерт)

    — Как бы вы назвали ансамбль, который вы видите на сцене.

    (симфонический оркестр)

    — Почему?.

    ( в его состав входят инструменты симфонического оркестра)

    — Правильно! И тема нашего урока:

    Слайд № 3. «СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР»

    Слайд №4. «ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах».

    — Сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра.

    ( четыре группы: струнные смычковые, духовые деревянные,

    духовые медные, ударные)

    -Сколько же нужно музыкантов для такого оркестра.

    ( оркестр – это коллектив, котором должно быть не менее 20 человек.

    В симфоническом оркестре может быть и 100 музыкантов)

    — Путешествуя по симфоническому оркестру и знакомясь с инструмен-

    тами, нам нужно решить проблему:

    Слайд № 5 «КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СИМФОНИЧЕСКОМ
    ОРКЕСТРЕ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ»

    2.ОПЕРАЦИОННО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП.

    — И сегодня я не зря рассадила вас по группам. Каждая группа будет представ-

    лять определенную группу музыкальных инструментов. Например:

    №1. Струнно-смычковых инструментов

    №2. Деревянно-духовых инструментов

    №3 Медно-духовых инструментов

    №4 Ударных инструментов.

    ( расставляю карточки на столы)

    Путешествуя по этим группам, попытаемся выяснить: кто же лучше всех,

    кто самый главный.

    — Я попрошу представителей от каждой группы подойти к столу и выбрать

    карточки с названием тех инструментов, которые относятся к вашей группе.

    ( выходят, разбирают)

    — Я попрошу назвать ваши инструменты.

    (называют)

    — Вашим домашним заданием была подготовка информации о музыкальных

    инструментах, входящих в состав симфонического оркестра. Вы должны убедить всех, что ваша группа инструментов в оркестре самая главная. Речь должна быть краткой и убедительной.

    На подготовку я вам даю несколько минут.

    Слайд №6. Группы симфонического оркестра

    -Я думаю, что наше путешествие мы начнем со СТРУННО-СМЫЧКОВОЙ ГРУППЫ.

    ( ответы детей)

    Слайд № 7 ГРУППА СТРУННО-СМЫЧКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

    — Наше путешествие продолжается. Мы сделаем остановку у ДЕРЕВЯННЫХ

    ДУХОВЫХ.

    (ответы детей)

    Слайд № 8 ГРУППА ДЕРЕВЯННО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

    -А теперь мы готовы встретиться с МЕДНЫМИ ДУХОВЫМИ.

    (ответы детей)

    Слайд № 9 ГРУППА МЕДНО- ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

    — Нас приглашает в гости самая веселая, самая шумная группа оркестра.

    УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, вы готовы себя похвалить.

    (ответы детей)

    Слайд № 10 УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

    -Каждая группа имела право доказать, что она лучшая и самая главная.

    А теперь, чтобы убедиться и установить, кто же главнее , я предлагаю вам

    не просто послушать музыку, а увидеть , как работает настоящий большой

    СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР.

    Слайд № 11 ВИДЕОРОЛИК.

    ИСПОЛНЯЕТ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. П.И.ЧАЙКОВСКИЙ. «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» ИЗ БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК».

    — Вам понравилось? А теперь разрешите задать вам несколько вопросов:

    1. Вам это произведение знакомо! Кто его автор и как оно называется.

    2. Какое настроение создает эта музыка.

    3. Если бы вы были художником, какие цвета вы бы подобрали для этой музыки?

    4. Как называют человека, который в оркестре не играет на инструменте.

    5. Каждый из вас увидел и услышал свою группу инструментов. А что произойдет, если убрать одну группу из оркестра? (оркестр будет звучать по-иному, потеряется то неповторимое и уникальное, что присуще данной группе )

    6. Так какая же группа самая главная.

    ( ответы детей)

    — Вот мы и решили нашу проблему.

    Слайд 12:

    ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ ГЛАВНЫЕ.

    ОНИ ДОПОЛНЯЮТ И УКРАШАЮТ ДРУГ ДРУГА.

    Слайд № 13 (прочтите, пожалуйста, стихотворение )

    Оркестр симфонический вас может угостить:

    Поэмой драматической, симфонией эпической,

    Фантазией лирической, рапсодией трагической.

    Всех инструментов голоса сольются

    И тогда услышим, как шумят леса,

    И как журчит вода, и как дрова трещат в огне,

    И как ветер злится,

    И как мечтает о весне продрогшая синица!

    — Мы с вами познакомились с музыкальными инструментами симфо-

    нического оркестра, побывали на концерте и я думаю, что настало время

    объявить перерыв.

    — Как такой перерыв называется? (Антракт).

    Слайд № 14 АНТРАКТ – ЭТО ПЕРЕРЫВ МЕЖДУ ОТДЕЛЕНИЯМИ КОНЦЕРТА

    -Я объявляю АНТРАКТ! Предлагаю вам сесть поудобнее. Во время антракта мы с вами исполним песню «Музыка и дети»

    Слайд № 15

    ( исполнение песни хором, а затем по группам)

    3.ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.

    — Наш антракт закончился и мы продолжаем свою работу.

    -Мы работали в группах, познакомились со всеми инструментами , чтобы

    решить проблему: КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ САМЫЕ ГЛАВНЫЕ и

    пришли к выводу, что ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ОРКЕСТРЕ РАВНЫ,КАЖДАЯ ГРУППА УНИКАЛЬНА И НЕПОВТОРИМА.

    -У вас на столах лежат листочки. Подпишите их, пожалуйста.

    Тестирование учащихся.

    Слайд № 16.

    1. Какая группа музыкальных инструментов самая большая в оркестре.

    А) Деревянная духовая

    Б) Ударная

    В) Струнная

    Слайд №17.

    2. Какой инструмент называют «царицей музыки»

    А) Гитара

    Б)Арфа

    В) Труба

    Г) Скрипка

    Слайд №18

    3. Название какого инструмента в переводе с латинского означает «вязанка дров»?

    А) валторна

    Б) фагот

    В)гобой

    Г) кларнет

    Слайд №19

    4. Как называют человека, который руководит оркестром.

    А) директор

    Б) администратор

    В) дирижер

    Г) музыкант

    Слайд №20. (Правильные ответы.)

    — А теперь поменяйтесь листочками, проверьте ответы и поставьте друг другу оценки. ВСЕ ответы правильные – 5, Одна ошибка – 4

    Две ошибки – 3, три ошибки – 2.

    -Наш урок подошел к концу, но на этом встречи с симфоническим оркестром у нас не завершаются. А это значит, что мы будем еще и еще наслаждаться музыкой этого могучего инструмента, имя которому…

    -Симфонический оркестр.

    Слайд №21

    Домашнее задание: Составить кроссворд, где ключевым словом является «оркестр».

    Музыкальное прощание.

    Слайд №22.

    презентация:http://files.mail.ru/83FFA1CCFE4A488EA1841A50FBA65DBF

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология