Автор конспекта:
Автор(ы): — Батерина Людмила Григорьевна

Место работы, должность: — МБОУ «Таицкая средняя школа», пестун

Регион: — Ленинградская местность

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее сортообразование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 11 разряд

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Исследовать вероятные версии причин победы советского народа во время
Сталинградской битвы и выбрать больше значимые ради понимания и оценки событий тех дней; способствовать нравственному воспитанию молодёжи на уроке. Учащиеся продолжают развивать исследовательские умения рядом работе с дополнительными источниками, актуализировать раньше изученное, устанавливать причинно-следственные связи, выделять суть и систематизировать материал; доказывать свою точку зрения и выслушивать альтернативную; решать проблему.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Приказ НКО №227 "Ни шагу назат"

Документ №1 Разные оценки приказа №227\

Документ №2 О реагировании личного состава частей Сталинградского фронта на наказ №227

К.Симонов "Если дорог тебе твой дом"\

Документ №3 "Воспоминания участников войны"

Из экспресс-интервью Н.Павленко кореспонденту журнала родина

Из статьи В.Кондратьева "Оплачено кровью"

Фрагменты изо произведения В.Гросмана "Жизнь и судьба"

Служебная мемуары №54 второго спец отдела НКВД СССР

Из спец сообщения №26 отделения ВС 63-й армии "О перерегистрации армейской почты"

Используемая методическая литература: —

И.В Белявский, Л.С Павлова Методика преподования истории в школе

ГИЦ ПРОМАТУР 2001 год

Дайри Н.Г "Современные требования к урокам истории"

Используемое оборудование: —

карта «Сталинградская битва», таблица: «Соотношение сил во минута Сталинградской битвы»; плакаты художника В.Б. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», и художника Н.Н. Жуков «Бей на смерть!»; топливомаслораздаточный материал ради работы в группах,

Приказ НКО №227 "Ни шагу назат"

Документ №1 Разные оценки приказа №227\

Документ №2 О реагировании личного состава частей Сталинградского фронта на наказ №227

К.Симонов "Если дорог тебе твой дом"\

Документ №3 "Воспоминания участников войны"

Из экспресс-интервью Н.Павленко кореспонденту журнала родина

Из статьи В.Кондратьева "Оплачено кровью"

Фрагменты изо произведения В.Гросмана "Жизнь и судьба"

Служебная мемуары №54 второго спец отдела НКВД СССР

Из спец сообщения №26 отделения ВС 63-й армии "О перерегистрации армейской почты"

Краткое описание: — Урок изучения нового материала, форма-исследование. Работа учащихся в группах.

1. Вступительное омограф учителя.
Сталинградской битве посвящено большое численность литературы. И тем не менее, обращаясь к данным событиям, с высоты сегодняшнего дня мы должны признать, что, во-первых, о Сталинградской битве сказано отдаленно не всё. До сих пор в её историографии есть много «белых» , «чёрных» и даже «кровавых пятен».
Во-вторых, подавляющее большинство работ написано с казённо-патриотических позиций.
Многие события «сражения века» представлены в искажённом ,а порою и в фальсифицированном виде. Действия советских войск идеализируются, доминирует мажорно-победный тон; не принято было говорить о горьких уроках ошибочных решений, реальных масштабах поражений и потерь.
Да напротив и быть не могло. На «историков» давил философический пресс. Во минута и следом войны на всех работах о Сталинградской битве, что и в полость о Великой Отечественной войне , лежал поацит культа личности Сталина, считавшегося ни в чём непогрешимым , творцом всех побед. После развенчивания культа личности наперечет что будто изменилось.
По-прежнему авторы упивались победой и замалчивали правдивые и трагические страницы Сталинградской эпопеи.
Помимо этого, исследователи использовали условный роббер источников. Многие фонды были просто-напросто закрыты. Всё это породило массу мифов и недомолвок.
К счастью , в наши дни статус-кво дел изменилось. Мы можем и должны истеблишмент правду о тех Великих днях, каковой бы она не была горькой неужто радостной, печальной неужто торжественной.
Это наш задолженность поперед теми , кто погиб, защищая нашу жизнь, наше будущее…
Возвращаясь в далёкое прошлое, анализируя и исследуя события тех дней, пытаясь найти ответы на проблемные вопросы Сталинградской битвы, мы продолжаем конференцсвязь поколений и восстанавливаем кэш о тех , кто безвозвратно остался лежать в нашей многострадальной земле.

2. Проблемное задание
В нынешнем Волгограде повсеместно разрешено увидеть постаменты с изображением небольших танков. Это линия обороны, показывающая, что будто затем этого рубежа ворог не прошёл.
Некоторые изо них отделены от Волги несколькими десятками метров. Так «почему фашисты смогли пройти тысячи километров задолго Сталинграда, однако крохотку сот метров, отделяющих их от Волги, преодолеть не смогли?»
Давайте попытаемся, работая с дополнительными источниками , которые были открыты ради всеобщего обозрения ни на волос недавно, приоткрыть завесу тайны по-над вопросом об истинных причинах победы советских людей во минута Сталинградской битвы.

ПЛАН.
1) Шансы на победу… (характеристика и исследование военно-стратегического положения до Сталинградской битвы)
2) Исследование вероятных версий причин победы в Сталинграде.
1) Шансы на победу…

Задание: работая с картой , охарактеризуйте военно-стратегическую обстановку, которая сложилась на южных рубежах СССР до Сталинградской битвы
УЧЕНИК: В результате потери Крыма, поражение наших войск в районе Барвенково, в Донбассе и лещадь Воронежем недруг по-новому захватил стратегическую инициативу и , подведя свежие резервы, начал стремительное рейд к Волге и на Кавказ. К середине июля, отбросив наши войска после Дон от Воронежа задолго Клетской и от Суровикино задолго Ростова, войска фашистов завязали драка в значительный излучине Дона, стремясь прорваться к Сталинграду.
УЧИТЕЛЬ: Оцените сложившуюся обстановку ради судьбы страны.
УЧЕНИК: К лету 1942 годы создалась прямая предостережение выхода противника на Волгу и Северный Кавказ, предостережение потери Кубани и всех путей сообщения с Кавказом, потери важнейшего экономического района, снабжавшего нефтью армию и промышленность.
Таким образом, по-новому создалась предостережение ради Отечества! Судьба страны решалась лещадь Сталинградом.
Задание: работая с таблицей «Соотношение сил в ходе Сталинградской битвы», сделайте умозаключение о степени готовности к битве двух сторон.
УЧЕНИК. Немецко-фашистские войска превосходили советские:
в личном составе в 1,7 раза
в артиллерии и танках в 1,3 раза
в самолётах в 2 раза
Сложность обстановки состояла вдобавок в том, что будто наши войска испытывали острый убожество в противотанковой и зенитной артиллерии. Большинство дивизий, прибывших изо резерва Ставки, ещё не имели боевого опыта , другие дивизии были измотаны в предыдущих боях. Открытый степной этос местности позволял вражеской авиации производить удары по советским войскам и наносить значительный урон в людях, вооружении и ратный технике.

Задание: познакомившись с дополнительным материалом ,сделайте умозаключение о психологическом состоянии немецких окопник до битвы.

Документ №1. Из дневника Вильгельма Гофмана: «Командир роты говорит, что будто русские войска ни на волос разбиты, держаться затем не могут. Выйти на Волгу и взять Сталинград не такое змея сложное дело. Фюрер знает, где-нибудь слабое кусок у русских, триумф близка…»
Документ №2. Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова: «В боях и полский службе тевтонский окопник знал своё дело, был упорен, самоуверен и дисциплинирован …». «Советскому воину пришлось иметь брань с опытным и сильным врагом, у которого вырвать победу было не так- в частности просто. Штабы немецких частей, соединений и армий были обучены современным способам организации боя, сражений и операций. Управление войсками осуществлялось рядом помощи радиосредств, которыми они были обеспечены. В ходе сражений они напористо добивались от войск выполнения поставленных задач»
П р о в е р к однако з однако д однако н и я.
— Каковы же были шансы на плод у советских войск лещадь Сталинградом?
УЧИТЕЛЬ. Таким образом, познакомившись с обстановкой, соотношением сил, ратный и психологической готовностью немецких войск , мы имели вероятность убедиться в том, сколь сильны были наши враги, и по-новому вспоминаются слова Василия Гроссмана:
Почему фашисты сумели пройти тысячи километров задолго Сталинграда, а
крохотку сот метров, отделяющих их от берегов Волги, пройти не смогли?

ЧТО ЖЕ ОСТАНОВИЛО ВРАГОВ?

2) Исследование вероятных версий причин победы лещадь Сталинградом.
З А Д А Н И Е : работая в группах, исследуя и анализируя предписанный материал, попытайтесь выявить весомые причины, которые привели к победе. Накануне урока , обсуждая предполагаемые версии, вам имели вероятность определить своё фигурирование в пирушка неужто иной группе, руководствуясь рядом этом степенью интереса к пирушка неужто иной версии, наличием знаний по ним.
Н однако р однако б о т у о т в о д и т с я 10-15 м и н у т .

Вопросы к творческой группе №1.

УЧИТЕЛЬ. Ваша авиагруппа исследовала и анализировала версию №1: «Приказ №227 «Ни шагу назад!» сыграл важную занятие в ходе битвы и помог остановить врага»
Группе задаются следующие в о п р о с ы:
— Чем обусловлено приход данного приказа?
— Какие меры по исправлению создавшегося положения предполагал наказ №227?
— Чем поразил Вас данный приказ?
— Что означал ради судеб людей данный приказ?
— С вашей точки зрения , правомерны единица был столько суровые меры ?
— Предположите, возможны единица были другие методы по исправлению положения в сложившейся ситуации?
— На чём основывалась позиция бойцов и командиров, идущих в бой, действовавших на основании данного приказа?
— Как вам думаете , закономерен единица был данный наказ ради сталинского тоталитарного режима? Своё усмотрение обоснуйте.
— Как оценивали данный наказ бойцы и командиры? Как вам поняли замечание красноармейца Лодзинского: «… Этот наказ является последней предсмертной судорогой советской власти…» Что , по-вашему , он имел ввиду?
— Какую изо приведенных оценок вам разделяете? Почему?
— Познакомившись с документами, считаете единица вы, что будто наказ №227 привёл нас к победе?

Своё усмотрение аргументируйте.

После обсуждения и анализа версии, в которой участвует дотла класс, на доске появляется графическая таблица: «Возможные причины победы»

. Вопросы к творческой группе №2.

УЧИТЕЛЬ. Ваша авиагруппа работала по-над версией: «Психологическая боеготовность борьбы с врагом»
Группе задаются следующие в о п р о с ы:
— К каким чувствам взывали произведения литературы и искусства?
— Сегодня некоторые критики упрекают К. Симонова в отсутствии у него должного гуманизма, приводя в качестве примера его эпод «Если дорог тебе твой дом,,,» Что вам можете сказать по этому поводу?
— Что разрешено сказать о психологической готовности советских воинов к отпору врага?
— Исходя изо приведённых документов, скажите, нежели руководствовались наши солдаты, шагая в драка с врагом?
— Может единица эта вариант быть отнесена к числу вероятных побед лещадь Сталинградом? Своё усмотрение обоснуйте.

После дискуссии на доске заполняется таблица.

Вопросы к творческой группе №3.

УЧИТЕЛЬ. Данная авиагруппа анализировала и исследовала версию « Цена победы- большая кровь»
Группе задаются следующие в о п р о с ы.

— Согласны единица вам с представленной версией, изучив предложенные материалы? Свой отзыв обоснуйте.

— Может единица подобная вариант считаться весомой ради выявления причин победы лещадь Сталинградом?

После дискуссии заполняется таблица.

Вопросы к творческой группе №4.

УЧИТЕЛЬ. Группа исследовала версию « Боевая могучесть и военное искусство». Мы энеолит гордились воинским искусством нашей армии. Казалось , сомневаться в этом вопросе не приходится. Но не будем спешить, нонче авиагруппа анализировала и исследовала материал, ставящей лещадь недоверие эту непреложную истину
Группе задаются в о п р о с ы.
— С каковой изо приведённых оценок советского военного искусства высшего командного состава Красной Армии вам согласны: Почему?
— При каких условиях , по мнению Б. Соколова, страгедия могла быть успешной?
— Используя знания по истории Сталинградской битвы, попытайтесь определить, имели единица кусок оригинальность и карт-бланш в действиях командного состава?
— Является единица представленная вариант весомой причиной ради победы лещадь Сталинградом?

После дискуссии заполняется таблица.
Версия №5: "не страх, однако свобода- главная причина успеха"

Вопросы к творческой группе №5.

УЧИТЕЛЬ. Группе задаются следующие в о п р о с ы.

— Какие факторы , судя по документам, определили победу во минута Сталинградских событий?
— Представляются единица вам верными высказанные в документах и материалах мысли?
— Что поразило вас в защитниках дома 6/1?
— Что их всех объединяет?
— Вспомните слова одного изо героев романа Василия Гроссмана « Жизнь и судьба», «управдома» Грекова: после что будто они воюют?
— Как вам думаете отчего либреттист не оставляет этого героя в живых?
— Может единица подобная вариант объяснить причину победы в 1943 году?

Учащиеся обмениваются мнениями, следом зачем заполняется таблица.

Вопросы к творческой группе №6.
УЧИТЕЛЬ. Группа работала по-над версией: «Великое мужество, героизм, беззаветность нашего народа, его патриотизм привели нас к победе»
Группе задаются в о п р о с ы:
— Приведите примеры мужества и героизма, проявленные во минута Сталинградской битвы.
— Подумайте, что будто заставило:
1. Сержанта Павлова в протяжение 59 дней защищать оригинальный дом- крепость;
2. Ценою своей жизни оставить емкость М. Паникаху;
3. .Восстановить конференцсвязь Титова?
— Сопоставить их действия и поступки с приказом №227.
Может единица такая вариант претендовать на истину?

После дискуссии на доске заполняется таблица.

УЧИТЕЛЬ. Мы, конечно, рассмотрели отдаленно не все версии, однако такую задачу поперед внешне и не ставили. Давайте подведём итоги нашей совместной работы. За урок нам удалось рассмотреть и проанализировать изрядно известные и относительно новые о событиях и действующих лицах Сталинградской эпопеи. В результате работы творческих групп мы предположили цифра вероятных версий победы в Сталинградской битве.
Давайте обратимся к таблице.

3) Работа с таблицей.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ ПОД СТАЛИНГРАДОМ.

Приказ №227 Психологическая Великое Советское «большая
«Ни шагу назад» мужество, военное кровь»
состояние боеготовность героизм. искусство.
«внутренней
свободы».

УЧИТЕЛЬ. Давайте обратимся к теме нашего урока.
Задание: соотнесите наименование темы и материалы разработанной нами таблицы
— К каким выводам вам приходите?
— Что сыграло главную занятие в достижении победы, с вашей точки зрения: СТРАХ неужто СВОБОДА?
( При ответе рассматривайте приведённые версии)
— Можно единица обобщающе опираться на страх, особливо во минута военных действий?
— Как вам понимаете слова Ольги Бергольц?

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, что тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Что внуки позавидовали б нам.
Что с вашей точки зрения, означают слова писателя-фронтовика Кондратьева, тот неужто другой утверждает, что будто победили мы «вопреки, однако не благодаря бесчеловечной системе террора и принуждения»?
— Не словно бы единица вам, что будто лещадь Сталинградом тоталитарная система, которую в частности холил и лелеял Великий Вождь, в ближайший однажды дала сбой?
— Не словно бы единица вам, что, находясь в осаждённом городе в жутко трудных условиях, советские толпа осознали, что будто они не винтики в маховом колесе государства, осознали в полной мере своё собственное Я, ценность и ответственность.
— Может быть, вследствие зачем в частности много у нас в городе памятных мест, посвящённых Настоящим Героям? А скольких героев мы не знаем?

Идёт обсуждение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Иной, возможно, подумает: однако полно единица ворошить это страшное былое, в ближайший однажды бередить раны? Люди , мол, устали от рассказов о войне, так и написано о ней немало…
Нет недостаточно! Не всё мы знаем, однако главное- понимаем в нашем прошлом. Сегодняшний наш урок- тому лучистый пример! Может, кто-то изо нас впервые задумался о том, что и отчего пришла к
нам победа… Какую цену мы после неё заплатили… Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на кусок наших предков, понять, что будто двигало их в те далёкие дни. А фактически это намного важно!
И чисто прав поэт, писавший:

Я не безрезультативно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память- наша совесть,
Она, что правда, нам нужна.
Жизнь убеждает нас в том, что, каким полно точка зрения нашего поколения на войну, таким и полно завтрашней сутки всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее.
Размышляя по-над услышанным, мы не просто впитываем сии знания, мы становимся другими, учимся рассматривать исторические события с разных точек зрения, оценивать и анализировать их. Так наше поколение становится поближе к прадедам, вернее их понимает.
А это намного важно: не осудить, не быть безразличным, не просто похвалить , однако понять.
Закончился наш урок, однако не завершились наши размышления по-над ним.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: эссе « Свобода неужто страх…» ( Какие факторы стали определяющими ради победы в Сталинградской битве?).

Файлы: svoboda ili strah.doc
Размер файла: 581120 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология