Автор конспекта:
Автор(ы): — Рогачёва Людмила Васильевна
Место работы, должность: — ГБОУ АО «Киземская СКОШИ», учитель
Регион: — Архангельская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Естествознание
Предмет(ы): — Природоведение
Цель урока: —
создание на уроке оптимальных условий для получений новых знаний (свойства воды) путём исследований.
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемое оборудование: —
мультимедиа проектор; «Дневник юного исследователя» (8шт.); лабораторная посуда на каждого ученика: 2 стаканчика, 1 воронка, стеклянная палочка, пробирка; крахмал, мел, сахарный песок, соль, сода; микроскоп; одноместный ученический стол для микроскопа; цветные полоски бумаги; разовые стаканчики (8шт.); кипячёная и сырая вода; трафарет стаканчика.
Краткое описание: — урок-исследование. Задачи: научить детей выполнять несложные исследовательские действия по определению свойств воды; закрепление умений по использованию лабораторной посуды; развитие познавательного интереса и самостоятельности; воспитание умения сотрудничать.
Конспект урока природоведения
в коррекционной школе в 5 классе
Тема: Вода. Знакомая незнакомка.
Цель:создание на уроке оптимальных условий для получения новых знаний (свойства воды) путём исследования.
Задачи:
§ научить детей выполнять несложные исследовательские действия по определению свойств воды;
§ закрепление умений по использованию лабораторной посуды;
§ развитие познавательного интереса и самостоятельности;
§ воспитание умения сотрудничать.
Оборудование: мультимедиа проектор; «Дневник юного исследователя» (8шт.); лабораторная посуда на каждого ученика: 2 стаканчика, 1 воронка, стеклянная палочка, пробирка; крахмал, мел, сахарный песок, соль, сода; микроскоп; одноместный ученический стол для микроскопа; цветные полоски бумаги; разовые стаканчики (8шт.); кипячёная и сырая вода; трафарет стаканчика.
Ход урока:
1 слайд как заставка уже на экране.
Что может быть проще воды? Что может быть известнее воды? А что вы знаете о воде? Какая она?
АМО Метод организации самостоятельной работы над темой
«Автобусная остановка»
Цель:научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 4 человека
Численность: весь класс
Время: 10 мин.
Материал: листы большого формата, фломастеры.
Проведение: класс 8 человек делится на 2 группы по 4 человека, т.е. две остановки. Каждой даётся вопрос на обсуждение. Что можно делать с водой? Какая она? В течение 4 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу 3 минуты. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Я полагаю, (2 слайд) что вода для вас такая же знакомая незнакомка и многое о свойствах воды вы не знаете. А если и знаете о каких-то свойствах, то уж точно ни когда не доказывали это опытным путём. Чтобы лучше узнать и доказать некоторые свойства воды, нужно её исследовать.
(3 слайд) Постановка цели и задач.
(4 слайд) Все данные заносить будете в «Дневник юного исследователя». На партах у вас находится лабораторная посуда. Повторим правила техники безопасности при работе со стеклянной посудой.
(5 слайд) Учащиеся определяют цвет воды с помощью разноцветных полосок бумаги, поднося их к стакану с водой. (Можно приготовить заранее несколько стаканов с подкрашенной водой синего, белого, желтого цветов для сравнения, если учащиеся скажут, что вода синего или белого цвета, показать подкрашенную воду). Результат исследования заносят в дневник.
(6 слайд) Форму воды определяют путём сравнения, разливая воду в различные сосуды. Результат исследования заносят в дневник.
(7 слайд) Вкус воды определяют, пробуя из разовых стаканчиков питьевую воду. Результат исследования заносят в дневник.
(8 слайд) Запах воды определяют, нюхая воду. Для сравнения можно дать понюхать жидкость с запахом (духи, уксус и т.д.)
(9 слайд) Проверка занесённых данных в дневник исследователя.
(10 слайд) закончился Iэтап исследования.
(11 слайд) Физкультминутка.
Активный метод релаксации
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение:
По команде учителя нужно изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
(12 слайд) Растворимые и нерастворимые в воде вещества.
(13 слайд) Учащиеся работают по плану, исследуя на растворимость в воде, данные им вещества (сахарный песок, соль, мел, крахмал, соду). Вещество засыпают в стакан с водой, размешивают, а затем пропускают через фильтр.
(14 слайд) Проверка полученных данных: растворимые в воде вещества.
(15 слайд) Проверка полученных данных: нерастворимые в воде вещества.
(16 слайд) Для точности исследования нужно рассмотреть под микроскопом крупинки соли. Дети увидят крупные серые кристаллы, которые зарисуют в дневник исследователя. После растворения соли в воде, рассмотрят солёную воду под микроскопом. Дети увидят очень маленькие частички в воде. То же самое проделать с крахмалом.
(17 слайд) Проверка занесённых данных в дневнике исследователя.
(18 слайд) Зарисовка стаканчика с раствором вещества.
(19 слайд) Мы с вами занимались исследованием некоторых свойств воды. Какие-то вам были известны, что-то вы узнали впервые. Но все они были вами исследованы. Сейчас вам предстоит защита результатов исследования. Учащиеся рассказывают о полученных результатах исследования.
— Сегодня вода, наша знакомая незнакомка стала для вас чуточку понятней. Ещё много у воды различных свойств, которые вам предстоит узнать. Вот, например, может ли вода растворить стиральный порошок без осадка.
(20 слайд) Домашнее задание. Узнать растворяется ли в воде стиральный порошок и глина.
— На воду, как и на огонь можно смотреть часами. Она завораживает, околдовывает. Сколько тайн ещё хранит вода. Узнаем ли мы когда-нибудь о них.
(21 слайд – 32 слайд) Просмотр под музыкальное сопровождение слайдов о воде.
(33 слайд) Подведение итогов урока. Метод рефлексии «Светофор»
Цель:оценить собственный вклад в работу, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока.
Участники:все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут
Необходимые материалы:ватман или флипчат, стикеры красного, желтого и зеленого цвета.
Проведение:каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для выполнения домашнегозаданий.
Варианты/ примечания:Листочки могут быть круглой формы. Особо сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока. На доске появляется наглядный итог урока в виде светофора.
На экране по очереди появляются фото детей Выставление оценок.
Файлы: Ильгиза 1 класс.doc
Размер файла: 31744 байт.