Автор конспекта:
Автор(ы): — Крюченкова Марина Николаевна
Место работы, должность: —
МБОУ "Гатчинская НОШ 5"
учитель начальных классов
Регион: — Ленинградская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Литературное чтение
Предмет(ы): — Математика
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — проект
Краткое описание ресурса: —
Для проекта взята тема Старинные русские единицы измерения длины. Казалось бы, зачем… Но в нашей речи до сих пор используются устойчивые выражения, пословицы, поговорки, в которых мы встречаем версы, вершки, локти ит.д. Что это, откуда пошло?
Методический паспорт проекта
1) Название – «Наука начинается с измерения» (По Д.Менделееву)
2) Руководитель проекта – Крюченкова М.Н.
3) Консультанты проекта – родители.
4) Учебный предмет – математика.
5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – литературное чтение
6) Возраст учащихся – 10-11 лет (4 класс)
7) Состав проектных групп
— 1 группа — «Историки» — 3 чел.
-2 группа — «Литераторы» — 4 чел.
— 3 группа — «Издатели» — 5 чел.
8) Тип проекта:
— по ведущей деятельности — поисковый,
— по отношению к предметной урочной системе — урочно — внеурочный.
9) Цели проекта:
— выпустить мини-справочник «Старинные русские единицы измерения длины»;
— создание условий для формирование представлений об эволюции становления отечественной системы измерения.
10) Задачи
1.Расширить знания о единицах измерения длины.
2.Расширить знания о фольклоре русского народа.
3.Учить работать с разными источниками информации.
4.Развивать любознательность и творческие способности.
11) Вопросы проекта
«Историки» — Как без линейки измерить длину, расстояние?
«Литераторы» — Как в русском фольклоре отражаются знания народа о единицах длины?
«Издатели» — Какой мини-справочник можно выпустить о старинных русских единицах длины для ребят нашей школы?
12) Оборудование – ПК с выходом в интернет, энциклопедии, принтер.
13) Аннотация проекта:
Однажды на уроке математики у нас на доске появились фразы: "От горшка два вершка", "Семи пядей во лбу", "Косая сажень в плечах". Что обозначают эти фразы? О чем идет речь? Когда так говорят? Нам стало интересно узнать подробнее.
Все известные нам народы пользовались теми или иными мерами для измерения расстояний, площадей, объёмов и веса различных предметов. «Без меры и лаптя не сплетешь», говорит русская пословица.
Русский народ тысячу лет назад имел не только свою систему мер, но и государственный контроль за мерами. К концу XVIIIвека эта система превратилась в единственную в мире, по своей научной основе, национальную систему мер.
Читая литературные произведения, мы не раз сталкивались со старинными измерениями длины. В современном языке мы их почти не используем. Лишь при чтении художественных произведений сталкиваемся с этими понятиями. Но, тем не менее, значения мер мы должны знать. Ведь это наша история.
Окружающие нас люди в речи используют поговорки, пословицы, в которых звучат непонятные современному человеку единицы длины. Хотелось бы понимать, о чем эти поговорки, какие мудрые мысли в них заложены. Понимание этого дает возможность уважительного отношения к нашему языку, литературе, речи.
14) Предполагаемые продукты проекта:
— презентация о старинных русских единицах длины;
— мини-справочник «Старинные русские единицы измерения длины»;
— выступление на открытом уроке для администрации школы и родителей класса.
15) План работы над проектом:
Подготовительный этап
В речи, в литературе нам встречаются такие высказывания: «От горшка два вершка», «Косая сажень в плечах», «Семи пядей во лбу» и др. Как вы думаете, о чём эти высказывания? Понятны ли они вам? А сможете ли вы измерить длину и ширину вашего стола, не пользуясь современными единицами длины?
Давайте попробуем узнать, как в старину русские люди производили измерения, чем они пользовались? Для этого создадим три группы: «Историки», «Литераторы», «Издатели».
1 группа — «Историки». Как без линейки измерить длину, расстояние? Находим информацию о старинных русских единицах длины.
2 группа — «Литераторы». Как в русском фольклоре отражаются знания народа о единицах длины? Находим пословицы, поговорки, где встречаются старинные единицы длины. Даём им объяснение.
3 группа — «Издатели». Какой мини-справочник можно выпустить о старинных русских единицах длины для ребят нашей школы? Придумайте название, дизайн справочника.
Самостоятельные исследования
1 группа. Дети подбирают материал о старинных русских единицах длины, составляют презентацию, проводят измерения роста детей в классе, используя старинные единицы измерения.
2 группа. Дети подбирают пословицы, поговорки, загадки из русского фольклора с использованием древних русских единиц длины. Дают краткое объяснение поговоркам и пословицам. Оформляют презентацию.
3 группа. Ребята продумывают название сборника, дизайн, составляют таблицы по найденной информации первых двух групп.
Защита проекта
Презентация проекта планируется на открытом уроке для администрации школы и родителей класса.
1 группа и 2 группа – представляют презентацию, созданную в ходе проекта.
3 группа – представляют мини – справочник.
16) Критерии оценивания проекта
1. Содержательность, логичность, последовательность изложения материала в работе в соответствии с темой и задачами проекта.
2. Логичность представления материала в презентации, её оформление, эмоциональность, логичность и краткость речи выступающего.
3. Содержательность, логичность, последовательность изложения материала в справочнике, его оформление, предоставление сведений об издателях, использование таблиц.
Файлы: Наука начинается с измерения.ppt
Размер файла: 1390592 байт.