Автор конспекта:
Автор(ы): — Охрыткова Ирина Рудольфовна

Место работы, должность: — МКОУ СОШ № 1 г.Кушва Свердловская область учитель начальных классов

Регион: — Свердловская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 1 класс

Предмет(ы): — Русский язык

Цель урока: —

Формировать навык правильного переноса слов, развивать умения различать в словах звук (й) и правильно переносить слова с буквой Й; развивать познавательную активность детей, речь учащихся, внимание; воспитывать уважение и любовь к Родине, к своему народу; познакомить детей с понятием «космос».

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Используемое оборудование: —

портрет Ю.А.Гагарина, рисунок с изображением воздушного шара, карточки со словами, словари Русского языка.

Краткое описание: — урок может быть использован при закреплении темы "Перенос слов с буквой Й"

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Прозвенел уже звонок,

    Начинается урок.

    Будем мы писать, трудиться,

    Ведь заданья не легки,

    Нам, друзья, нельзя лениться,

    Так как мы – ученики.

  • Актуализация знаний.
  • — Какой знаменательный день будет отмечать наша страна 12 апреля?

    — Кто был первым космонавтом на Земле?

    — Послушайте отрывок из стихотворения Л. Рубальской и скажите, кому из вас хотелось бы побывать в космосе?

    Как хочется, как хочется

    Надеть скафандр космический,

    Слетать на Марс загадочный

    Ну хоть на полчаса.

    — Какое значение имеет слово «космос»

    (выслушиваются ответы детей)

    — Давайте узнаем какое значение имеет слово «космос» из словаря Русского языка.

    ( космос – мир, Вселенная, мир звёзд и галактик).

    Все мальчишки в детстве мечтают слетать в загадочный космос, а девочки спешат загадать желание, глядя на падающий метеорит.

    С давних времён люди мечтали о полётах в воздух. Даже в сказках для более быстрого перемещения сказочных героев из одного места в другое применялся ковёр-самолёт. И вот сказка стала былью.

    Более 200 лет назад (1783г.) два француза, братья Монгольфье, соорудили воздушный шар. Большой лёгкий мешок они наполнили горячим воздухом, а к нему при помощи верёвок прикрепили корзинку.

    — Как вы думаете, кто был первым пассажиром? (ответы детей )

    Оказывается, самыми первыми пассажирами были петух и баран. Убедившись, что полёт в воздухе не грозит опасностью живым существам, стали летать и люди. Первый полёт людей длился 25 минут.

    — Сегодня я предлагаю вам совершить полёт на воздушном шаре. Для совершения полёта нам необходимо быть внимательными и смекалистыми.

    — Кто готов отправиться в путешествие?

    — Наши тетради превратились в бортовые журналы, и мы начинаем вести записи. ( записи: число, классная работа).

  • Минутка чистописания.
  • — Потренируемся красиво писать и оформлять наш бортовой журнал.

    Посмотрите на воздушный шар. Какую букву он вам напоминает ? (о)

    — Напишем буквы, в основе которых есть изображение воздушного шара.

    о а д

    — Какие буквы мы видим в следующей строке?

    Я Е Ё Ю

    — Что объединяет эти буквы? ( первым звуком слышим согласный мягкий и звонкий (Й).)

    — Напишем заглавные буквы Я Е Ё Ю по три раза каждую.

  • Постановка проблемы.
  • — Прочитайте слова, написанные на доске:

    Полетайте, помечтайте, стайка, стройка, чайка, лайка.

    — Что объединяет все эти слова? ( во всех словах есть буква Й).

    — Если нам нужно будет записать много слов с буквой Й, то с какой проблемой мы можем столкнуться? ( не знаем правила переноса слов с буквой Й ).

    — О чём же мы сегодня, совершая полёт, должны узнать?

    ( о правилах переноса слов с буквой Й ).

  • Совместное «открытие» знаний.
  • — Прочитайте девиз под которым будет проходить наше путешествие:

    «Один за всех, и все за одного».

    — Как вы понимаете смысл этих слов? (ответы детей)

    Для подъема воздушного шара используют газ – гелий. Гелий – это лёгкий газ. В праздничные дни им заполняют воздушные шарики, и поэтому они легко взмывают ввысь.

    Давайте и мы заполним наш воздушный шар воздухом.

    ( Дыхательная гимнастика).

    Итак, наш воздушный шар набирает высоту, чтобы мы не заскучали в пути, я предлагаю немного подумать:

    РАБОТА В ГРУППАХ.

    ( каждой группе даны тексты детских стихов; нужно выписать из текста слова с буквой Й и разделить их на слоги.)

    Тексты:

    А) Зайку бросила хозяйка,

    На скамье остался зайка.

    Со скамейки слезть не смог,

    Весь до ниточки промок.

    А.Барто

    Б) Чайка над морем летала,

    О зайчонке хлопотала:

    Туча, дождём не пролейся!

    Радуга, над зайкой не смейся.

    Заболеет он, пропадёт.

    Кто же с лайкой в походы пойдёт?

    М. Жиренко

    В) Вы игрушки не бросайте,

    О них чаще вспоминайте.

    Играть берите их с собой,

    Но возвращайте все домой.

    М.Жиренко

    Г) – Ну нет! – ответила она.-

    Я не пойду гулять одна.

    Со мной пойдут подружки…

    А.Барто

    ( От каждой группы один ученик рассказывает о выполненном задании).

    Какой вывод мы можем сделать о переносе слов с буквой Й?

    ( слова переносятся по слогам, букву Й нельзя переносить на следующую строку)

    — Проверьте свои выводы с помощью правила, которое находится на с. 21.

    Аэростаты (воздушные шары) используют и для научных целей. При помощи современных шаров учёные исследуют атмосферу (воздушную оболочку) Земли.

    Нам предстоит полёт на новую космическую станцию. Встречи с вами ждут фразеологизмы. Какие слова называют фразеологизмами?

    (обратимся к статье из словаря)

    РАБОТА В ПАРАХ. (на каждой парте словарь с закладкой на нужной странице)

    — Найти значение слова ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

    Прочитайте и объясните смысл:

    Хранить в тайне.

    Выеденного яйца не стоит.

    В час по чайной ложке.

    — Найти слова с буквой Й в середине, записать их разделив для переноса.

    ( взаимопроверка в парах)

    ФИЗМИНУТКА:

    Потрудились – отдохнём,

    Встанем, глубоко вздохнём.

    Руки в стороны, вперёд,

    Влево, вправо поворот.

    Три наклона, прямо встать.

    Руки вниз и вверх поднять.

    Руки плавно опустили,

    Всем улыбки подарили.

    Красиво за партой будем сидеть,

    К далёким планетам готовы лететь.

    6. Самостоятельное применение знаний.

    — Отправляемся в полёт, остановка на планете АЙ.

    Собрались слова на «-ай»,

    Вместе водят каравай.

    И ты попробуй поиграй,

    Напиши слова на «-ай».

    — Вспомните слова, в которых есть на конце сочетание «ай».

    ( май, лай, чай, край, сарай, лишай, урожай, рай, решай, читай, трамвай, толкай, процветай и т.д.)

    Кто больше запишет слов за определенный промежуток времени.

    Записав такие слова, разделить их для переноса.

    — Гостеприимные хозяева с планеты АЙ приглашают нас встретиться с интересными словами, в которых название планеты спряталось в середину слова.

    «АЙ» запрячем в серединку,

    Соберём слова в корзинку.

    — У каждого из вас есть карточки со словами. Прочитайте слова и найдите в них название планеты «АЙ».

    Слова на карточках: шайба, зайка, майка, байка, лайка, лейка, чайка,

    чайник, айва, случайный, фуфайка, байдарка.

    — Объясните, как правильно разделить эти слова для переноса.

  • Рефлексия.
  • — Наше путешествие подходит к концу . Чтобы наш воздушный шар благополучно приземлился, нужно выполнить ещё одно задание.

    «Верно – неверно».

    На листочках написаны слова. Они разделены для переноса. Поставьте знак «+» рядом с теми словами, которые разделены для переноса правильно, и знак «-« рядом с теми словами, которые для переноса разделены не правильно.

    Мо-йка

    Сой-ка

    Сло-йка

    Бо-йко

    Трой-ка

    Дой-ка

    Чай-ка

    ( ВЗАИМОПРОВЕРКА)

    — Какое техническое средство помогло нам сегодня совершить путешествие?

    — Каким воздушным средством можно воспользоваться в настоящее время для перелёта из одного места в другое?

    — Какую пользу оказало вам сегодняшнее путешествие? ( узнали о первых воздушных шарах, каким газом сегодня заполняют воздушные шары, научились помогать друг другу в трудных ситуациях; узнали как можно разделить для переноса слова с буквой Й).

    — Покажите, какое у вас настроение после путешествия, раскрасив ваш воздушный шар определённым цветом:

    Красный – всё прекрасно, у меня всё получилось;

    Жёлтый – у меня хорошее настроение, но мне нужно ещё чуть-чуть

    постараться;

    Зелёный – у меня не всё получилось, я буду трудиться и успех придёт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология