Автор конспекта:
Автор(ы): — Исайкина Нина Ивановна

Место работы, должность: —

Муниципальное общеобразовательное учреждениеосновная общеобразовательная школа с. Усовка Воскресенскогорайона Саратовской области.

Учитель биологии

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — школы-интернаты, детские дома

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Биология

Целевая аудитория: — Все целевые аудитории

Тип ресурса: — сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Урок биологии в 6 классе на тему: Прорастание семян

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа с. Усовка Воскресенского

района Саратовской области

Урок биологии в 6 классе на тему: «Прорастание семян»

подготовила

учитель биологии

МОУ ООШ с. Усовка

Исайкина Н.И.

2011 г.

Тема урока: «Прорастание семян».

Цель урока: контроль ранее изученного материала и формирование новых знаний.

Задачи урока: закрепить понятия о передвижении веществ по стеблю и взаимосвязи строения стебля с его функциями;

повторить строение и состав семян;

познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды;

сформировать знания, необходимые для правильного посева семян, о росте и питании проростков.

Оборудование: компьютер, CD«Биология 6-9 класс»; стаканы с семенами, приготовленные ранее; схемы ситовидных трубок, сосудов и строение семени; наборы семян разных растений, микролаборатории.

Ход урока:

  • Организационный этап: все встали прямо, здравствуйте, садитесь.
  • Сообщение темы урока, цели, задачи урока и мотивации учебной деятельности. На сегодняшнем уроке нам предстоит закрепить полученные раннее знания о передвижении веществ по стеблю, о взаимосвязях строениях стебля с его функциями, повторить строение и состав семян, а также выяснить, каковы условия, необходимые для прорастания семян, как этот процесс зависит от факторов окружающей среды и как все полученные знания можно применить для того, чтобы правильно посеять семена.
  • Контроль знаний:
  • Чтобы решить все поставленные задачи вам нужно дать ответы на следующие мои вопросы:

    а) Как передвигается по стеблю вода с минеральными веществами? По проводящим тканям, все растения им пронизаны. В данном случае это сосуды: по ним передвигается вода с минеральными веществами. Это мертвые клетки с утолщенными стенками, без поперечных перегородок. Движение по сосудам происходит только вверх под действием корневого давления и испарения воды листьями. На место испарившейся воды постоянно поступает новая. Сосуды расположены в древесине.

    б) Как передвигаются по стеблям растворы органических веществ? По ситовидным трубкам. По ним непрерывно передвигаются растворы органических веществ. Это вертикальный ряд живых клеток, у которых поперечные стенки пронизаны отверстиями (как сито). Движение происходит и вверх и вниз. Ситовидные трубки находятся в лубе.

    в) Что такое раневая пробка? Если перерезать ситовидные трубки, органически вещества, оттекающие от листьев, накапливаются. Клетки, находящиеся под раневой пробкой, энергично делятся, образуется наплыв. Из наплыва могут образовываться придаточные корни и почки.

    г) Где запасаются питательные вещества у растений? У однолетних – в плодах и семенах, у двулетних и многолетних – в клетках корня, стеблей и их видоизменений. У деревьев и кустарниках в сердцевине и древесине.

    Физминутка: гимнастика для глаз.

  • Введение новых знаний. Основная масса растений размножается семенным путем.
  • Что же такое семя?

    Это растения в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ.

    Демонстрация на компьютере: «Семя – орган размножения» (анимация).

    Каково строение семени?

    Семя состоит из кожуры, зародыша (зародышевые корешок, стебелек, почечка и семядоли: одна или две) и содержит запас питательных веществ. Эндосперм – это особая запасающая ткань.

    Каков состав семян?

    Семя состоит из органических (белки, жиры, углеводы) и минеральных (соль и вода) веществ.

    Что есть главное в семени?

    Это зародыш.

    Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем. Если он погиб – семена не всхожи.

    Причины: воздействие болезни, вредители, плохое или длительное хранение и т. д. Прорастанию предшествует набухание семян. Набухают все семена: не всхожие (затем загнивают), всхожие (прорастают).

    Что наблюдается при прорастании семян?

    Демонстрация на компьютере: «Прорастание семян» (рисунок). Первым, разрывая кожуру, появляется молодой корень из зародышевого корешка. Он быстро растет, укрепляется в почве. Затем начинает расти зародышевый стебелек, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Есть два типа прорастания семян: надземный (из почечки зародыша) и подземный (семядоли остаются в почве).

    Демонстрация на компьютере:

    1. Наземный тип прорастания семян (текст).

    2. Подземный тип прорастания семян (текст).

    Семена могут лежать в хранилище очень долго и не прорастать.

    Какие же условия нужны семенам, чтобы зародыш стал развиваться?

    Решение проблемы на основе обсуждения результатов опытов, заложенных учащимися.

    Какие условия предоставлены и чего не хватает для прорастания?

    Обсуждение.

    Демонстрация на компьютере: «Условие прорастания семян» (анимация).

    Условий много, но главные из них это:

    вода (разное количество: гороху в 1,5 раза больше, чем его масса; кукурузе в 2 раза меньше, просо в ¼ часть от его массы).

    Воздух, так как зародыш дышит (разное количество : рис
    , тимофеевка – под водой хватает воздуха; но в основном надо много кислорода).

    Учебник. Рис. 135, с.168.

    Тепло (рожь – t1С, но в основном +10 – 15С и выше).

    Учебник. Рис.136, с.169.

    Вывод: Только при соблюдении всех необходимых условий, крупные семена со здоровым зародышем могут прорасти.

    Все ли семена одинаковых размеров?

    Семена бывают разных размеров. Для посева выбирают здоровые, крупные, полновесные семена, в которых больший запас питательных веществ.

    Семена засеивают в разные сроки. есть семена холодостойких растений (пшеница, овса, ячменя, гороха). Их сеют рано весной (t +1 — 3C).

    Семена теплолюбивых растений (кукурузы, фасоли, огурцов, томатов, тыквы, дыни) при t +10 – 16 C.

    Запаздывать тоже нельзя, почва высохнет.

    Прорастание семян зависит от глубины их заделки в почву и от структуры и свойств самой почвы.

    Крупные семена содержат много питательных веществ и их сеют глубже на 4-5 см. (фасоль, горох, бобы).

    Семена средних размеров (редис, огурцы) на глубину 2 – 4 см.

    Мелкие семена (репа, лук) высаживают на глубину 1 – 2 см.

    Чем легче, песчанее почва, тем глубже надо заделывать семена (много воздуха и мало влаги), на глинистых почвах, тяжелых и плотных. заделывают мельче (много влаги, мало воздухи).

    Клетки корешка, стебелька и почечки зародыша делятся, питаясь и растут и зародыши превращаются в проросток.

    Пока проросток не достиг поверхности почвы, он питается запасом питательных веществ. Если они закончатся раньше, чем начнется процесс фотосинтеза, проросток может погибнут.

    Вывод: для того чтобы вырастить растение и получить ожидаемый результат, надо строго соблюдать сроки и правила проведения посевных работ.

  • Обобщение и закрепление знаний.
  • 1. Назовите необходимые условия для прорастания семян.
  • Схема на доске: заполняют и вписывают в тетрадь.

    Условия необходимых для прорастания семян.

    Вода Воздух Тепло

    3. От чего зависит глубина заделки семян? (от размеров и почвы).

    4. 3. Почему семени высеивают в разные сроки (по отношению к теплу).

    5. 4. Почему для посева берут крупные семена? Как будет расти проросток фасоли без 1 или 2 семядоли? (запас питательных веществ).

    6. Анализ и оценка итогов работы:

    7. Определение и разъяснение домашнего задания. Д/З. П.38, повторить п.26 (образовательная ткань).

    Файлы: Роль воды в жизни растений, животных и.pptx
    Размер файла: 1765464 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология