Автор конспекта:
Автор(ы): — Елена Анатольевна Проскурня

Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Краеведение

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — Формировать у учащихся устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Познакомить с историей «малой» Родины.

Урок граждановедения 4 класс.

Учитель: Проскурня Елена Анатольевна учитель начальных классов
Тема: «Урал – опорный край державы»
Цель: 1.Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
2. Познакомить с историей «малой» Родины.
3. Развивать кругозор и словарный запас учащихся .
Уроки граждановедения в школе — это родники, истоки полноводных рек морали, философии, психологии, логики. На них прививается уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье, великой и героической истории страны, гражданское самосознание.
/прилагается конспект урока и презентация/

Подробный конспект урока.

  • Орг . момент.
  • Добрый день.
    Мы встречали друг друга улыбкой,
    Иногда обнимали друг друга,
    А сегодня пожмём не стесняясь
    Руку своего друга.
    — Садитесь ребята.
    2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
    Формирование темы.
    О чём пойдет речь на уроке, вы узнайте, когда выполните задание. У вас на партах лежат листочки с набором слов, соберите из этих слов пословицы.
    Мать за Родина неё постоять умей.

    • Родина –мать, умей за неё постоять.

    Нет на Родина ничего краше, чем свете наша.

    • Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.

    — Прочитайте, какие пословицыу вас получилось.
    — Что объединяет эти пословицы? — -Сегодня будем говорить о Родине.
    3. Актуализация знаний.
    -А что такое Родина?
    ( место, где человек родился, где живут близкие ему люди)
    — А как ещё называют нашу Родину?
    (Федерация)
    — А что такое Федерация?
    ( союз, объединение)
    А что объединяет Российская Федерация ?
    ( она объединяет республики, края, автономные округа)
    Россия необъятная страна. Её площадь составляет 17 мил. кв. км. По последним данным переписи населенияв России проживает 142 миллиона человек.
    Одно из главных богатств в России — это её народ.
    -Люди каких национальностей проживают в нашей стране?
    ( русские, башкиры, татары…)
    — Верно ребята, издавна Россию населяли разные народы и в настоящее время на её территории проживают более 100 народов. Поэтому, как называют нашу страну ? многонациональной.
    — Ребята, а кем являются люди живущие в России?
    ( её гражданами)
    -А кого называют гражданином ?
    ( Гражданин- человек, который относится кна-
    селению данного государства. Он наделён
    правами и обязанностями, которые
    предусмотрены законами страны)
    4. Конкретизация темы. Постановка целей.
    — Ребята, а с чего начинается Родина для каждого человека?
    ( с того уголка, где он родился)
    -В большой стране, у каждого человека есть свой маленький уголок- деревня, улица, дом, где он родился.
    -К сегодняшнему уроку Юля приготовила стих-ие .Давайте послушаем.
    Людмила Константиновна Татьяничева « Когда говорят о России…»
    ( Юля читает «Седой Урал»)
    — О чём это стих-ие? ( об Урале…)
    — А чем является для нас Урал? (нашейРодиной)
    -Тогдауточните, пожалуйста, тему нашего урока.
    (Наша малая Родина)
    - Какуюцель мы поставим перед собой на уроке ?
    ( познакомиться поближе с роднымПермским краем)
    — Что нам нужно узнатьсегодня на уроке?
    -Составим план работы на уроке.
    1) Территория Пермскогокрая ; ( Какую территорию занимает наш П.к)
    2) Краевой центр; (уточним информацию о краевом центре Пермского края) — 3) Природа родного края; (Поговорим о природе родного края)
    4) Родное Кондратово; ( пойдёт речь о нашей родной деревне)
    4)Мы граждане родного края. (Поговорим о том,какистинные гражданедолжны относиться к своему краю)
    5. Работа по теме урока
    Получение новых знаний.
    Где находится наш край?
    Какую территорию он занимает?
    Об этом нам расскажу девочки.
    « В предгорьях Западного Урала среди лесов и озёр раскинулся Пермский край.
    г. Пермь — является краевымцентром .Его название произошло от слова Парма, что в переводе с коми – пермяцкого означает холмистая местность, поросшая лесом, зелёной тайгой. Голубой и живительной артерией протекает по нему река Кама – одна из крупнейших рек в Европе.
    Не сразу родился наш город Пермь. Когда-то, давным- давно шумела на его местевековая тайга. По ней протекала маленькая речка Егошиха. Маленькая Речка Егошиха слилась с большой рекой Камой.
    Крестьянин Брюхов облюбовал это место и поставил там избу. Потом пришли на эту землю другие крестьяне. Поставили свои избы, и у них получилась деревня. Назвали её Брюхановкой ,в честь первого поселенца Брюханова.
    Но деревня — ещё не город. Для города завод нужен. И построили люди завод. Произошло это 30 октября 1723 года. Выпускал завод медь. И назвали его Егошихинским медеплавильным заводом.
    Основателем его был Василий Никитич Татищев. Уже тогда, он думал, превратить Урал в « опорный край державы».
    60 лет рос Егошихинский посёлок . И вот в 1781 году царица Екатеринарешила сделать его главным городом нашего края.
    Сегодня г. Пермь с населением более миллиона человек.
    Это город –миллионер , крупный административный, промышленный , научный и культурный центр России. По последним данным переписи населения, в городе живут 1.000.100 человек.
    Пермь входит в число крупнейших финансовых центров страны. Здесь действуют более 30 государственных и коммерческих банков, таможня, постоянно действует выставочный комплекс, театры, базы отдыха. В городе находится Пермский университет- это первое высшее учебное заведение на Урале, работают технический и педагогический университеты, медицинская и сельскохозяйственная академии , институты. Техникумы, училища, школы. Свой вклад в культуру вносят, художественна галерея, музеи, филармония, цирк, планетарий, зоосад, Дворцы культуры.
    Одной из достопримечательностей, является Ротонда в парке имени Горького. Она была построена архитектором И.Свиязевым в честь приезда в г. Пермь императора Александра I.
    Пермь – ядро Уральского Прикамья.»
    -Закрепим полученную информацию.
    — Внимание на экран. Закончите предложения.
    1)Наш край называется …(Пермский)
    2) Он находится … ( В предгорьях Западного Урала)
    3)Крупнейшая река нашего края… (Кама)
    4)Названиекраевого центра … ( г. Пермь)
    — Молодцы.
    — Как и у всякого государства у столицы нашего края есть свой герб.
    « Это герб города Перми. Он был утверждён 25 сентября 1969 года в щите , разделённом тремя вертикальными полосками. Синий цвет обозначает воду, так как в Пермском крае много рек и озёр. Красный цвет отражает память боевого прошлого г. Перми. Зелёный- это наши леса. В центре медведь- царь тайги».
    А сейчас герб Пермского края выглядит так:
    Он представляет собой изображение серебристого медведя, идущего вправо, помещённого на красном геральдическом щите. На его спине Евангеле в золотом окладе с изображением восьмиконечного креста. Евангеле увенчано серебряным крестом. Щит увенчан жестяной короной.
    А теперь давайте проверим, запомнили ли вы как выглядит первый герб.
    — Что обозначает синий цвет?(обозначает воду, так как в Пермском крае много рек и озёр)
    — А какие реки находятся около нашей деревни? ( Кама,Мулянка)
    — Что обозначает красный цвет? (отражает память боевого прошлого)
    (в годы Великой Отечественной войны тысячи пермяков сражались на фронте, об этом мы с вами поговорим на других уроках)
    -А что обозначает зелёный цвет? (это наши леса)
    -А как красива, разнообразна и богата наша природа.
    Впермских лесах растут разнообразные деревья. На территории нашего края расположен Вишерскийзаповедник. В пермских лесах водятся разнообразные животные . Всего насчитывается 60 видов млекопитающих, свыше 200 видов птиц, почти 40 видов рыб.
    -А какие деревья встречаютсяв нашем крае? (берёза, ель, тополь…)
    -Об одном из них я нашла загадку, отгадайте её.
    « Стоит Алёнка,
    Платок зелёный,
    Тонкий стан,
    Белый сарафан»(берёза)
    — Правильно.
    С незапамятных времён почитаема и любима на Руси берёза.
    ( Слайд со звуком берёз)
    Белоствольная красавица- символ родной земли. Сколько песен сложено народом, сколько посвящено ей красивых строк. Пермский поэт Фёдор Сергеевич Востриков с уважением относился к русской природе.
    Ученик читает стихотворение.

    • Фёдор Сергеевич Востриков

    Чуть солнце пригрело откосы
    И стало в лесу потеплей,
    Берёзка зелёные косы
    Развесила с тонких ветвей.
    Вся в белое платье одета.
    В серёжках, в листве кружевной,
    Встречает горячее лето
    Она на опушке лесной.
    Гроза ли над ней пронесётся,
    Туманная ляжет ли мгла,
    Дождинки, встряхнув, улыбнётся
    Берёзка — и вновь весела.
    Наряд её лёгкий чудесен,
    Нет дерева сердцу милей.
    И сколько задумчивых песен
    Поётся в народе о ней.
    Он делит с ней радость и слёзы,
    И так уж она хороша,
    Что кажется в шуме берёзы
    Есть русская наша душа.
    Не только поэты воспевают берёзу в своих произведениях, но и художники используют её образ в своём творчестве.
    Давайте рассмотрим великолепные картины известных художников. ( На фоне картин звучит музыка П.И. Чайковского)

    • Игорь Эммануилович Грабарь « Зимний пейзаж»- красив лес, будто одетый в нарядное платье- белое, прозрачное, из кружев, в которые превратились длинные ветки берёз.
    • И снова картина Игоря Эммануиловича Грабарь « Февральская лазурь»-одна из его лучших картин. Фантастическое зрелище и перекликание всех цветоврадуги, объединённых голубой эмалью неба.
    • А вот великолепная картина Левитана « Март» — здесь берёзки будто замерли в ожидании весны

    — Какие чувства у вас вызвали картины, и музыка, которая звучала?
    — Музыка какого композитора звучала?
    ( П.И. Чайковского)
    ( слайдего портрет )
    -А вы знайте, что П.И.Чайковский, наш земляк. Он создал много музыкальных произведений. Театр оперы и балета г. Перми носит его имя.
    6. Физминутка.
    — А помните ли вы песню, которую мы учили о русской берёзе? Под эту песню , девушки во время отдыха, праздников водили хороводы.
    Давайте и мы попробуем. ( хоровод);
    История малой Родины
    -В каком населённом пункте Пермского края мы с вами проживаем? (д. Кондратово)
    ( слайды д .Кондратово)
    1) Наш д\сродная школа
    2) Всем вам знакомый памятник воинам ВОВ
    3) Главная улица Камская, где находится наша церковь
    5) А вот красивая улица К.Маркса. В одном из зданий открыта новая больница.
    /Тест на экране/
    — О всеми любимом родном уголке, вы прочитайтев текстах, лежащих перед вами. Ваша задача, подготовить ответ на каждый вопрос. Вопросы вы видите на экране. Отметьте нужную информацию прямо на листочке.
    1) Когда образовалась д. Кондратово?
    2) Какую территорию она занимает?
    3) Какова численность населения д. Кондратово?
    4) Какая главная улица д. Кондратово?
    -Как много нового и интересного мы узнали о нашем Кондратово.
    -Вспомните, в начале урока мы с вами составили пословицы.

    • Нет на свете ничего краше, чем Родина наша.
    • Родина- мать, умей за неё постоять.

    -Родина гордится своими сыновьями и дочерями, она заботится о них.
    Сегодня на уроке мы с вами уже говорили олюдях искусства, которые прославили наш край.
    7. Групповая работа.
    — А вот теперь давайте задумаемся ,как мы в современном, спокойном мире можем постоять за свою Родину?
    — Что мы, как истинные граждане, можем сделать за неё?
    — Япредлагаю вам разойтись по группами ответить на этот вопрос.
    На работу вам 3 минуты, после этого мы заслушаем результаты вашей работы. Не забудьте выбрать ответственного в своей группе.
    — А Насте и Юле я бы хотела предложить передать красоту нашего края через искусство.
    ( ребята работают в группах, девочки рисуют на компьютере)
    — Молодцы. Замечательно всё у нас получилось. Мы любим Родину. А любить родину — значит, жить с ней одной жизнью. Ведь мы с вами не только часть Пермского края, России, мы часть нашей планеты Земля. От нас зависит, какая наша планета будет в будущем.
    — Берегите Россию
    Нет России другой.
    Берегите её тишину и покой,
    Это солнце и небо,
    Это хлеб на столе
    И родное оконце в позабытом селе.
    Берегите Россию-
    Без неё нам не жить,
    Берегите её, чтобы вечно ей быть!
    8. Итог. Самопроверка.
    Давайте подведём итог нашей работы. Выполним тест.
    1)Где расположен наш Пермский край? а) (В предгорьях Западного Урала)
    б) (в Кавказских горах)
    2)Назовите краевой центр Пермского края? а) (г. Пермь) б)(д. Кондратово)
    3)Крупнейшая река Пермского края?а) Мулянка б) Кама
    — Молодцы! Мы выполнили поставленную перед собой задачу.
    — Кому было комфортно на уроке, нарисуйте на ваших листочкахсолнышко, если вы чувствовали себя не очень комфортно – закройте часть солнышка тучкой, кому совсем было плохо, нарисуйте одну тучку.
    9. Дом.зад. : -написать сочинение « За что я люблю свой край?»
    — Кто желает можно нарисовать рисунок
    — Я бы хотела закончить наш урок романсом на стихи великого русского поэта Сергея Есенина. ( Звучит романс…)
    — Молодцы. Всем спасибо.
    — — — —

    Рубрики: Краеведение Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология