Автор конспекта:
Автор(ы): — Максимов Дмитрий Сергеевич

Место работы, должность: — Учитель истории МБОУ «Гатчинская СОШ №8 «Центр образования»

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Повторение по теме "Культура"

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — Урок-лекция для учащихся 7-8 класса

Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы

Европа трех стилей.

(Литературно-музыкальный альбом).

1 в. Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы приоткрыть для себя тайны искусства тех далеких, давно ушедших дней, когда еще не было Интернета, телефонов, телевизоров и даже радио. Однако, человек пытался воплотить собственное творческое начало, создавая великие произведения искусства, которые и в наши дни не только радуют глаз, но и помогают стать хоть на время добрее и мудрее, помогают ненадолго остановится в этом бесконечном «беге», под названием жизнь.

(начинает звучатьмуз. пример№1И. Бах. ХТК. Прелюдия «До мажор»)

2в.А поговорим мы с вами о разных стилях, которые возникли в разное время, в разных видах искусства, и назовем мы свой концерт: «Европа трех стилей». И как листочки из альбома художника, мы с вами будем перелистывать наш литературно-музыкальный альбом, первая страница которого будет посвящена странному и причудливому направлению в искусстве…

(Слайд №1)

2 в. Обращается ко 1в: Как вы думаете какому?

1в. Конечно «барокко», а разобраться в этом непростом стиле нам поможет наш эксперт — Маргарита Евгеньевна.

На сцену приглашается эксперт.

Эксперт: Слово «барокко» итальянского происхождения и означает буквально «жемчужина причудливой формы». Стиль «барокко» возник в Италии. Именно оттуда он распространяется по всей Европе, где преобладает с конца XVI до середины XVIII века.

1 в.А в чем же особенность этого стиля, почему он переводится как «странный»?

Эксперт: Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. В барокко отразился интерес к природным стихиям, среде, окружению человека, который стал восприниматься как часть мира. Предлагаю вам посмотреть несколько примеров «барокко» в живописи и архитектуре.

(Начало показа слайдов №№ 2- 11. Звучит музыка Вивальди «Зима»(муз. пример № 2)

Эксперт медленно продолжает рассказ на фоне презентации:

Искусству барокко свойственны патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности и фантазии, стремление к слиянию различных искусств в едином ансамбле, поражающем воображение.

Архитектура барокко отличается мощным пространственным размахом, активным применением декоративных мотивов, орнаментальных украшений, представительностью,а в изобразительном искусстве преобладают декоративные композиции религиозного, мифологического характера, создание цветовых контрастов, парадные портреты.

На экране задерживается слайд № 11. (музыка выключена)

2 в. (к эксперту) А как вы думаете, какие еще виды искусства оказались затронуты «барокко»?

Эксперт: Ну, конечно, я не ошибусь, если назову музыку, тем более, что только что звучащее произведение и является ярким примером барочной музыки. Перед вами портрет Антонио Вивальди и его бессмертные «Времена года» и хотя он автор более 500 произведений, более всего знаменито именно это.

Вновь звучит муз. пример № 1(Прелюдия Баха)

1 в. (эксперту) А что вообще известно о музыке эпохи «барокко»?

Эксперт: Известно, что она охватила несколько европейских стран, но в каждой приобретала свои особые национальные черты. Чаще всего упоминаются фамилии трех композиторов этого времени: А. Вивальди, Гендель, И. С. Бах, но конечно их было гораздо больше.

2 в. Я слышал, что именно в этот период появляется точная нотная запись, которая позволяет музыкантам создавать виртуозные, сложные для исполнения произведения, в которых встречается просто необычайное множество украшений, импровизаций.

Эксперт:Более того, в это время происходит рождение новых музыкальных жанров, оперы, появляются инструментальные ансамбли, и стоит отметить, что музыка барокко это больше инструментальная музыка, чем вокальная.

1в. Спасибо нашему эксперту, мы к вам обратимся еще чуть позже.

Эксперт садится. Музыка выключена.

2 в. Вопрос в зал: может кто-нибудь знает, на каких инструментах играли в эпоху барокко?

(Слайд № 12)

2 в. Посмотрите на иллюстрацию, что-нибудь есть знакомое? (барочная гитара, скрипка, лютня, виола).

Проводится игра-викторина. На экране слайд № 13.

1 в.А теперь настало время музыкального вопроса: какой инструмент сейчас зазвучит, и кто автор этого произведения?

(муз. пример № 3.Звучит начало «токкаты и фуги ре минор И.С. Баха).

После ответа на вопросслайд № 14 (портрет И. С. Баха).

2 в. Есть еще один музыкальный инструмент, который можно отнести к правнуку барочного клавесина – это всем известный рояль, за который мы приглашаем Павла Сухова, постигнувшего многие тайны исполнения барочной музыки и готового ими поделиться с нами. Итак, звучит И. С. Бах и его «Хоральная прелюдия».

Исполнение: Павел Сухов И. Бах «Хоральная прелюдия»

После аплодисментов начинает звучать муз. пример № 4(Кристоф Глюк «Мелодия из Орфея»)

На экране появляется слайд № 15.

2в. Следующий раздел нашего альбома будет посвящен особому направлению в искусстве, который можно охарактеризовать следующими словами: сдержанность, симметрия, четкость формы, стремление к идеальности… Ну что тут еще добавить – лучше послушать стихи, относящиеся к эпохе классицизма в исполнении Наташи Федоровой.

1в. Звучит «Ода» М. В. Ломоносова.

Выступление Наташи Федоровой.

1в. Интересно, а как можно безошибочно определить, что перед нами стихотворение классической эпохи? Есть ли отличительные признаки этого периода?

2в. Я думаю, лучше позвать эксперта. Маргарита Евгеньевна, расскажите нам о литературных особенностях той поры…

Приглашается эксперт.

Эксперт: Конечно, литература периода классицизма имеет свои особенности.

1в. Скажите пожалуйста, а что особенного происходит в это время в живописи?

звучит муз. пример № 5 Л. Бетховен «8 соната для ф-но» 2 часть.

Эксперт: я предлагаю посмотреть живописные полотна. На заставке представлена знаменитая картина нашего русского художника-классика Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Показ слайдов №№ 16-28.

Эксперт: Обращение к историческим сюжетам является отличительной чертой художников этой эпохи. Выразительные позы, четкие формы, симметрия во всем. Художники ориентировались на лучшие образцы античной живописи, поэтому живопись классической эпохи стала называться академической.

В архитектуре стоит обратить внимание на сдержанные украшения, подчеркнутость статических форм, мягкость цветов. Ярче всего, классицизм в архитектуре представлен в нашем любимом городе Санкт-Петербурге. Между прочим, более 700 домов построено именно в этом стиле, а еще сколько дворцов и парковых ансамблей! Такие знаменитые фамилии как А.Н. Воронихин, А. Захаров, Карло Росси, О. Монферран – их знает каждый, кто хоть раз побывал в нашем городе. А чтобы выяснить, насколько хорошо вы знаете знаменитые здания Санкт-Петербурга, я предлагаю провести викторину: «угадай здание».

Повтор показа слайдов № 29-34 (по одному). Музыка выключена.

Проводится викторина (здание Михайловского замка, Адмиралтейство, Казанский собор, Биржа В. О., Русский Музей, Исаакиевский собор)

2 в. Насколько мне известно, в музыке также есть свои выдающиеся композиторы, которые являются классиками и которые основали венскую классическую школу, по названию города Вена.

1 в. Вы правы. Этих композиторов знают все. Это Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен, и, наверное, самый известный композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

2 в. Чем же он так знаменит?

1в. Ну как же! Именно он совсем маленьким ребенком (ему было всего 5 лет) совершал гастроли по Европе и удивлял всех своим виртуозным исполнением, да и первые сочинения он начал писать в этом же возрасте.

2в.Я слышал, его биография полна таинственности…

1в. Да, до сих пор привлекает внимание его скоропостижный уход из жизни, есть версия, что он был отравлен своим конкурентом.

2в. Ну что тут говорить, лучше послушать его знаменитейшее произведение – 40-ю симфонию в исполнении наших замечательных педагогов Алины Михайловны Александровой и Елены Анатольевны Маляр (отрывок из 1 части).

Выступление педагогов Маляр и Александровой. В. А. Моцарт. Отрывок из симфонии № 40.

После аплодисментов начинает звучать Муз. пример № 6(И.Брамс «З симфония» 3 часть).

Заставкана экране: слайд № 35.

1в. Спасибо за исполнение, а у нас на очереди другая эпоха, наверное, самая понятная, самая близкая каждому из нас.

2в. Это почему же?

1в. Ну, просто каждый из нас в душе романтик…

2в. Абсолютно согласен, поэтому искусство эпохи романтизма лучше всего и воспринимать как маленькое послание в душу каждого из нас. Именно в это время в искусстве появляются такие слова, как эмоциональность, страсть, терзания, свобода … Насколько ярко и образно стало слово, продемонстрируют нам чтецы. Они прочтут отрывок из романтической поэмы Василия Андреевича Жуковского «Светлана».

Выступление чтецов.?

1в.Интересно, а что повлияло на возникновение романтизма в искусстве?

2в. французская революция. Между прочим, яркий представитель романтизма Фредерик Шопен был сторонником польской революции, и у него даже есть «Революционный этюд», под звуки которого мы посмотрим нашу романтическую галерею, и в этот раз мы замолкаем, чтобы оставить вас наедине со своими мыслями и чувствами…

Звучит муз. пример № 7 Ф. Шопен «Революционный этюд»

Слайды № 36-43

После просмотравновь звучитмуз. пример № 6.

1в. Огромное количество картин, невероятное число музыкальных, литературных произведений – и все это в столь небольшой, сжатый период времени – с конца 18 по конец 19 века! Ни одна эпоха не подарила нам такое огромное число известных композиторов: Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс, Н. А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, П. И. Чайковский – и это лишь небольшая часть романтиков, подаривших миру музыку, которая потрясает нас своей красотой!

2в. И ни одна эпоха не оставила нам такого большого количества парадных портретов, разобраться в которых нам поможете вы (обращение в зал).

Выбирается несколько человек на сцену, для пазл-игры «собери портрет». Участникам предлагается на время собрать портреты известных деятелей 19 века.

Муз. пример № 8. Звучит «Каприс» Н. Паганини.

1в.А на сцену приглашается наш замечательный эксперт, который исполнит известное произведение норвежского композитора Эдварда Грига «Песня Сольвейг», под аккомпанемент Елены Анатольевны Маляр.

Выступление Маргариты Евгеньевны и Елены Анатольевны.

2в. Заключительным аккордом нашей встречи станет небольшое подведение итогов. И хочется задать вам несколько вопросов, ответы на которые, я надеюсь, теперь знают все. 1 вопрос: Что такое барокко? 2 вопрос: Что такое классицизм? 3 вопрос: Что такое романтизм?

4 вопрос:

5 вопрос:

1в. 2в. Спасибо за внимание, до новых встреч!

По результатам всех викторин и опросов предполагается поощрение в виде оценок по музыке и истории.

Файлы: Диагностический инструментарий Обществознание9 класс.docx
Размер файла: 10732 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология