Автор конспекта:
Автор(ы): — Исакова Наталья Ивановна

Место работы, должность: —

МАДОУ "Детский сад №17 — общеразвивающего вида"
Воспитатель

Регион: — Камчатская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования
Уровень образования: — дошкольное образование
Уровень образования: — начальное профессиональное образование
Уровень образования: — среднее профессиональное образование
Уровень образования: — высшее профессиональное образование
Уровень образования: — дополнительное профессиональное образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Предмет(ы): — История
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Обществознание
Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Педагогика

Краткое описание: —

Патриотическое воспитание дошклольников через приобщение детей к истокам русской народной культуры

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Н.И. Исакова, воспитатель

МАДОУ «Детский сад №17 общеразвивающего вида»,

г. Петропавловск – Камчатский

В последнее время обращение к народным истокам, деко­ративно-прикладному и фольклорному искусству русского народа стало предметом пристального внимания педагогов и воспитателей детских садов, и традиционным для использования в практике нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" (Д.С. Лихачев).[5,с.25]

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времен и поколений обеспечивают традиции, обычаи, обряды. Известно, что полюбить можно то, что знаешь. Если дошкольникам не рассказывать о том, как жили их предки в древности, трудно воспитать в них чувство любви и уважения к своему народу. Необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать ребят в национальных традициях своего народа, создавать условия для активного приобщения детей к культурному богатству русского народа, «зажигая искорку любви» [4,с.12] и интереса к жизни и быту русского народа, к его культуре и традициям.

В практической деятельности выделены следующие основные направления для приобщения детей к истокам русской народной культуры:

Создание уголка, воспроизводящего атмосферу русского национального быта.

Знакомство детей только с устным народным творчеством без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глу­боко проникнуться культурой своего народа.[3,с.45]

Ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, поэтому в группе рекомендуется создать мини – музей русской избы, чтобы, переступая порог своей группы, дети сразу попадали в этот сказочный мир русской культуры. [15]

Оформить мини- музей можно с помощью родите­лей. Недаром говорят: «Чем больше рук, тем легче труд. И тогда, как «по щучьему веле­нию», в уголке появится красивая сказочная печь, которую можно потрогать, заглянуть в ее любой уголок, по­хозяйничать там. В народе говорят: «Хорошая печь — гор­дость печника и хозяйки дома».

Сегодня из нашей жизни исчезли многие предметы на­родного быта, и поэтому приходится потрудиться, воссозда­вая глиняные и деревянные горшки, чугунки, а также всю необходимую для печи утварь: ухват, кочергу; большие и маленькие деревянные ложки, прялку с веретеном, руко­мойник, сундук.

Так, сообща, вместе с детьми в группе организуется место, отведенное для русского народного уголка, где дети знакомят­ся с русским бытом, играют, обыгрывая народные сказки, и этот уголок теперь по праву можно называть «русской избой».

В такой «избе» дети не только видят предметы быта, но еще и учатся ими пользоваться, узнают их применение, полу­чают практические навыки и знания о домашнем труде взрос­лых: уборке помещения, сервировке стола, приготовлении пищи; учатся бережно обращаться с вещами и материалами. Все занятия по ознакомлению с народным творчеством проходят в «избе». И от каждой новой встречи дети будут получать радость и удовольствие.

В атмосфере русского уголка, находящиеся там предметы национального быт, способны пробудить в душе ребенка любознательность, чувство прекрасного, что по­зволит им ощутить себя частью русского народа.

Следующее направление для активного приобщения детей к культурному наследию:

Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.).

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

С раннего детства ре­бенок откликается на потешки, приговорки. Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, собиратель народного фольклора П.В.Киреевский говорил: «Кто не слыхал русской песни еще над своей колыбелью, и кого ее звуки не провожали во всех переходах жизни, у того, разумеется, сердце не встрепенется при ее звуках, на которых душа его выросла, она ему ничего не напомнит…» [10,с.5]

Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слы­шит ребенок. Работая с детьми младшей груп­пы, необходимо держать в памяти большой запас песенок, поте­шек и с учетом доступности для детского восприятия, вклю­чать их в повседневный разговор с ребенком.

Потешки обычно обыгрываются разными способами: сопро­вождают чтение действием игрушки, используя пальчико­вый театр, шапочки, маски различных персонажей. Таких игрушек должно быть много, чтобы каждый ребенок мог вы­брать по душе.

Пословицы и поговорки — краткие изречения, заклю­чающие в себе вывод из наблюдений за окружающим, которые понятны детям более старшего дошкольного возраста. Обращенные к дошкольникам пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы, например: «Поспе­шишь — людей насмешишь».

В пословицах и поговорках кратко и метко оцениваются различные жизненные позиции, где высмеиваются человече­ские недостатки и восхваляются положительные качества. Благодаря такой содержательности, фольклорные произведе­ния являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Загадки — форма словесного народного творчества, образ­ной народной речи. Желательно предлагать детям такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Дело не просто в том, чтобы ребенок быстро разгадал загадку, а в том, чтобы его ум активно сопоставлял, сравнивал, искал ответ.

Сказка прочно вошла в детский быт. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. «Сказка — благодатный и ничем не заме­нимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле, потому что сказка — творение народа»[1,с.31].

Для работы с детьми необходимо пополнять биб­лиотеку сказками.

Сказки подбираются по возрастам. В младших группах книги — яркие и красочные, что дает возможность детям рассматривать их и рассказывать по картинкам. Все герои сказок, как правило, животные в русских народных костюмах, поэтому дети с младшего дошкольного возраста могут уже называть элементы русских костюмов: сарафан, лапти, сапоги, фартук.

В старших дошкольных группах знакомят детей со сказками, в которых главные герои — люди. На примере поступков сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что спо­собствует усвоению нравственно-этических норм поведения. Родители тоже принимают активное участие в приобщении детей к устному творчеству, приносят любимые книги своих детей в группу.

Таким образом, через использование таких малых фольк­лорных форм, как сказки, песни, частушки, потешки, посло­вицы и поговорки, воспитатель развивает речь ребенка, вос­питывает любовь к родному краю и дает первые представления о культуре русского народа.

Хотелось бы привлечь внимание педагогов к еще одному направлению:

Знакомство с народным искусством.

Изобразительное народное искусство, сильное образа­ми, красками, простотой и умелым использованием материа­ла, воспитывает в детях чувство прекрасного. И. Тургенев утверждал: «Вне национальности нет искусст­ва» и замечал: «Да, искусство хорошо и вполне понятно только на своей почве, только выросшее из самых недр стра­ны». [ 7,с.10]

Народное декоративное искусство проникает во все уголки нашей жизни. Мотивы русского народного творчества — дымковской, городецкой, хохломской росписи — положены в основу декоративной детской мозаики, назначение которой в том, чтобы обратить внимание ребенка на цвет, форму и линию орнамента. Пониманию детей дошкольного возраста доступны работы декоративной росписи, резьбы, вышивки, искусство народной игрушки.

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и суждений. Показывая различные предметы народного творчества, необходимо обратить внимание детей на их художественные достоинства. При этом не забывать создавать такую атмосфе­ру на занятиях, при которой игрушки и предметы искусства побуждали бы детей к самостоятельному и коллективному творчеству.

Так же в системе работы по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры неотъемлемой частью является:

Знакомство с русскими народными играми.

Русская педагогика рассматривала народные детские игры как необходимое содержание воспитания в младен­ческом и дошкольном периоде жизни ребенка. Знакомя детей с жизнью и бытом русского народа, большое значение уделяется народным подвижным играм.

В младшем возрасте любимыми играми у детей могут стать «У медведя во бору», «Баба сеяла горох», «Гуси-гуси», «Сме­шинки». В этих играх используются разнообразные атрибуты: маски, иллюстрации, русские народные инструменты.

В старшей группе детям очень нравятся игры «Огородник», «Заря-заряница», «Где был Иванушка?», «Ручеек». Игра «Заря-заряница» интересна тем, что в ней используется импровизиро­ванная карусель с множеством разноцветных лент. Играть в эту игру могут как несколько человек, так и сразу группа. Все это завораживает, стимулирует любознательность и создает повышенный интерес детей к этой игре.

Неизменным спутником народных игр всегда была песня. Под песню они учатся пританцовывать, прихлопывать, постепенно входя в хороводную игру. Ряд хороводных игр основан на соединении песни с движением. Это игры «Каравай», «Заинь­ка», «По ровненькой дорожке», «Веснянка».

Можно смело сказать, что народные игры влияют на вос­питание ума, характера, воли, развивают нравственные чувст­ва, физически укрепляют ребенка

Следующим важным направлением можно считать:

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, мы даем возможность детям познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Невозможно представить русские народные праздники без хороводов.

Хоровод — это жанр, в котором поэтико-музыкальное искусство тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Отличают их высокая художественность напевов и поэтических текстов, красота и сценичность хоровод­ных гуляний. Участвуя в хороводе — маленьком театрализованном представлении,— «…ребенок будто переносится в иной мир, становится царевичем и царевной, селезнем и уткой, ясным соколом и белым лебедем. Здесь все зависит от воображения, от того, как малыш сможет представить и сыграть то или иное действующее лицо» [ 8,с.27].

Знакомство детей с традициями и обрядами начинается с младшей группы. Для этого очень хорошо подходит куколь­ный настольный театр. Изготавливаются персонажи пальчи­кового театра, и оформляется «уголок ряжения», где дети сами могут выбрать платочек, бусы, сара­фан, корзиночку и, используя изготовленные маски, оказаться в мире сказки.

Ни один праздник на Руси не проходил без музыки. По­этому рекомендуется , начиная с младшей группы, вводить детей в мир народной музыки, приучать к красоте звучания народных инструментов и песен.

Первое знакомство малышей можно начать с таких народных инструментов, как деревян­ные ложки, балалайки, бубенцы и трещотки.

Дети их могут не только рассматривать, но и брать в руки, пробуя звучание. В дальнейшем под музыкальное сопровождение они научатся играть несложные мелодии, например «Во саду ли, в огороде», «Во кузнице».

Свое умение дети показывали на «народных посиделках» и календарных праздниках, которые устраивали для них и их родителей.

Если в младшей и средней группах воспитатели сами ор­ганизуют детей, помогая войти в роль сказочного персонажа, беря инициативу на себя, то в старшей группе дети могут самостоятельно организовывать игры в театре, распределять роли, показывать знакомые сказки и придуманные сценки из народного быта. Они с удовольствием перевоплощаются в персонажей сказок и сами выбирают костюмы.

Обогащению знания детьми русских народных праздников помогает знакомство с такими праздниками, как Рождество, Масленица, Пасха и др.

Начиная с младшей группы, дети принимают участие в этих праздниках, узнают о традициях и обрядах.

На Пасху детям нравится обмениваться раскрашенными яйцами, играть с ними в игры «Катание по столу», «Донеси, не урони».

Рождество памятно детям тем, что в этот праздник можно колядовать, наряжать кукол и наряжаться самим, а потом хо­дить по группам, петь и принимать угощения.

Итак, в результате систематической воспитательно – образовательной работы по данной теме, дети приобщаются ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

Именно такой представляется стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.

Такая система работы позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого русского народа, развить в них чувство гордости за свою Родину

Список литературы

Монографии:

  • Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителей. /Под ред. Каирова И.А., Богданова О.С. Москва: Творческий центр «Сфера», 1999.
  • Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2001.
  • Князева О.Л. М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб,2004.
  • И.Г. Гаврилова «Истоки русской народной культуры в детском саду» СПб «ДЕТСТВО ПРЕСС»2008.
  • Лунина Г.В. « Воспитание детей на традициях русской культуры»
  • СПб,2005.
  • Усова А.П. « Русское народное творчество в детском саду»- М., 1985.
  • Юдин А.В. «Русская традиционная народная духовность».-М., 1994.
  • Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/Под ред А.В. Орловой. М.- 2001.
  • Рябцев Ю.С. «Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре».-М., 1998.
  • Науменко Г.М. «Фольклорный праздник».-М., 2000г
  • Тарановская Н.В. «Русская народная игрушка».-М., 2009.
  • Файлы: Отечественная история в таблицах и схемах.pdf
    Размер файла: 784310 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология