Автор конспекта:
Автор(ы): — Гришина Надежда Михайловна
Место работы, должность: — МОУ»Гатчинская начальная общеобразовательная школа №5″ учитель начальных классов.
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: — Оформление класса.
I. Выставка рисунков (иллюстрации к сказкам).
II. Выставка игрушек-самоделок (пальчиковые игрушки).
III. Выставка книг «Русские народные сказки о животных».
IV. Компьютер, проектор, ширма.
— Оформление доски.
составление плана по рисункам
народная сказка
качество характера лисы
жестокая
глупая
хитрая
ловкая
умная
коварная
лживая
—
обложка
— — — обложка
— — — обложка
— — —
— V. Костюмы ребят, декорация «Дерево».
Используемая методическая литература: —
Учебник литературного чтения.Сборники сказок. Методические разработки уроков по ОЛ "Планета знаний".
Используемое оборудование: —
Компьютер, интерактивная доска.
Используемые ЦОР: — Подготовительная работа.
I. Уроки чтения (Народные сказки):
- «Лиса и рак»;
— «Лиса и тетерев»;
— «Лисичка-сестричка и волк».
II. Уроки рисования:
- «Рисуем обложку к сказке»;
- «Рисуем сказочных героев»;
— «Рисуем иллюстрации к сказкам».
III. Уроки труда:
- Игрушка на палец (пальчиковая)
Тема: «Животные, которые встречаются в русских народных сказках»
( на уроке литературного чтения + наГПД разыграть сказку)
IV. Дома совместно с родителями:
- Элементы костюмов (животные);
- Мультфильмы + фильмы про лису (сказки русские народные);
- Презентация о лесной красавице (лисе);
- Создать свою книжку (рисунок + текст)
Сказки о животных русские народные – долгосрочный проект.
Исказкам прочитанным или самостоятельно придуманным.
- Придумай новую сказку о приключениях волка и лисы. Используй слова: деревня, забор, курятник, собаки, дед (индивидуальн.).
- Проинсценируй сказку (другую) – «Рукавичка», «Заюшкина избушка».
Краткое описание: — Урок литературного чтения по русским народным сказкам: — «Лиса и рак»; — «Лиса и тетерев»; — «Лисичка-сестричка и волк».
Ход урока
—
№
Этапы урока
Примечания
I.
Организация класса
1) Приветствие гостям.
- Дети сидят по группам: 3 группы (из расчёта знаний, умений и навыков) – разноуровневые.
- Выбор капитана (3 шапочки с различными сказочными героями).
2) Капитаны выбирают пилотку по выбору животного – название команды.
— Группы составляет учитель.
— Коллективное обсуждение
II.
Введение в тему.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Урок-игра, урок-сказка. Много русских народных сказок о животных мы уже прочитали.
1) – Посмотрите на выставку книг и вспомните названия сказок, прочитанных нами во внеурочное время.
- Перечислите.
-Достаточно.
- А какие русские народные сказки о животных мы прочитали на уроках литературного чтения? («Рак и лиса», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и волк»)
2) – К каждой сказке вы почти все рисовали иллюстрации. Самые лучшие мы можем увидеть на выставке. Давайте похлопаем в ладоши себе за хорошую работу.
- Какой герой объединяет все эти сказки? (лиса)
3) «Песенка хитрой – плутовки лисы»
- Здравствуй, рыжая красавица! Проходи, посмотри, как хорошо читали и познакомились с русскими народными сказками наши ребята, а в конце урока ты проверишь, какая команда была внимательнее.
4) Презентация
- Паша подготовил нам сюрприз «Презентация о животном леса, повадки, характер, сравнение с героиней сказок».
— — — Выставка книг
— — — — — — — — — — Выставка книг
— — — У доски ученица в костюме с песней лисы
— Цель- пропедевтика
— жетон
— — — — III.
Сравнительная характеристика лисы и сказочного образа лисы. Работа над ранее прочитанными сказками.
- Вы внимательно посмотрели Пашину работу, а теперь давайте вспомним прочитанные сказки и сравним живую лису с её повадками со сказочным персонажем и определим качества характера лисы.
1. Сказка «Лиса и рак».
1) Капитаны отрывают по 1 лепестку.
Групповая работа.
И получают задание к этому тексту.
Задание:
1. Определите название сказки.
2. Определите, что это – начало, середина, конец сказки.
3. Выберите ученика, который будет читать.
4. Подготовьтесь выразительно читать.
- Отрывок из какой сказки вы получили? («Лиса и рак»)
Проверка групповой работы
А) – Выйдите к доске по 1 человеку от команды.
Встаньте так, чтобы при очерёдности не искажался смысл сказки и её последовательность.
- Вы пока посмотрите, посоветуйтесь.
Работа с книгой.
Б) – Все остальные открываем учебники на с.60-61 и следим за ребятами. Определяем, верно ли они выбрали порядок.
Итог: справились хорошо, читали выразительно, громко. Садитесь на места.
— 2)Составление сказки по иллюстрациям
- На столе у вас лежат иллюстрации к сказкам. Какую сказку мы прочли?
- Выберите нужную иллюстрацию. Покажите, что общего?
- Выйдите к доске по 1 человеку и прикрепите иллюстрацию в нужном порядке.
- Докажите! (я думаю, что это первая, т.к. на ней нарисовано, как лиса только договаривается с раком о состязании и т.д.)
— — — — — На доске цветок с текстами сказки «Лиса и рак»
— Задание
карточка капитану
— — — — — — — На доску – обложку
— — — учебник
— — — жетон
— 3шт. жетон
— — — — — — — — — 3шт. жетон
— IV.
Самостоятельная работа. «Определение качеств характера лисы».
- О каком герое из русских народных сказок мы сегодня говорим? (лиса)
- Работаем каждый на своей карточке.
- выполняем работу по 1 колонке. Взяли в руки ручки. Находим качество лисы. Какая она была в сказке «Лиса и рак»? Напротив качества ставим +.
Итог: проверяем1 команда — 1 черту.
Докажите! Доказываем фрагментами.
Сказки
добрая –
глупая +
хитрая +
ловкая +
хвастливая +
— - 2 группа — 2 черту
- 3 группа — 3 черту
- Но мы читали и другие народные сказки о лисе.
- А во всех ли сказках лиса глупая? (нет)
— 2. Работа над сказкой «Лиса и тетерев»
- Давайте посмотрим отрывок из сказки и определим её название.
- Катя и Дима подготовили нам сюрприз.
- Спасибо, ребята! Садитесь на места.
- Как называется эта сказка?
- Найдите на столе иллюстрацию к этой сказке.
- По 1 человеку выйдите и прикрепите на доску.
- Давайте проверим в правильном ли порядке ребята повесили иллюстрации!
- Поднимите руки, кто согласен!!! Докажите!!!
— — — — — — — — Я прикрепляю на доске качества характера лисы
Если не верно — другая команда исправит и дополнит
— — — — жетон
— — — — инсценировка сказки
— жетон
— иллюстр.
— — V.
Самостоятельная работа.
«Определение качеств характера лисы в сказке «Лиса и тетерев».
- Взяли ручки и карточки.
- Во 2 колонке поставили + рядом с качеством лисы, какая она была в сказке «Лиса и тетерев».
— хитрая +
лживая +
умная+
коварная +
правдивая
Итог:
- Проверяем:3 группа – черта характера. Докажите фрагментами из сказки.
- 2 группа – Какая у вас лиса? Докажите!
- 1 группа – Какое слово вы выбрали ещё? Докажите.
- А может быть кто-то ещё нашёл 1 черту характера лисы в этой сказке?
- Молодцы! Хорошо справились с заданием.
3. Работа над сказкой «Лисичка-сестричка и волк».
- Послушайте запись (кассета) сказки.
- Определите название. («Лисичка-сестричка и волк»)
- Прикрепите иллюстрацию на доску. Докажите.
— — — — — — прикрепить в таблицу
— 2 графа
— — учитель крепит к доске
— жетоны
— — 4 шт.
жетоны
— VI.
Самостоятельная работа.
«Определение качеств характера лисы в сказке «Лисичка-сестричка и волк».
- Взяли ручкии карточки.
- В 3 колонке поставили + рядом с качеством лисы.
— жестокая +
жадная +
хитрая+
находчивая +
глупая
— Итог:
- Проверяем – 1 группа – Докажите фрагментами из сказки.
- 2 группа
- 3 группа
- Какое качество характера подходит ещё лисичке из этой сказки? Докажите!
- Мы определили качества лисы. Лиса разная. Герой один и тот же, а образ разный.
- Ребята, как народ относится к лисе?
- За что народ любит лису?
— — — — — — — — учитель работает на доске
— 4 жетона
VII.
Образ лисы в произведениях авторов.
- А сейчас послушайте, как изобразил лису Константин Дмитриевич Ушинский.
- Нам Эвелина подготовила сюрприз (чтение отрывка)
- Похожа эта лиса на нашу рыжую плутовку из уже знакомых нам сказок? (да)
— — — — жетон
VIII.
Итог урока.
«Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.»
- Сегодня мы говорили о русских народных сказках и о их героине – лисе. Но эту таблицу мы будем заполнять дальше, давать характеристику другим животным, которые встречаются в сказках.
- А сейчас капитаны команд сдайте лисичке (Кристине) все жетоны. И определим, какая команда была самая активная.
- Молодцы, ребята. Все работали хорошо. Но на этом мы наш проект не закончим, работа будет продолжаться.
- Карточки сдайте.
— — — — — — — — — 1 – 4 жет.
11 – 5 жет.
111 – 6 жет.
IX.
Домашнее задание.
- На группе продлённого дня показать товарищам театр, используя пальчиковые игрушки.
— — — — Ребят:
справились- 17 чел.
с 1 ош. — 3 чел.
с 2 ош.-0 чел.
с 3 и более ош. — 0 чел.
—
Файлы: Лисичка-Сестричка.ppt
Размер файла: 10269696 байт.