Автор конспекта:
Автор(ы): — Кондрачук Римма Николаевна
Место работы, должность: — МОУ СОШ №1 п.Солнечный , учитель.
Регион: — Хабаровский край
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: — 1.Прочитать отрывок из повести «Степь» вслед за автором. 2.Анализируя текст, понять,в чем секрет мастерства писателя. 3.Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине,ее просторам.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Повесть "Степь" А.П.Чехова.
Используемое оборудование: —
Портрет писателя, степные пейзажи русских художников, стенд с рисунками учащихся к повести.
Эпиграфы к уроку:
"Голубчик Антон Павлович! Не мог оторваться, начавши читать. Это такая прелесть, такая бездна поэзии, что я ничего другого сказать не могу и никаких замечаний не могу сделать — кроме того. что я в безумном восторге…"
(А.Плещеев.)
"Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя…"
(А..Чехов.)
Краткое описание: — Урок анализа отрывков из повести А.П.Чехова "Степь" с групповыми опережающими заданиями для учащихся.Урок нацелен на то, чтобы помочь учащимся увидеть мастерство Чехова — художника слова, быть, по определению писателя, "талантливыми читателями."
На доске проблемные вопросы:
1.Какие чувства вызвало у вас "степное путешествие" ,проделанное вместе с Егорушкой?
2.Чему посвятил А.П.Чехов повесть "Степь, которой отдал свои "самые дорогие образы и картины"? В чем секрет мастерства писателя?
Ход урока
IВступительная часть.
1.) Чтение и комментирование эпиграфа к уроку. (слова А.Плещеева)
2.) Словарная работа: пейзаж — описание картин природы; степь — безлесное,бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата (океан земли — метафорическое определение)
3.)Вступительное слово учителя.
Однообразные ровные степи, "безотрадные и непривлекательные" , (по словам современника Чехова) писатель рисует волнующими словами. Он описал серую, усталую, однообразную выжженную степь,где каждая полумертвая травинка "страстно хочет жить", сбросить с себя гнет.,открыть миру свою потаенную силу и красоту, свое "богатство и вдохновение."
Вот едет по степи маленький девятилетний Егорушка, которого везут в город, в гимназию.Он впервые уезжает из дома, впервые узнает степь. Он видит ее ранним утром ., когда "тихо, без хлопот принимается за работу солнце и степьсбрасывает с себя утреннюю полутень, улыбается и сверкает росой", и в часы ее "тихой задумчивой грусти," и ночью, когда "небо усыпано крупными звездами," и во время грозы. По — своему, по — детски, всем своим существом чувствует Егорушка жизнь этой прекрасной, сказочной и непонятной ему степи.
Чехов мечтал показать девятилетнему мальчику ( а вместе с ним и читателю) прекрасную Родину, древнюю легендарную степь. Писатель рассчитывал на душевную одаренность читателя, на его восприимчивость к красоте и поэзии. На то, что настоящий читатель будет вслушиваться в слова и образы, чтобы их услышать, будет всматриваться в нарисованные писателем картины, чтобы их увидеть. Все поймет и добавит недостающее сам.
4.)Обращение ко второму эпиграфу: "Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя…"
iiРабота с текстом.
1.) Переход к чтению текста и его анализу.
Вчитаемся же в текст и попытаемся отыскать секрет мастерства писателя.
Как удалось Чехову так описать природу степи, что мы чувствуем запахи,звуки, краски, рождающиеся на наших глазах?
2.)Работа в группах (с опорой на опережающее домашнее задание)
Задание 1-й группе:
1.Озаглавьте текст. Выделите его основную мысль.
2.Подготовьте выразительное чтение.
3.Ответьте на вопросы:
Какие звуки вы услышали в степи вместе с писателем? Какие вы уловили запахи? Что представляется в степи сквозь мглу?
Задание 2-й группе:
1.Озаглавьте текст. Выделите его основную мысль.
2.Подготовьте выразительное чтение.
3.Ответьте на вопросы:
Какой становится степь при луне? Каково в степи небо? Какие автор использует эпитеты, сравнения, метафоры, чтобы описать небо и степь?
Задание 3-й группе.
1.Озаглавьте текст. Выделите его основную мысль.
2.Подготовьте выразительное чтение.
3.Ответьтена вопросы:
Какие чувства навевает степь? Почему в этом счастливом состоянии чувствуется и тоска? Как чувствует себя в степи Егорушка?
Задание4-й группе.
1.Озаглавьте текст. Выделите его основную мысль.
2.Подготовьте выразительное чтение.
3.Ответьте на вопросы,
Как изменилась степь с восходом солнца? Найдите метафоры. Что они помогают понять? Как описывается древняя степь? Какой представляется Егорушке дорога?
3) Выступления учащихся по группам:
1-я группа.
Краткий вывод: степь ночью прекрасна и полна жизни, несмотря на увядание. Ночью она оживает, освободившись от дневного зноя. "Легко вздыхает широкой грудью." Явственнее звуки и запахи. Однако сквозь мглу все представляется иным, теряет цвет и очертания. Наиболее яркие образы: "землю окутает мгла" (окружит со всех сторон); "запоздалые цветы" (слишком поздние, ведь все уже увядает, а они только расцвели, поэтому ясно, что они ненадолго); "истерический плач совы"(судорожный, нервный, раздражительный); "заливается дискантом"(длительно, с переливами, высоким детским голосом)
2-я группа.
Краткий вывод: степь при луне тоже прекрасна. Непонятная даль, причудливые образы, свежий прозрачный воздух. Все застыло, отдыхая от дневного жара. Природе "жаль утерять хоть одно мгновенье".Необъятная глубина и безграничность неба. Небо непонятное, ласковое, манит к себе, напоминает своей бесконечностью степь и говорит о краткости человеческой жизни. Постичь его глубину невозможно. как трудно постичь сущность жизни. Наиболее яркие образы: "крик неуснувшей или бредившей птицы" (кричит что- то бессвязное, бессмысленное, неотвязное, болезненное); "причудливые образы" (замысловатые, таинственные) ; "небо глядит томно" (устало — нежно,расслабленно; истома — приятная расслабленность).
3-я группа.
Краткий вывод: душа даёт отклик прекрасной суровой Родине. Писатель говорит о том древнем, чего нельзя забыть: неведомо кем насыпаны курганы, неведомо когда поставлены каменные истуканы, охраняющие давно забытые могилы( печенегов, половцев); высоко летают коршуны, сожжённые солнцем травы- всё вместе сливается для Егорушки в чувство Родины, всё пробуждает память о далёких вольных предках( связь времён, контрастное соспоставление обыденного и вечного) " В тот день я впервые ощутил, что я русский, живу в России, почувствовал её прошлое и настоящее., своё кровное родство с ней" (Чехов о своей первой поездке в Таганрог по степи в детстве).
4-я группа.
Краткий вывод: восход в степи, сказочная дорога. Просыпается степь, поют травы. Дорогауводит писателя в сказочные пространства, где нет чувства времени, которое так привыкли ценить люди всовременном мире. " Едешь, едешь…Дни и вёрсты нипочём".Степь томится и тоскует, грезит о богатырях, которые некогда бродили по её просторам и были ей под стать и которых нет сейчас больше.
III. Обобщение материала.
1.Вывод: так воспоминания о степи, в которой родился и вырос писатель, слились в нём с думами о Родине, о её мощи, силе, красоте и богатстве.
2Ответ на поставленные в начале урока проблемные вопросы : (на доске)
Чему посвятил Чехов "Степь", которой отдал "свои" самые заветные образы и картины?
В чём секрет мастерства писателя? Что вы узнали о Чехове? ( Сумел нарисовать степь таинственной, одушевлённой и прекрасной. Сумел найти такие образы и картины, такие слова, что мы чувствуем запахи, звуки и краски, гордимся её мощью и широтой,был мастером пейзажа, безгранично любил Родину истепь.
3. Заканчивая"степное путешествие", подумайте, много ли вы увидели вместе с писателем?Что почувствовали? О чём вспомнили? Были ли вы" талантливым читалем", или от вас ускользнула и осталась незамеченной и непонятой неброскаястепная красота?
Домашнее задание: подготовить близко к тексту пересказ любого из четырёх отрывков, рассмотренных на уроке.
Файлы: Инсценировка повести Б.doc
Размер файла: 43008 байт.