Автор конспекта:
Автор(ы): — Кондрачук Римма Николаевна

Место работы, должность: — МОУ СОШ №1 п.Солнечный , учитель.

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — 1.Прочитать отрывок из повести «Степь» вслед за автором. 2.Анализируя текст, понять,в чем секрет мастерства писателя. 3.Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине,ее просторам.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

Повесть "Степь" А.П.Чехова.

Используемое оборудование: —

Портрет писателя, степные пейзажи русских художников, стенд с рисунками учащихся к повести.

Эпиграфы к уроку:

"Голубчик Антон Павлович! Не мог оторваться, начавши читать. Это такая прелесть, такая бездна поэзии, что я ничего другого сказать не могу и никаких замечаний не могу сделать — кроме того. что я в безумном восторге…"

(А.Плещеев.)

"Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя…"

(А..Чехов.)

Краткое описание: — Урок анализа отрывков из повести А.П.Чехова "Степь" с групповыми опережающими заданиями для учащихся.Урок нацелен на то, чтобы помочь учащимся увидеть мастерство Чехова — художника слова, быть, по определению писателя, "талантливыми читателями."

На доске проблемные вопросы:

1.Какие чувства вызвало у вас "степное путешествие" ,проделанное вместе с Егорушкой?

2.Чему посвятил А.П.Чехов повесть "Степь, которой отдал свои "самые дорогие образы и картины"? В чем секрет мастерства писателя?

Ход урока

IВступительная часть.

1.) Чтение и комментирование эпиграфа к уроку. (слова А.Плещеева)

2.) Словарная работа: пейзаж — описание картин природы; степь — безлесное,бедное влагой и обычно ровное пространство с травянистой растительностью в зоне сухого климата (океан земли — метафорическое определение)

3.)Вступительное слово учителя.

Однообразные ровные степи, "безотрадные и непривлекательные" , (по словам современника Чехова) писатель рисует волнующими словами. Он описал серую, усталую, однообразную выжженную степь,где каждая полумертвая травинка "страстно хочет жить", сбросить с себя гнет.,открыть миру свою потаенную силу и красоту, свое "богатство и вдохновение."

Вот едет по степи маленький девятилетний Егорушка, которого везут в город, в гимназию.Он впервые уезжает из дома, впервые узнает степь. Он видит ее ранним утром ., когда "тихо, без хлопот принимается за работу солнце и степьсбрасывает с себя утреннюю полутень, улыбается и сверкает росой", и в часы ее "тихой задумчивой грусти," и ночью, когда "небо усыпано крупными звездами," и во время грозы. По — своему, по — детски, всем своим существом чувствует Егорушка жизнь этой прекрасной, сказочной и непонятной ему степи.

Чехов мечтал показать девятилетнему мальчику ( а вместе с ним и читателю) прекрасную Родину, древнюю легендарную степь. Писатель рассчитывал на душевную одаренность читателя, на его восприимчивость к красоте и поэзии. На то, что настоящий читатель будет вслушиваться в слова и образы, чтобы их услышать, будет всматриваться в нарисованные писателем картины, чтобы их увидеть. Все поймет и добавит недостающее сам.

4.)Обращение ко второму эпиграфу: "Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя…"

iiРабота с текстом.

1.) Переход к чтению текста и его анализу.

Вчитаемся же в текст и попытаемся отыскать секрет мастерства писателя.

Как удалось Чехову так описать природу степи, что мы чувствуем запахи,звуки, краски, рождающиеся на наших глазах?

2.)Работа в группах (с опорой на опережающее домашнее задание)

Задание 1-й группе:

1.Озаглавьте текст. Выделите его основную мысль.

2.Подготовьте выразительное чтение.

3.Ответьте на вопросы:

Какие звуки вы услышали в степи вместе с писателем? Какие вы уловили запахи? Что представляется в степи сквозь мглу?

Задание 2-й группе:

1.Озаглавьте текст. Выделите его основную мысль.

2.Подготовьте выразительное чтение.

3.Ответьте на вопросы:

Какой становится степь при луне? Каково в степи небо? Какие автор использует эпитеты, сравнения, метафоры, чтобы описать небо и степь?

Задание 3-й группе.

1.Озаглавьте текст. Выделите его основную мысль.

2.Подготовьте выразительное чтение.

3.Ответьтена вопросы:

Какие чувства навевает степь? Почему в этом счастливом состоянии чувствуется и тоска? Как чувствует себя в степи Егорушка?

Задание4-й группе.

1.Озаглавьте текст. Выделите его основную мысль.

2.Подготовьте выразительное чтение.

3.Ответьте на вопросы,

Как изменилась степь с восходом солнца? Найдите метафоры. Что они помогают понять? Как описывается древняя степь? Какой представляется Егорушке дорога?

3) Выступления учащихся по группам:

1-я группа.

Краткий вывод: степь ночью прекрасна и полна жизни, несмотря на увядание. Ночью она оживает, освободившись от дневного зноя. "Легко вздыхает широкой грудью." Явственнее звуки и запахи. Однако сквозь мглу все представляется иным, теряет цвет и очертания. Наиболее яркие образы: "землю окутает мгла" (окружит со всех сторон); "запоздалые цветы" (слишком поздние, ведь все уже увядает, а они только расцвели, поэтому ясно, что они ненадолго); "истерический плач совы"(судорожный, нервный, раздражительный); "заливается дискантом"(длительно, с переливами, высоким детским голосом)

2-я группа.

Краткий вывод: степь при луне тоже прекрасна. Непонятная даль, причудливые образы, свежий прозрачный воздух. Все застыло, отдыхая от дневного жара. Природе "жаль утерять хоть одно мгновенье".Необъятная глубина и безграничность неба. Небо непонятное, ласковое, манит к себе, напоминает своей бесконечностью степь и говорит о краткости человеческой жизни. Постичь его глубину невозможно. как трудно постичь сущность жизни. Наиболее яркие образы: "крик неуснувшей или бредившей птицы" (кричит что- то бессвязное, бессмысленное, неотвязное, болезненное); "причудливые образы" (замысловатые, таинственные) ; "небо глядит томно" (устало — нежно,расслабленно; истома — приятная расслабленность).

3-я группа.

Краткий вывод: душа даёт отклик прекрасной суровой Родине. Писатель говорит о том древнем, чего нельзя забыть: неведомо кем насыпаны курганы, неведомо когда поставлены каменные истуканы, охраняющие давно забытые могилы( печенегов, половцев); высоко летают коршуны, сожжённые солнцем травы- всё вместе сливается для Егорушки в чувство Родины, всё пробуждает память о далёких вольных предках( связь времён, контрастное соспоставление обыденного и вечного) " В тот день я впервые ощутил, что я русский, живу в России, почувствовал её прошлое и настоящее., своё кровное родство с ней" (Чехов о своей первой поездке в Таганрог по степи в детстве).

4-я группа.

Краткий вывод: восход в степи, сказочная дорога. Просыпается степь, поют травы. Дорогауводит писателя в сказочные пространства, где нет чувства времени, которое так привыкли ценить люди всовременном мире. " Едешь, едешь…Дни и вёрсты нипочём".Степь томится и тоскует, грезит о богатырях, которые некогда бродили по её просторам и были ей под стать и которых нет сейчас больше.

III. Обобщение материала.

1.Вывод: так воспоминания о степи, в которой родился и вырос писатель, слились в нём с думами о Родине, о её мощи, силе, красоте и богатстве.

2Ответ на поставленные в начале урока проблемные вопросы : (на доске)

Чему посвятил Чехов "Степь", которой отдал "свои" самые заветные образы и картины?

В чём секрет мастерства писателя? Что вы узнали о Чехове? ( Сумел нарисовать степь таинственной, одушевлённой и прекрасной. Сумел найти такие образы и картины, такие слова, что мы чувствуем запахи, звуки и краски, гордимся её мощью и широтой,был мастером пейзажа, безгранично любил Родину истепь.

3. Заканчивая"степное путешествие", подумайте, много ли вы увидели вместе с писателем?Что почувствовали? О чём вспомнили? Были ли вы" талантливым читалем", или от вас ускользнула и осталась незамеченной и непонятой неброскаястепная красота?

Домашнее задание: подготовить близко к тексту пересказ любого из четырёх отрывков, рассмотренных на уроке.

Файлы: Инсценировка повести Б.doc
Размер файла: 43008 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология