Автор конспекта:
Автор(ы): — Придчина Ольга Михайловна

Место работы, должность: — МБОУ «Высокоключевая школа», учитель музыки, заместитель директора по воспитательной работе

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: —

Побудить учащихся к самовыражению через творческие задания на уроке и заключительном этапе урока-рефлексии (сочинение сиквейна)

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемые учебники и учебные пособия: —

Музыка 1-8 классы под руководством

Д.Б. Кабалевского 3-е издание Москва «Просвещение» 2010 год, «Музыка» 7 класс под редакцией Т.И.Науменко, В.В.Алеев 3-е издание, стереотипное, Москва «Дрофа» 2010 год

Используемая методическая литература: —

Музыкальный ряд:

1. Джулио Каччини «Ave Maria»

2. Сергей Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»

Исполнительский ряд:

1. С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» (8 тактов)

2. В.Гаврилин «Мама»

Литературный ряд:

1. А.Пушкин «Мадонна» сонет

2. А.Пушкин «…Одной картины я желал быть вечный зритель» (отрывок)

3. М.Волошин «Не на троне – на Её руке…» (отрывок)

4. А.Фет «Ave Maria»

5. Данте «Она идёт, хвале внимая» (отрывок)

6. А.Марков «Сикстинская мадонна»

7. Р.Гамзатов «Мама» (отрывок)

8. Р.Рождественский «Мама» (отрывок)

Зрительный ряд:

Презентация:

1. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»

2. Леонарда да Винчи «Мадонна Лита», «Мадонна с цветком»

3. Альбрехт Дюрер «Мадонна с кусочком груши»

4. Альбрехт Дюрер «Мадонна с младенцем»

5. Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем»

6. Феофан Грек «Богоматерь Донская»

7. Неизвестный автор, икона «Богоматерь Владимирская»

8. Кузьма Петров-Водкин «Мать»

9. Огюст Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», «Портрет Жана Ренуара и Габриэли с её ребёнком».

Используемое оборудование: —

1. Мультимедийный проектор

2. Экран

3. Музыкальный центр

4. Телевизор

5. Фортепиано

6. Синтезатор

Краткое описание: — Урок «В чём сила музыки Джулио Каччини?» является одним из уроков темы второго полугодия «В чём сила музыки?». Эта тема начинается в 3-ей четверти и заканчивается с окончанием учебного года, одновременно осуществляет подготовку к усвоению темы 7 класса «Музыкальный образ». Урок, подчёркивая широту жизненного содержания и глубину отражения жизни в произведениях великих мастеров, подводит учащихся к пониманию красоты и правды музыки. Урок неразрывно связан с темой перового полугодия «Преобразующая сила музыки», где рассматривались яркие примеры воздействия музыки на людей, на народы в целом.

На экране: эпиграф урока:

«…В тебе, как нимб вплетены,

В тебе одной – все осени, все вёсны!»

И.В. Гёте

Учитель:Здравствуйте, ребята. Музыка – сколько различных чувств она вызывает, сколько мыслей, эмоций вносит в нашу жизнь.

Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» С.В.Рахманинова.

На экране: Портрет С.Рахманинова с названием произведения

Учитель:Эту музыку написал русский композитор С.В.Рахманинов. Мы тоже сегодня на уроке будем сочинять музыку, вы будете композиторами, поэтами и художниками. Мы с вами создадим творческие мастерские. Какую нам взять тему? О добре, о зле? Зла так много на нашей планете: войны, стихийные бедствия, катастрофы. А добро? Добро, доброе, вечное.

(учащиеся разделившись на 3 группы: поэтов, художников и композиторов, занимают места за заранее приготовленными столами)

Послушайте стихотворение поэта К.Бальмонта:

Женщина- с нами, когда мы рождаемся,

Женщина- с нами в последний наш час,

Женщина – знамя, когда мы сражаемся,

Женщина- радость раскрывшихся глаз.

Первая наша влюблённость и счастье,

В лучшем стремлении – первый привет.

В битве за право- огонь соучастья.

Женщина – музыка,

Женщина – свет.

А.С.Пушкин

Одной картины я желал быть вечный зритель

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славу и в лучах…

Учитель:Вы послушали стихотворения. Какой образ перед нами появляется?

Дети: Образ матери, младенца.

Учитель: Это добрый образ? Это добро?

Учитель(обращается к художникам)

- Какой колорит будет в вашей картине?(холодный, тёплый) Почему?

- Какую цветовую гамму возьмёте в картине? (Спокойную, напряжённую?)

- Кто или что будет являться композиционным центром? Почему вы так считаете?

- Какой формат вы выберете для своей картины (вертикальный, горизонтальный, круглый, овальный)

- Как бы вы назвали вашу картину?

Пожалуйста, художники, подберите краски на палитре, отражающие колорит вашей картины.

(Дети смешивают краски, наносят на палитру)

Учительобращается к поэтам и литераторам.

Наши художники уже творят.

- Как вы думаете о чём или о ком мы будем сочинять?

- Какими словами, эпитетами охарактеризуем образ?

- Какими чертами характера наделим наш образ?

( Достоинство, благородство, красота, ласка, величие, тишина, простота, радость, мир, человеколюбие)

Пожалуйста, поэты и писатели, напишите эпитеты, подберите выражения, выразите на бумаге чувства, действия образа.

Учительобращается к композиторам.

- Какой образ вы создадите своей музыкой? Какой характер мелодии?

- Какую музыку вы сочините по динамике (тихую, громкую)

- Какой темп будет в вашем произведении?

- В каком регистре будете сочинять? (низкий, средний, высокий)

- Опишите, какая у вас будет музыка? (светлая, добрая, ласковая, величественная)

- В каком жанре будете сочинять?

Дети по желанию выходят к фортепиано и играют свои произведения. Учитель направляет, подсказывает, беседует.

Учитель:Благодарю композиторов за их произведения, теперь посмотрим как поработали художники.

Ребятапоказывают свои палитры, комментируют, рассуждают почему взяли тот или иной цвет.

Учитель: Великие мастера-живописцы воплотили свои чувства в картины, которые и сейчас нас пленят своей удивительной душевностью, теплотой и великолепием.

Учитель называет картины, на экране презентация картин Леонардо да Винчи, Рафаэля, А.Дюрера.

- Какой образ создали художники в своих картинах?

Небольшое обсуждение.

Учитель:Благодарю за работу художников, теперь послушаем наших поэтов и литераторов

Ребятакомментируют свои ответы о том, какие они взяли эпитеты

Учитель: Великие поэты обращались к теме материнства, к Мадонне, посвящая ей свои творения.

Учитель показывает презентацию. На экране остаётся картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»

(читает стихи А.Фета, Данте)

Учитель:Творческие мастерские хорошо поработали. Композиторы хотите ещё сыграть ваши произведения? (По желанию ребят)

Композиторы очень часто обращались к теме богоматери, материнства. Вот одно из них. Это произведение написал итальянский композитор Джулио Каччини, который жил в 15 веке. Он был современником Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти.

(звучит «Ave Maria»)

После прослушивания музыки.

Учитель:

- Ребята, какие чувства и мысли вызывает у вас эта музыка?

- Как вы думаете что композитор хотел сказать своим произведением, зачем он его написал?

- Кто является исполнителем этого произведения?

- В каком жанре написано музыкальное произведение?

- В чём же сила этой музыки?

Учитель: Более 2-х тысяч лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты и композиторы. Поэты обращаются к Богородице со словами: «Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна». Когда художник пишет Деву Марию, то у него получается не обычная картина, а икона. Мы видим и у русских иконописцев Дева Мария с младенцем. Для Иисуса Христа – это мама. (показывает презентацию: Богоматерь Донская, Богоматерь Владимирская- небесная заступница Москвы (читает стихи М.Волошина) В.Васнецов «Богоматерь с младенцем»

Ребята, а вы помните какой музыкой мы начали урок?

Ребята, споём небольшую музыкальную фразу из хора «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова

(исполнение 8 тактов)

Учитель:Красота, любовь, Родина, земля. Эти слова можно соединить со словами: мать, матушка, материнство. Всё самое дорогое, родное, святое связано с мамой.

Учитель показывает презентацию ( картины К.Петрова-Водкина, О.Ренуара), читает стихи о матери Р.Гамзатова, Р.Рождественского.

У всех людей есть мама на земле. На одном из уроков мы выучили песню о маме В.Гаврилина «Мама», сейчас мы её исполним

Ребята исполняют песню В.Гаврилина «Мама».

Итог урока:

Учитель: ваши чувства, мысли, переживания… Пусть они выразятся в сиквейне на любое из трёх произведений:

«Ave Maria», «Богородице Дево, радуйся», «Мама»

Учитель предлагает попробовать силы в сочинении сиквейна все творческие мастерские. Сочинённые строчки записывает на доске или набирает на компьютере, проецирует через экран.

Учитель благодарит ребят за работу. «До новых встреч»

Файлы: к уроку.ppt
Размер файла: 1142784 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология