Автор конспекта:
Автор(ы): — Придчина Ольга Михайловна
Место работы, должность: — МБОУ «Высокоключевая школа», учитель музыки, заместитель директора по воспитательной работе
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
Побудить учащихся к самовыражению через творческие задания на уроке и заключительном этапе урока-рефлексии (сочинение сиквейна)
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 23
Используемые учебники и учебные пособия: —
Музыка 1-8 классы под руководством
Д.Б. Кабалевского 3-е издание Москва «Просвещение» 2010 год, «Музыка» 7 класс под редакцией Т.И.Науменко, В.В.Алеев 3-е издание, стереотипное, Москва «Дрофа» 2010 год
Используемая методическая литература: —
Музыкальный ряд:
1. Джулио Каччини «Ave Maria»
2. Сергей Рахманинов «Богородице Дево, радуйся»
Исполнительский ряд:
1. С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» (8 тактов)
2. В.Гаврилин «Мама»
Литературный ряд:
1. А.Пушкин «Мадонна» сонет
2. А.Пушкин «…Одной картины я желал быть вечный зритель» (отрывок)
3. М.Волошин «Не на троне – на Её руке…» (отрывок)
4. А.Фет «Ave Maria»
5. Данте «Она идёт, хвале внимая» (отрывок)
6. А.Марков «Сикстинская мадонна»
7. Р.Гамзатов «Мама» (отрывок)
8. Р.Рождественский «Мама» (отрывок)
Зрительный ряд:
Презентация:
1. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»
2. Леонарда да Винчи «Мадонна Лита», «Мадонна с цветком»
3. Альбрехт Дюрер «Мадонна с кусочком груши»
4. Альбрехт Дюрер «Мадонна с младенцем»
5. Виктор Васнецов «Богоматерь с младенцем»
6. Феофан Грек «Богоматерь Донская»
7. Неизвестный автор, икона «Богоматерь Владимирская»
8. Кузьма Петров-Водкин «Мать»
9. Огюст Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми», «Портрет Жана Ренуара и Габриэли с её ребёнком».
Используемое оборудование: —
1. Мультимедийный проектор
2. Экран
3. Музыкальный центр
4. Телевизор
5. Фортепиано
6. Синтезатор
Краткое описание: — Урок «В чём сила музыки Джулио Каччини?» является одним из уроков темы второго полугодия «В чём сила музыки?». Эта тема начинается в 3-ей четверти и заканчивается с окончанием учебного года, одновременно осуществляет подготовку к усвоению темы 7 класса «Музыкальный образ». Урок, подчёркивая широту жизненного содержания и глубину отражения жизни в произведениях великих мастеров, подводит учащихся к пониманию красоты и правды музыки. Урок неразрывно связан с темой перового полугодия «Преобразующая сила музыки», где рассматривались яркие примеры воздействия музыки на людей, на народы в целом.
На экране: эпиграф урока:
«…В тебе, как нимб вплетены,
В тебе одной – все осени, все вёсны!»
И.В. Гёте
Учитель:Здравствуйте, ребята. Музыка – сколько различных чувств она вызывает, сколько мыслей, эмоций вносит в нашу жизнь.
Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» С.В.Рахманинова.
На экране: Портрет С.Рахманинова с названием произведения
Учитель:Эту музыку написал русский композитор С.В.Рахманинов. Мы тоже сегодня на уроке будем сочинять музыку, вы будете композиторами, поэтами и художниками. Мы с вами создадим творческие мастерские. Какую нам взять тему? О добре, о зле? Зла так много на нашей планете: войны, стихийные бедствия, катастрофы. А добро? Добро, доброе, вечное.
(учащиеся разделившись на 3 группы: поэтов, художников и композиторов, занимают места за заранее приготовленными столами)
Послушайте стихотворение поэта К.Бальмонта:
Женщина- с нами, когда мы рождаемся,
Женщина- с нами в последний наш час,
Женщина – знамя, когда мы сражаемся,
Женщина- радость раскрывшихся глаз.
Первая наша влюблённость и счастье,
В лучшем стремлении – первый привет.
В битве за право- огонь соучастья.
Женщина – музыка,
Женщина – свет.
А.С.Пушкин
Одной картины я желал быть вечный зритель
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славу и в лучах…
Учитель:Вы послушали стихотворения. Какой образ перед нами появляется?
Дети: Образ матери, младенца.
Учитель: Это добрый образ? Это добро?
Учитель(обращается к художникам)
- Какой колорит будет в вашей картине?(холодный, тёплый) Почему?
- Какую цветовую гамму возьмёте в картине? (Спокойную, напряжённую?)
- Кто или что будет являться композиционным центром? Почему вы так считаете?
- Какой формат вы выберете для своей картины (вертикальный, горизонтальный, круглый, овальный)
- Как бы вы назвали вашу картину?
Пожалуйста, художники, подберите краски на палитре, отражающие колорит вашей картины.
(Дети смешивают краски, наносят на палитру)
Учительобращается к поэтам и литераторам.
Наши художники уже творят.
- Как вы думаете о чём или о ком мы будем сочинять?
- Какими словами, эпитетами охарактеризуем образ?
- Какими чертами характера наделим наш образ?
( Достоинство, благородство, красота, ласка, величие, тишина, простота, радость, мир, человеколюбие)
Пожалуйста, поэты и писатели, напишите эпитеты, подберите выражения, выразите на бумаге чувства, действия образа.
Учительобращается к композиторам.
- Какой образ вы создадите своей музыкой? Какой характер мелодии?
- Какую музыку вы сочините по динамике (тихую, громкую)
- Какой темп будет в вашем произведении?
- В каком регистре будете сочинять? (низкий, средний, высокий)
- Опишите, какая у вас будет музыка? (светлая, добрая, ласковая, величественная)
- В каком жанре будете сочинять?
Дети по желанию выходят к фортепиано и играют свои произведения. Учитель направляет, подсказывает, беседует.
Учитель:Благодарю композиторов за их произведения, теперь посмотрим как поработали художники.
Ребятапоказывают свои палитры, комментируют, рассуждают почему взяли тот или иной цвет.
Учитель: Великие мастера-живописцы воплотили свои чувства в картины, которые и сейчас нас пленят своей удивительной душевностью, теплотой и великолепием.
Учитель называет картины, на экране презентация картин Леонардо да Винчи, Рафаэля, А.Дюрера.
- Какой образ создали художники в своих картинах?
Небольшое обсуждение.
Учитель:Благодарю за работу художников, теперь послушаем наших поэтов и литераторов
Ребятакомментируют свои ответы о том, какие они взяли эпитеты
Учитель: Великие поэты обращались к теме материнства, к Мадонне, посвящая ей свои творения.
Учитель показывает презентацию. На экране остаётся картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»
(читает стихи А.Фета, Данте)
Учитель:Творческие мастерские хорошо поработали. Композиторы хотите ещё сыграть ваши произведения? (По желанию ребят)
Композиторы очень часто обращались к теме богоматери, материнства. Вот одно из них. Это произведение написал итальянский композитор Джулио Каччини, который жил в 15 веке. Он был современником Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти.
(звучит «Ave Maria»)
После прослушивания музыки.
Учитель:
- Ребята, какие чувства и мысли вызывает у вас эта музыка?
- Как вы думаете что композитор хотел сказать своим произведением, зачем он его написал?
- Кто является исполнителем этого произведения?
- В каком жанре написано музыкальное произведение?
- В чём же сила этой музыки?
Учитель: Более 2-х тысяч лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты и композиторы. Поэты обращаются к Богородице со словами: «Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна». Когда художник пишет Деву Марию, то у него получается не обычная картина, а икона. Мы видим и у русских иконописцев Дева Мария с младенцем. Для Иисуса Христа – это мама. (показывает презентацию: Богоматерь Донская, Богоматерь Владимирская- небесная заступница Москвы (читает стихи М.Волошина) В.Васнецов «Богоматерь с младенцем»
Ребята, а вы помните какой музыкой мы начали урок?
Ребята, споём небольшую музыкальную фразу из хора «Богородице Дево, радуйся» С.Рахманинова
(исполнение 8 тактов)
Учитель:Красота, любовь, Родина, земля. Эти слова можно соединить со словами: мать, матушка, материнство. Всё самое дорогое, родное, святое связано с мамой.
Учитель показывает презентацию ( картины К.Петрова-Водкина, О.Ренуара), читает стихи о матери Р.Гамзатова, Р.Рождественского.
У всех людей есть мама на земле. На одном из уроков мы выучили песню о маме В.Гаврилина «Мама», сейчас мы её исполним
Ребята исполняют песню В.Гаврилина «Мама».
Итог урока:
Учитель: ваши чувства, мысли, переживания… Пусть они выразятся в сиквейне на любое из трёх произведений:
«Ave Maria», «Богородице Дево, радуйся», «Мама»
Учитель предлагает попробовать силы в сочинении сиквейна все творческие мастерские. Сочинённые строчки записывает на доске или набирает на компьютере, проецирует через экран.
Учитель благодарит ребят за работу. «До новых встреч»
Файлы: к уроку.ppt
Размер файла: 1142784 байт.