Автор конспекта:
Автор(ы): — Кабилова Светлана Фаизовна

Место работы, должность: — заместитель директора МБОУ ДОД «Детская школа искусств», преподаватель по предмету современная музыка

Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — дополнительное образование детей

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 3 класс

Предмет(ы): — Музыка

Тип урока: — Урок обобщения и систематизации знаний

Краткое описание: — урок-обобщение тем четверти по программе 3 класса пр. "Музыка"

Тема урока: «В гостях у Волшебницы-Музыки»

(разработка урока)

«Что может быть пленительней на свете,

чем звуков лад, созвучий красота»

Материалы, к уроку:

■ 3 портрета (П.И. Чайковский, Э. Григ, Л.ван Бетховен);

■ схемы музыкальных форм (2-хчастная, простая 3-хчастная, вариация, рондо);

■ рисунки музыкальных инструментов: скрипка, виолончель, флейта, кларнет, гобой, труба, тромбон, арфа, литавры, баян, балалайка, бас-бала­лайка, домра, мандолина, трещотки;

■ волшебные нотки и скрипичный ключ, сделанные из блестящего кар­тона.

■ Цветные карточки.

■ Дирижёрская палочка.

■ Партитура: В.А. Моцарт. Симфония № 40, 1 часть.

Муз. записи:

1. Л.ван Бетховен. « К Элизе».

2. Э. Григ. «Шествие гномов».

3. П.И. Чайковский. «Щелкунчик» (видеокассета).

4. В.А. Моцарт. Симфония № 40, 1 часть.

Музыкальное приветствие.

У.: Я очень рада новой встрече с вами. Несмотря на то, что за окном по-зимнему холодно, у нас в классе тепло и уютно, светло от ваших лучистых глаз. Ребята, сегодня вновь нас всех вместе собрала у себя Волшеб­ница-Музыка!

(Стук в дверь. Почтальон принёс письмо и бандероль — видеокассета с записью балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского)

■ Школа № 10? 3-А класс? Вам письмо и ценная бандероль!!

У.: Скоро новогодний праздник, а на праздник принято дарить подарки. Поэтому Королева Музыка прислала нам сюрприз! Да, а к нему и письмо! (Ученик открывает письмо и читает)

Дорогие друзья!

Вот уже несколько дней я внимательно наблюдаю за вами.

Мне нравится, как вы занимаетесь музыкой!

Поэтому я приготовила для вас музыкальный подарок.

Но злая и вредная Кикимора усыпила моих верных слуг.

Нотки так крепко спят, что ничего не могут для вас исполнить.

Расколдовать их может только тот, кто раздобудет 7 волшебных нот!

Для этого необходимо справиться со сложными заданиями.

Тогда чары Кикиморы спадут, и волшебная музыка зазвучит для вас.

Я верю, что вы справитесь! Удачи!

Волшебница-Музыка

У.: Ну что, ребята? Я думаю, что мы обязательно справимся со сложными заданиями, раздобудем 7 волшебных нот и музыкальный подарок. Волшеб­ная музыка зазвучит у нас на уроке! В этом нам помогут знания и дружба, ведь человек, обладающий знаниями, настоящий волшебник, а дружба помо­гает делать нам настоящие чудеса! (Исполняется песня «Волшебники»)

У.: Итак, Королева Музыка прислала нам 7 заданий, с которыми мы должны справиться. За каждое правильно выполненное задание мы полу­чаем волшебную нотку.

1 задание: «Музыкальная угадай-ка»

■ Определить автора и название произведения (показать на доске порт­рет композитора).

■ В какой музыкальной форме оно написано (показать схему, которая соответствует форме).

■ Цветными карточками показать настроение каждой части и объяс­нить, почему выбран именно этот цвет).

Людвиг ван Бетховен «К Элизе»

(Рондо – «круг». Главная тема рефрена контрастирует с темами эпизодов)


Эдвард Григ «Шествие гномов»

(Простая 3 — частная форма)

У.: Молодцы, ребята! Мы заработали сразу 2 волшебные нотки — до, ре. (Все нотки выстраиваются на нотном стане!)

2 задание: «Определение состава симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов»

У.: Ребята, скажите мне, пожалуйста: мы прослушали только что два произведения. Какое из них были исполнено симфоническим оркестром? Конечно, это «Шествие гномов» Э. Грига.

■ Ребята, а как по составу различают оркестры? (духовой, камерный, сим­фонический, народных инструментов)

■ Итак, 3 задание: необходимо из предложенных рисунков выбрать те музыкальные инструменты, которые входят в состав симфонического оркестра и оркестра народных инструментов, в данном случае рус­ских народных инструментов.


У.: И вновь мы зарабатываем с вами волшебную нотку «МИ»! Ещё не­много и мы у цели! Посмотрите, пожалуйста, ещё раз на состав симфоничес­кого оркестра и скажите:

■Сколько групп музыкальных инструментов входит в него? Перечислите.

■Как они располагаются в оркестре?

4 задание: Игра «Играем в симфонический оркестр»

У.: Представим, что вы музыканты симфонического оркестра, а я маэст­ро Дирижёр. Первые парты — 1-е скрипки и виолончели, вторые парты — 2-е скрипки и альты, один ученик играет на арфе, дальше сидят контрабасы, литавры и т.д.

■ Нам необходимо исполнить с вами фрагмент 1 части Симфонии № 40 В.А.Моцарта. Для этого надо внимательно слушать свою оркестровую партию и вовремя вступать, когда вы её услышите. А я буду вам по­могать и показывать вступление каждой оркестровой партии.

У.: Итак, я думаю, что, как на настоящем концерте, мы заработали с вами настоящие аплодисменты. Ну и, конечно, волшебную нотку «ФА»! Мо­лодцы, ребята!

Идём дальше. Волшебница-Музыка просит нас разгадать музыкальные кроссворды. Но чтобы справиться с этим непростым заданием, необходимо владеть музыкальной грамотой. Вы знаете, где располагаются нотки на нот­ном стане? Ну, тогда вперёд, за волшебной ноткой!

5 задание: «Музыкальный кроссворд»

_____нор _____мка рон ____рень ___ ____ лия

6 задание: «Музыкальные примеры»

Ребята, Кикимора запутала все нотки и длительности. Посмотрите, все ли примеры решены правильно?

Молодцы, ребята! Мы почти уже у цели, нам осталось раздобыть всего одну волшебную нотку «ЛЯ»! (Появляется Кикимора)

Кикимора:

—Ну, конечно, всего одну нотку… Кто вам позволит?… Ишь, чего наду­мали… Ничего у вас не выйдет…

—У.: А почему ты такая вредная?

—А просто так! …Хочу — и, раз, вредная!.. Хочу — и, раз, злая! А хочу — и, раз, добрая! Ничего у вас не выйдет! Все нотки спят крепким сном, никто их не разбудит!

—У.: Ребята, а давайте мы с вами споём «Пробуждальную песенку», может у нас получится разбудить нотки?

(Исполняется «Пробуждальная песенка»)

—Ха, ха, ха! Поёте-то вы хорошо, но пока я здесь …ничего у вас не полу­чится!!!

—У.: Кикимора, как тебе не стыдно? Скоро Новый год, а в Новый год принять входить с добром, да и Деду Морозу это не понравится….

—Деду Морозу?…А я дедушку люблю…Ой, боюсь ещё заморозит… Ну, хорошо! Сыграем в мою любимую игру «Крестики-нолики»? Выиграе­те — тогда и посмотрим…

1. Что означает слово «Симфония»?

2. Что такое лад? Какие бывают лады?

3. Что такое вариация?

4. Как переводится слово «рондо»

5. Каких великих скрипичных мастеров вы знаете?

6. Что такое партитура?

7. Как звучит минор?

8. Что означает итальянское слово «форте»

9. Как звучит мажор?

К.: Ну, так и быть! Ваша взяла!

Крабли, грабли, крули!

Нотки все уснули!

Крабли, грабли, бон!

Прочь волшебный сон!

— Получайте свою волшебную нотку и музыку, а я побежала,…побежала в сказочную ш колу Доброты, хочу стать доброй и умной, пока Новый Год не наступил!… (убегает)

У.: Молодцы, ребята! Вы были все очень активны! (особенно. )

Благо­даря нашим знаниям и дружбе нам удалось развеять чары Кикиморы и раздобыть 7 волшебных нот, и сейчас для вас зазвучит Волшебная Мелодия! (Видеокассета)

(Слушаем Танец Феи Драже из «Щелкунчика»)

У.: Понравилась вам волшебная музыка? Эту музыку сочинил Пётр Ильич Чайковский. Она звучит в балете «Щелкунчик», с которым мы по­знакомимся в новой 3 четверти.

■ Д/3: На каникулах найдите и прочитайте сказку «Щелкунчик и мы­шиный король» Гофмана.

У.: Надеюсь, что вы, как и я с нетерпением будете ждать новой встречи с Волшебницей Музыкой! Ведь «что может быть пленительней на свете, чем звуков лад, созвучий красота!» (эпиграф к уроку)

До скорой встречи!

Файлы: Разработка урока .docx
Размер файла: 34139 байт.

Рубрики: Искусство Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология