Автор конспекта:
Автор(ы): — Тараканова Т.Г.

Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 118

Регион: — Челябинская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — История

Цель урока: —

Охарактеризовать становление Византийской империи;

рассмотреть особенности политической системы Византийской империи;

показать место Византии в системе международных связей.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 6

Используемое оборудование: —

настеннаякарта, учебник, карточки с текстом документа, иллюстрации.

Краткое описание: — На уроке проводится проверка домашнего задания по теме:"Крестовые походы", а также заслушивается сообщения учащихся по данной теме. При изучени новой темы предусмотрена самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника, документами и объяснения учителя.

Разработка урока.

Тема 12 урока: "Византийское тысячелетие»

Цель урока:

Охарактеризовать становление Византийской империи;

рассмотреть особенности политической системы Византийской империи;

показать место Византии в системе международных связей.

Основные понятия термины:

Восточная Римская империя, Византия, ромеи ( греки), василевс, Свод Юстиниана, греческий огонь, внешняя политика, дипломатия.

Оборудование: настеннаякарта, учебник, карточки с текстом документа, иллюстрации.

Ход урока:

Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа:

1.Кто и в каком веке стал организатором крестовых походов? Кто такой Алексей Комнин?

2.Почему участников походов называли крестоносцами, а походы крестовыми?

3. Назовите участников крестовых походов и их цели.

4.Когда состоялся первый крестовый поход, каковы его итоги?

5.Обратимся к карте, постараемся определить:

А. Крестоносцы- это народ определенного государства или представители многих государств Европы?

Б.Назовите государства крестоносцев на Ближнем Востоке в 11-12 вв.

В. Почему господство крестоносцев на Ближнем Востоке было не прочным?

Г. На территории какого государства был город Иерусалим?

Значительную роль на территории Иерусалимского королевства играли духовно – рыцарские ордена.

Краткое сообщение о них сделает …

6.Что стало поводом для второго крестового похода, чем он закончился?

7.Кто такой Саладин, в каком году он захватил Иерусалим?

8.Кто из правителей Европы возглавил третий крестовый поход, какую крепость отвоевали у мусульман крестоносцы?

То, что участники крестовых походов преследовали не только высокие религиозные побуждения видно на примере четвертого крестового похода.

Индивидуально:

1. Почему четвертый крестовый поход стал переломным в крестоносном движении, что произошло?

2.Сколько еще крестовых походов было в 13 веке ( включая детский 1212г),

Каковы итоги крестовых походов?

Мы только сейчас вели речь о четвертом крестовом поход, во время которого был разрушен Константинополь – столица Византии.

Мы переходи с вами к изучению новой темы, где речь пойдет о Византии.

План изучения нового материала:

1. Территория, население, столица Византии.

2. Власть василевса.

3. Век Юстиниана (527—565).

4. Византия после Юстиниана: войны и дипломатия.

5. Византия и Русь в IX—XI вв.

1. Территория, население, столица Византии.

Беседа:

1.Что мы знаем о Византии из 5 класса?

А.Когда Римская империя была разделена на 2 части?

Б.Когда пала Западно -Римская империя?

В.Как долго просуществовала Восточно- римская империя ( Византия)?

Вот почему наша тема называется Византийское тысячелетие.

Задание:Прочитайте первый пункт параграфа и мы его разберем.

( страница 48-52).

Не пугайтесь, стр. 51-52 это план Константинополя, кто быстро прочитает материал, может посмотреть план и узнать о достопримечательностях столицы Византии.

Беседа:

1 Какие территории входили в состав Византии ?( можно зачитать из учебника, а я покажу по карте).

2. Все народы, проживавшие на разных территориях, имели ли какое-либо общее название, которымони сами себя называли как жители одного государства? (ромеи- определение в тетрадь.)

3.А как жителей империи называли в Европе и на Руси ?(Греки- запись в тетрадь)

4.Когда Восточно — римскую империю стали называть Византия? (Византия- запись в тетрадь)

5. Назовите столицу Византии.

6. Познакомтесь с территорией Византии и динамикой ее изменении (карта в учебнике с. 49), какой вывод мы можем сделать?

Учащиесясмогут сами сделать вывод о том, что история Восточной империи вовсе не была мирной и ее длительное существование связано отнюдь не с тем, что на нее никто не покушался.

6. Назовите столицу Византии.

Учитель: Восточно- Римская империя защитила свои границы в эпоху Великого переселения народов потому, что

1.Она сохранила развитую экономику.

Другие причины ищем вместе: на стр.52.

2.Сохранила государственность

3.Были процветающие города, красивейшим из которых был Константинополь.

4. Константинополь стоял на перекрестке торговых путей -это и определило расцвет его экономики.

Византия родилась, достигла расцвета и погибла вместе с Константинополем. В судьбе столицы отразилась вся история империи.

Дома вы составите зкскурсию по достопримечательностям Константинополя, а помощь на стр50-51.

Темы экскурсий разные:

«Константинополь императорский», «Константинополь, каким его видели послы» и др.

2.Власть василевса – наш 2 вопрос.

Правителя государства в Византии называли василевс. ( Василевс-запись в тетрадь).

Знакомство с властью василевса целесообразно начать с иллюстраций к параграфу (см. ниже).

А. Христос благословляет императора Алексея Комнина ( миниатюра 12 век.)

Б.Византийская корона11 в.

Вопрос: Какой вывод можно сделать?

На изображениях на с. 52—53 дети легко находят признаки того, что в Византии император считался Божьим избранником, стоящим выше всех других смертных, обладателем верховной власти над всем христианским миром и покровителем Церкви, а также того, что в Византии были приняты очень пышные придворные церемониалы, во время которых император облачался в великолепные одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями.

Чтобы дети легче нашли эти признаки, можно задавать наводящие вопросы, сообщая попутно в кратких репликах некоторые сведения.

Например, такие: «Изображения императоров, которые вы видите на иллюстрациях этого разворота, сделаны прижизненно, а причислять к лику святых можно только после смерти».

Признаки, которые находят дети, следующие:

  • Император часто изображался с нимбом; раз это прижизненные изображения, значит, этот признак божественности или святости положен ему как императору (даже когда нет нимба, как на монете, мы видим в левой руке у василевса сферу-державу с шестиконечным крестом .
  • На миниатюре начала XII в. Алексея I Комнина благословляет сам Христос.
  • На всех изображениях императоры облачены в тяжелые одежды с драгоценными камнями; не только на монете и короне, где изображения выполнены в техниках чеканки и перегородчатой эмали по золоту, но и на книжной миниатюре и в настенной равеннской мозаике они даны на золотом фоне.
  • Ответ: Власть василевса от Бога, а это значит, что ему нужно бесприкословно подчиняться.

    Вопросы о широте власти императора и силах, способных реально воздействовать на принимаемые им решения, можно обсудить в форме анализа схемы (см. текст учебника на с. 53, абзац 2.

    Заполним таблицу: « Император Византии»

    Имел право.

    Издавать законы ;

    Судить за их нарушение ;

    Командовать войском ;

    Объявлять войну и заключать мир ;

    Назначать и смещать любых чиновников;

    Распоряжаться жизнью подданных;

    Вмешиваться в дела Церкви.

    Император считался

    Армией.

    Чиновничеством.

    Столичной толпой.

    Вопрос для анализа схемы:

    Как вы думаете, к чему привело бы императора полное нежелание считаться с бюрократическим аппаратом, армией, столичной толпой?

    Часто императоров свергали. Из 109императоров лишь34 умерли своей смертью с 395по 1453 год.

    3. Век Юстиниана (527—565).

    Своего наивысшего могущества Византия достигла при императоре Юстиниане (запись в тетрадь.)

    Предлагаю заполнить еще одну таблицу.

    В ходе заполнения таблицы:

    «Правление Юстиниана I Великого (527—565)». В левом столбце таблицы учитель записывает рассматриваемые вопросы, затем предлагает детям, пользуясь текстом учебника, заполнить правый столбец таблицы.

    Законодательство

    Создан Свод Юстиниана — собрание законов римских императоров и комментариев к ним, упорядоченное лучшими знатоками права.

    Внешняя политика

    Разгромлены королевства вандалов в Северной Африке и остготов в Италии, отвоевана часть Испании у вестготов.

    Церковное строительство

    По его приказу создан храм Св. Софии в Константинополе и церковь Сан Витале в Равенне с мозаичными портретами Юстиниана и Феодоры

    Отношение к подданным

    Зависть, подозрительность, доверие к доносам, быстрые жестокие расправы по непроверенным обвинениям.

    Главную свою задачу Юстиниан видел в том, чтобы восстановить Римскую империю, какой она была до раздела 395 года.

    Но когда он умер: казна оказалась пуста, армия- обескровлена, население разорено, а на границах враги.

    Но: после него остались прекрасные храмы в Константинополе и Равенне; Свод законов, на века ставший главным источником сведений о римском праве .

    4. Византия после Юстиниана: войны и дипломатия.

    Задание: стр55, читаем вслух по очереди о войнах Византии после Юстиниана.

    Цель чтения: подчеркнуть тяжесть войн, которые Византии пришлось вести после Юстиниана (до первой половины XI в).

    Упор при этом делается, во-первых, на утрате завоеваний Юстиниана, во-вторых, на тех войнах, о которых речь пойдет на ближайших уроках.

    Учитель дополняет :В IX—X вв. Византии не раз приходится отражать походы русских князей на Царьград, идти на уступки при заключении русско-византийских договоров(911г;944г.). Киевский князь Святослав пытается утвердиться на Балканах и оттуда угрожать Константинополю. Тогда же границы империи не раз атакуют венгры и печенеги.

    Да, кто только не тревожил границы империи.

    Но для защиты своих богатств Византия создала превосходную армию и флот. Грозным оружием на море был «греческий огонь». ( Понятие записываем в тетрадь). А ещё византийцы владели искусством дипломатии ( дипломатия — понятие в тетрадь)

    Приемы византийской дипломатии уместно проанализировать на конкретных источниках.

    В середине X в. под руководством и при участии императора Константина VII (Багрянородного) был создан объемный труд с описанием окружающих стран и народов и их возможных отношений с Византией — «Об управлении империей».

    Текст построен от лица императора, как наставления сыну.

    Ученикам заранее положили отрывок на парты.

    В отрывке материал, который красочно характеризует и принципы византийской дипломатии, и отношения с северными соседями ( в том числе с Русью).

    Знай,что, пока василевс ромеев находится в мире с печенегами, ни русские, ни венгры не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев чересчур больших денег и чрезмерного количества предметов [роскоши] в уплату за мир, поскольку опасаются, что василевс употребит силу этого народа [печенегов] против них [русских и венгров], когда они выступят на ромеев. Печенеги, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на земли русских и венгров, уводить в рабство их жен и детей и разорять их земли.

    Из текста отрывка можно вывести в общем виде основные приемы и принципы византийской дипломатии.

    Учитель:Какие приемы византийской дипломатии вы увидели в отрывке?

    Ответ:Правило, которое византийцы унаследовали со времен Древнего Рима: «Разделяй и властвуй!»

    Рассмотрим документ в учебнике: стр 57.

    Здесь следует подчеркнуть важность придворного церемониала для авторитета императора как внутри страны, так и с точки зрения дипломатии.

    Можно подвести детей к пониманию высочайшего уровня материальной культуры и технической мысли византийцев, сконструировавших такие хитроумные механизмы.

    Можно задать детям вопросы:

    1.Привычны ли послу такого рода механизмы?

    2.Может быть, в Италии, откуда он прибыл, в них не видели ничего особенного?

    Ответ очевиден:так тщательно и с явным восхищением можно было описать лишь то, с чем никогда не сталкивался.

    Об отношениях Византии с Русьюмы будем говорить на уроках в 3 четверти по истории Отечества, поэтому последний пункт параграфа прочитаете дома, как информацию для размышления.

    Заключительный этап урока:

    1.Актуализация

    Проверить усвоение основных понятий и терминов:

    Восточная Римская империя,

    Византия,

    Ромеи,

    Греки,

    Василевс,

    Свод Юстиниана,

    Греческий огонь,

    Внешняя политика( отношения с другими государствами)

    Дипломатия.

    2.Домашнее задание:

    Параграф 5,ответить на вопросы после параграфа,

    знать понятия, записанные в тетрадке.

    По желанию сообщение о Софийском соборе.

    По желанию подготовить экскурсию по средневековому Константинополю.

    3.Оценки за урок с кратким комментарием.

    Урок окончен.

    До свидания.

    .

    Файлы: Россия в современном мире.10 класс.профиль — копия.docx
    Размер файла: 31540 байт.

    Рубрики: История Метки:
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология