Автор конспекта:
Автор(ы): — Тараканова Т.Г.
Место работы, должность: — МБОУ СОШ № 118
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 6 класс
Предмет(ы): — История
Цель урока: —
Охарактеризовать становление Византийской империи;
рассмотреть особенности политической системы Византийской империи;
показать место Византии в системе международных связей.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 6
Используемое оборудование: —
настеннаякарта, учебник, карточки с текстом документа, иллюстрации.
Краткое описание: — На уроке проводится проверка домашнего задания по теме:"Крестовые походы", а также заслушивается сообщения учащихся по данной теме. При изучени новой темы предусмотрена самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника, документами и объяснения учителя.
Разработка урока.
Тема 12 урока: "Византийское тысячелетие»
Цель урока:
Охарактеризовать становление Византийской империи;
рассмотреть особенности политической системы Византийской империи;
показать место Византии в системе международных связей.
Основные понятия термины:
Восточная Римская империя, Византия, ромеи ( греки), василевс, Свод Юстиниана, греческий огонь, внешняя политика, дипломатия.
Оборудование: настеннаякарта, учебник, карточки с текстом документа, иллюстрации.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Фронтальная беседа:
1.Кто и в каком веке стал организатором крестовых походов? Кто такой Алексей Комнин?
2.Почему участников походов называли крестоносцами, а походы крестовыми?
3. Назовите участников крестовых походов и их цели.
4.Когда состоялся первый крестовый поход, каковы его итоги?
5.Обратимся к карте, постараемся определить:
А. Крестоносцы- это народ определенного государства или представители многих государств Европы?
Б.Назовите государства крестоносцев на Ближнем Востоке в 11-12 вв.
В. Почему господство крестоносцев на Ближнем Востоке было не прочным?
Г. На территории какого государства был город Иерусалим?
Значительную роль на территории Иерусалимского королевства играли духовно – рыцарские ордена.
Краткое сообщение о них сделает …
6.Что стало поводом для второго крестового похода, чем он закончился?
7.Кто такой Саладин, в каком году он захватил Иерусалим?
8.Кто из правителей Европы возглавил третий крестовый поход, какую крепость отвоевали у мусульман крестоносцы?
То, что участники крестовых походов преследовали не только высокие религиозные побуждения видно на примере четвертого крестового похода.
Индивидуально:
1. Почему четвертый крестовый поход стал переломным в крестоносном движении, что произошло?
2.Сколько еще крестовых походов было в 13 веке ( включая детский 1212г),
Каковы итоги крестовых походов?
Мы только сейчас вели речь о четвертом крестовом поход, во время которого был разрушен Константинополь – столица Византии.
Мы переходи с вами к изучению новой темы, где речь пойдет о Византии.
План изучения нового материала:
1. Территория, население, столица Византии.
2. Власть василевса.
3. Век Юстиниана (527—565).
4. Византия после Юстиниана: войны и дипломатия.
5. Византия и Русь в IX—XI вв.
1. Территория, население, столица Византии.
Беседа:
1.Что мы знаем о Византии из 5 класса?
А.Когда Римская империя была разделена на 2 части?
Б.Когда пала Западно -Римская империя?
В.Как долго просуществовала Восточно- римская империя ( Византия)?
Вот почему наша тема называется Византийское тысячелетие.
Задание:Прочитайте первый пункт параграфа и мы его разберем.
( страница 48-52).
Не пугайтесь, стр. 51-52 это план Константинополя, кто быстро прочитает материал, может посмотреть план и узнать о достопримечательностях столицы Византии.
Беседа:
1 Какие территории входили в состав Византии ?( можно зачитать из учебника, а я покажу по карте).
2. Все народы, проживавшие на разных территориях, имели ли какое-либо общее название, которымони сами себя называли как жители одного государства? (ромеи- определение в тетрадь.)
3.А как жителей империи называли в Европе и на Руси ?(Греки- запись в тетрадь)
4.Когда Восточно — римскую империю стали называть Византия? (Византия- запись в тетрадь)
5. Назовите столицу Византии.
6. Познакомтесь с территорией Византии и динамикой ее изменении (карта в учебнике с. 49), какой вывод мы можем сделать?
Учащиесясмогут сами сделать вывод о том, что история Восточной империи вовсе не была мирной и ее длительное существование связано отнюдь не с тем, что на нее никто не покушался.
6. Назовите столицу Византии.
Учитель: Восточно- Римская империя защитила свои границы в эпоху Великого переселения народов потому, что
1.Она сохранила развитую экономику.
Другие причины ищем вместе: на стр.52.
2.Сохранила государственность
3.Были процветающие города, красивейшим из которых был Константинополь.
4. Константинополь стоял на перекрестке торговых путей -это и определило расцвет его экономики.
Византия родилась, достигла расцвета и погибла вместе с Константинополем. В судьбе столицы отразилась вся история империи.
Дома вы составите зкскурсию по достопримечательностям Константинополя, а помощь на стр50-51.
Темы экскурсий разные:
«Константинополь императорский», «Константинополь, каким его видели послы» и др.
2.Власть василевса – наш 2 вопрос.
Правителя государства в Византии называли василевс. ( Василевс-запись в тетрадь).
Знакомство с властью василевса целесообразно начать с иллюстраций к параграфу (см. ниже).
А. Христос благословляет императора Алексея Комнина ( миниатюра 12 век.)
Б.Византийская корона11 в.
Вопрос: Какой вывод можно сделать?
На изображениях на с. 52—53 дети легко находят признаки того, что в Византии император считался Божьим избранником, стоящим выше всех других смертных, обладателем верховной власти над всем христианским миром и покровителем Церкви, а также того, что в Византии были приняты очень пышные придворные церемониалы, во время которых император облачался в великолепные одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями.
Чтобы дети легче нашли эти признаки, можно задавать наводящие вопросы, сообщая попутно в кратких репликах некоторые сведения.
Например, такие: «Изображения императоров, которые вы видите на иллюстрациях этого разворота, сделаны прижизненно, а причислять к лику святых можно только после смерти».
Признаки, которые находят дети, следующие:
Ответ: Власть василевса от Бога, а это значит, что ему нужно бесприкословно подчиняться.
Вопросы о широте власти императора и силах, способных реально воздействовать на принимаемые им решения, можно обсудить в форме анализа схемы (см. текст учебника на с. 53, абзац 2.
Заполним таблицу: « Император Византии»
Имел право.
Издавать законы ;
Судить за их нарушение ;
Командовать войском ;
Объявлять войну и заключать мир ;
Назначать и смещать любых чиновников;
Распоряжаться жизнью подданных;
Вмешиваться в дела Церкви.
Император считался
Армией.
Чиновничеством.
Столичной толпой.
Вопрос для анализа схемы:
Как вы думаете, к чему привело бы императора полное нежелание считаться с бюрократическим аппаратом, армией, столичной толпой?
Часто императоров свергали. Из 109императоров лишь34 умерли своей смертью с 395по 1453 год.
3. Век Юстиниана (527—565).
Своего наивысшего могущества Византия достигла при императоре Юстиниане (запись в тетрадь.)
Предлагаю заполнить еще одну таблицу.
В ходе заполнения таблицы:
«Правление Юстиниана I Великого (527—565)». В левом столбце таблицы учитель записывает рассматриваемые вопросы, затем предлагает детям, пользуясь текстом учебника, заполнить правый столбец таблицы.
Законодательство
Создан Свод Юстиниана — собрание законов римских императоров и комментариев к ним, упорядоченное лучшими знатоками права.
Внешняя политика
Разгромлены королевства вандалов в Северной Африке и остготов в Италии, отвоевана часть Испании у вестготов.
Церковное строительство
По его приказу создан храм Св. Софии в Константинополе и церковь Сан Витале в Равенне с мозаичными портретами Юстиниана и Феодоры
Отношение к подданным
Зависть, подозрительность, доверие к доносам, быстрые жестокие расправы по непроверенным обвинениям.
Главную свою задачу Юстиниан видел в том, чтобы восстановить Римскую империю, какой она была до раздела 395 года.
Но когда он умер: казна оказалась пуста, армия- обескровлена, население разорено, а на границах враги.
Но: после него остались прекрасные храмы в Константинополе и Равенне; Свод законов, на века ставший главным источником сведений о римском праве .
4. Византия после Юстиниана: войны и дипломатия.
Задание: стр55, читаем вслух по очереди о войнах Византии после Юстиниана.
Цель чтения: подчеркнуть тяжесть войн, которые Византии пришлось вести после Юстиниана (до первой половины XI в).
Упор при этом делается, во-первых, на утрате завоеваний Юстиниана, во-вторых, на тех войнах, о которых речь пойдет на ближайших уроках.
Учитель дополняет :В IX—X вв. Византии не раз приходится отражать походы русских князей на Царьград, идти на уступки при заключении русско-византийских договоров(911г;944г.). Киевский князь Святослав пытается утвердиться на Балканах и оттуда угрожать Константинополю. Тогда же границы империи не раз атакуют венгры и печенеги.
Да, кто только не тревожил границы империи.
Но для защиты своих богатств Византия создала превосходную армию и флот. Грозным оружием на море был «греческий огонь». ( Понятие записываем в тетрадь). А ещё византийцы владели искусством дипломатии ( дипломатия — понятие в тетрадь)
Приемы византийской дипломатии уместно проанализировать на конкретных источниках.
В середине X в. под руководством и при участии императора Константина VII (Багрянородного) был создан объемный труд с описанием окружающих стран и народов и их возможных отношений с Византией — «Об управлении империей».
Текст построен от лица императора, как наставления сыну.
Ученикам заранее положили отрывок на парты.
В отрывке материал, который красочно характеризует и принципы византийской дипломатии, и отношения с северными соседями ( в том числе с Русью).
Знай,что, пока василевс ромеев находится в мире с печенегами, ни русские, ни венгры не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев чересчур больших денег и чрезмерного количества предметов [роскоши] в уплату за мир, поскольку опасаются, что василевс употребит силу этого народа [печенегов] против них [русских и венгров], когда они выступят на ромеев. Печенеги, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на земли русских и венгров, уводить в рабство их жен и детей и разорять их земли.
Из текста отрывка можно вывести в общем виде основные приемы и принципы византийской дипломатии.
Учитель:Какие приемы византийской дипломатии вы увидели в отрывке?
Ответ:Правило, которое византийцы унаследовали со времен Древнего Рима: «Разделяй и властвуй!»
Рассмотрим документ в учебнике: стр 57.
Здесь следует подчеркнуть важность придворного церемониала для авторитета императора как внутри страны, так и с точки зрения дипломатии.
Можно подвести детей к пониманию высочайшего уровня материальной культуры и технической мысли византийцев, сконструировавших такие хитроумные механизмы.
Можно задать детям вопросы:
1.Привычны ли послу такого рода механизмы?
2.Может быть, в Италии, откуда он прибыл, в них не видели ничего особенного?
Ответ очевиден:так тщательно и с явным восхищением можно было описать лишь то, с чем никогда не сталкивался.
Об отношениях Византии с Русьюмы будем говорить на уроках в 3 четверти по истории Отечества, поэтому последний пункт параграфа прочитаете дома, как информацию для размышления.
Заключительный этап урока:
1.Актуализация
Проверить усвоение основных понятий и терминов:
Восточная Римская империя,
Византия,
Ромеи,
Греки,
Василевс,
Свод Юстиниана,
Греческий огонь,
Внешняя политика( отношения с другими государствами)
Дипломатия.
2.Домашнее задание:
Параграф 5,ответить на вопросы после параграфа,
знать понятия, записанные в тетрадке.
По желанию сообщение о Софийском соборе.
По желанию подготовить экскурсию по средневековому Константинополю.
3.Оценки за урок с кратким комментарием.
Урок окончен.
До свидания.
.
Файлы: Россия в современном мире.10 класс.профиль — копия.docx
Размер файла: 31540 байт.