Автор конспекта:
Автор(ы): — Белова Елена Анатольевна

Место работы, должность: — МОУ Раменская средняя общеобразовательная школа №5 Московской области

Регион: — Город Москва

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

Познакомить учащихся с распространением математических знаний на Руси. Расширение кругозора учащихся.

Тип урока: — Комбинированный урок

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Краткое описание: — Внеклассное мероприятие проводилось в рамках недели математики.

Внеклассное мероприятие: «Решение старинных занимательных задач» в рамках недели математики.

1. Вступительное слово учителя:

Из первых известных письменных источников мы узнаем о том, что математические знания на Руси были распространены уже в X-XIвв. Они были связаны, естественно, с практическими нуждами людей: летоисчислением, вычислением поголовья и стоимости стада, определением прибыли от сбора урожая и т.д. Дошедшее до нас наиболее древнее русское математическое произведение «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Принадлежит оно новгородскому монаху Кирику и посвящено календарным расчетам.

В XVI-XVII в России начинает появляться и распространяться рукописная математическая литература. Этого требуют межевание и измерение земель, система податного обложения, градостроительство и военное дело, развивающиеся торговые отношения внутри страны и торговля с другими государствами. Рукописи XVI-XVII веков сыграли большую роль в распространении математических и практических знаний. Перестройка государственной и общественной жизни страны, начатая Петром Первым, подняла и вопросы образования. Стране требовались специалисты разных областей знаний. Для подготовки кадров нужны были учебники. В 1703 году такой учебник был издан типографским способом необычайно большим по тем временам тиражом (2400 экземпляров). Назывался он «Арифметика, сиречь наука численная … ». Автором его был выдающийся педагог-математик — Леонтий Филиппович Магницкий.

Биографию Л.Ф.Магницкого рассказывает ученик.

«Арифметика» — одна из самых замечательных русских книг – явилась энциклопедией математических знаний того времени. Магницкий приводит много задач с остроумным содержанием, занятными формулировками, интересными способами решения. К некоторым задачам приводятся рисунки. Занимательным задачам посвящается целый раздел «Об утешных неких действах чрез арифметику употребляемых».

Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи из «Арифметики» Магницкого и других книг, изданных в XVIIIвеке.

Мы работаем в группах. Старшеклассники, члены жюри, которые знакомы с решениями этих задач, помогут нам в затруднительных случаях.

2. Разминка. (Задан вопрос. Идет обсуждение в группах. Если ответ найден, капитан поднимает руку и сообщает кто из группы дает ответ.)

· Один человек купил трех коз и заплатил три рубля. Спрашивается: по чему каждая коза пошла.

Ответ: по земле.

· Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, а каждая кошка имела по три котенка. Спрашивается, сколько ног было на мельнице.

Ответ: две ноги мельника, ибо у кошек и котят – лапы.

· Летели утки: одна впереди и две позади, одна позади и две впереди, одна между двумя и три в ряд. Сколько всего летело уток?

Ответ: три утки – одна за другой.

· У одного старика спросили сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего двадцать пять. Как это могло быть?

Ответ: Он родился 29 февраля.

Подведение итогов разминки.

Физкультминутка.

3. Решение задач.

Первая задача связана с денежными расчетами. Повторим старинные денежные единицы.

Рубль – 100 копеек

Гривна – 10 копеек

Алтын – 3 копейки

Полушка – ¼ копейки

üНекто купил ¾ аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за сто аршин того же сукна?

Решение: Поскольку ¾ аршина стоит 3 алтына, то 3 аршина стоит 12 алтын и 1 аршин стоит 4 алтына. Следовательно, 100 аршин стоит 400 алтын, что составляет 1200 копеек или 12 рублей.

Вторая задача связана с житейскими историями.

üВ жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за три часа выпьют такой же бочонок кваса.

Решение: Поскольку за 8 часов 6 человек выпивают бочонок кваса, то за 1 час такой же бочонок кваса выпивают 48 человек, а тогда за 3 часа этот бочонок кваса выпьют 16 человек.

Третья задача связана с путешествиями.

üПутешественник идет из одного города в другой 10 дней, а второй путешественник тот же путь проходит за 15 дней. Через сколько дней встретятся путешественники, если выйдут одновременно навстречу друг другу?

Решение: За 30 дней путешественники проходят 30:10+30:15 = 5 расстояний между городами. Следовательно, они сойдутся через 30:5=6 дней.

Четвертая задача связана с денежными расчетами.

üОдин человек купил три курицы и заплатил за них 46 копеек. Первая курица несла по три яйца через четыре дня, вторая – по два яйца через три дня, а третья – по одному яйцу через два дня. Продавал он яйца по пять штук за полкопейки. За какое время окупятся куры?

Решение: 3 курицы стоят 46 копеек. Для того чтобы возместить эту сумму, необходимо продать (46 : ½ )5 = 460 яиц. За 12 дней первая курица снесла 9 яиц, вторая – 8 яиц, третья – 6 яиц. Вместе они снесли 23 яйца. Так как 460 = 23 х 20, то за 12 х 20 = 240 дней курицы снесут 460 яиц. Значит, куры окупятся за 240 дней.

Жюри подводит итоги. В это время один из учащихся предлагает изучить старинный способ деления на девять.

Положите обе руки рядом на стол. По порядку занумеруем пальцы рук следующим образом: первый палец слева обозначим 1, второй за ним – 2, затем 3,4… до десятого пальца. Если надо умножить на 9 любое из первых девяти чисел, то для этого, не двигая рук со стола, надо приподнять тот палец, номер которого означает число, на которое умножается девять; тогда число пальцев, лежащих налево от поднятого пальца, определяет число десятков, а число пальцев, лежащих справа от поднятого пальца, обозначает число единиц полученного произведения.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Заключительное слово учителя. Сегодняшнюю встречу хочется закончить словами русского писателя С.А.Порошина:

« … для чего не быть у нас Лейбницам,

Вольфам, для чего не быть Невтонам?

Российски ли головы к тому не способны?

Путь ли нам к достижению сего неизвестен?»…

Файлы: Урок с элементами спектакля.doc
Размер файла: 1682619 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология