Автор конспекта:
Автор(ы): — Антипина Светлана Владимировна

Место работы, должность: —

МОУ "СОШ №22" города Балаково Саратовская область

Регион: — Саратовская район

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее сталагмит

Класс(ы): — 8 сословие
Класс(ы): — 9 сословие
Класс(ы): — 10 сословие
Класс(ы): — 11 сословие

Предмет(ы): — Физика
Предмет(ы): — Химия

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — изложение урока (занятия)

Краткое проскинитарий ресурса: —

Разработка внеклассного мероприятия

Химический вечер

“Широко распространяет электрохимия руки свои на дела человеческие”.

Цели: Образовательные:

познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью М.В. Ломоносова;

подчеркнуть ценность его работ на становлении атомно-молекулярного учения, развитии химии, физики, астрономии, возрождении мозаичного искусства на России;

провести соотнесение теоретического и практического материала.

Развивающие:

развивать квалифицированность работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал;

совершенствовать навыки и умения учащихся при выполнении лабораторных опытов;

развивать квалифицированность работать на паре, индивидуально.

Воспитательные:

развивать душа патриотизма, гордости за достижения российской науки;

развивать эрот к химии и научным исследованиям;

создание атмосферы творчества, радости постижения истины на основе формирования научной картины мира.

Оборудование и вспомогательные материалы:

Портрет М.В. Ломоносова

Высказывание Ломоносова: “Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных не более чем воображением”.

Высказывание о Ломоносове: “Достигнутое им один на области физики, химии, астрономии, приборостроения, географии, языкознания, истории достаточно было бы чтобы деятельности целой Академии” С.И. Вавилов

Видеофильм “М. Ломоносов”

Оборудование чтобы проведения лабораторных опытов:

Пробирки, струбцина чтобы пробирок, дельта-железо (порошок), растворы соляной, серной, азотной кислот, гидроксида калия, нитрата кальция, карбоната калия, соль параганглий (III), гексацианоферрата (III) тетракалия, фенолфталеина.

Учащиеся получили задача за 2-3 недели – подготовить немногословный материал о научной деятельности М.В. Ломоносова на области химии, физики, астрономии, мозаичного искусства. Были предложены на альтернативность следующие темы сообщений:

  • Детские годы.
  • Первые шахи к знаниям.
  • Путь на науку.
  • Обучение на Германии.
  • Исследования М.В. Ломоносова на области химии.
  • Последние возраст жизни.
  • Используемые методы:

    фронтальная беседа, эвристическая беседа.

    рассказ,

    выполнение проблемных лабораторных опытов с последующим обсуждением,

    просмотр видеоматериалов.

    Мотивация – эвристическая беседа.

    Учительначинает оброк с высказывания А.С. Пушкина: «Ломоносов был крупный человек. Между Петром I и Екатериною II он один-одинехонек является самобытным сподвижником просвещения. Он создал отличный университет. Он, предпочтительнее сказать, воочию был первым нашим университетом». На экране появляется скамейка с высказыванием А.С. Пушкина.

    Учитель организует эвристическую беседу вдоль вопросам: чего дало основания Пушкину дать такую характеристику Ломоносову? Можно единица назвать М.В. Ломоносова великим человеком России? Выдающейся личностью? Что бы хотели узнать нового о Ломоносове? Дети высказывают свои предположения. Повторяют понятия «личность», «характер», условия его формирования. Вспоминают известные факты изо жизни Ломоносова.

    Учитель. 19 ноября 2011 лета исполнилось 300 лет со дня рождения М.В. Ломоносова – великого сына русского народа. Много славных имен ученых декалитр неплохой науке наш народ. Но душа особого уважения и гордости вызывает имя Ломоносова.

    Вам надо приметливо слушать, инициативно участвовать на работе, дополнять сведения о Ломоносове, разумеется будто на конце нашего вечера достаточно проводиться викторина

    Заслушиваются сообщения учащихся « Детские годы», «Первые шахи к знаниям», «Путь на науку» приобщение 1

    Учащиеся просматривают абзац видеофильма (1минута 30 секунд)

    Дополнения учащихся.

    Учитель. Обучение на Славяно-греко-латинской академии велось обоснованно на восьми классах, кажинный их которых имел свое латинское название:

    Низшие классы: Фара, Инфима, Грамматика, Синтаксима.

    Средние классы: Пиитика, Риторика.

    Старшие классы: Философия, Богословие

    Заслушивание сообщения учащегося “Обучение на Германии”

    Приложение 2

    Фрагмент видеофильма (1минута 30 секунд вдоль 2минуты 40 секунд)

    Учитель.В 1741 году Ломоносов вернулся на Петербург. В 1742 году его зачисляют на небраска сотрудников Петербургской Академии адьюнктом, но на 1745 году утверждают профессором химии.

    Белинский писал: “Ломоносов был не не более чем поэтом, оратором и литератором, но и великим ученым. Обширная район естествознания сочно город его любопытный ум”.

    В письме к Эйлеру на 1748 году М.В. Ломоносов сформулировал важное раскрытие и декалитр ему образное сравнение: “Сколько часов я затрачиваю на сон, так же отнимаю на бодрствование”. Назовите открытие, сделанное Ломоносовым. Как важно формулировка закона? (Закон сохранения массы вещества, учащиеся дают формулировку).

    Учащиеся просматривают абзац видеофильма (2минуты 40 секунд вдоль 4 минуты)

    Учитель. Михаил Васильевич большею частью всех наук любил химию. Он говорил: “Моя электрохимия физическая”. В 1748 году Ломоносов создает первую на России лабораторию, на которой проводит опыты и делает открытия. Прикоснемся к некоторым изо них.

    Задание “Горючий пар”

    М.В. Ломоносов на статье, опубликованной на 1745 г., писал: “При растворении какого-либо неблагородного металла, предпочтительно железа, на кислотных спиртах изо отверстия склянки вырывается горький пар, какой-либо представляет собою не чего иное, будто флогистон”.

    О получении какого газа при действии кислот (“кислотные спирты”) на железо, серпент и др. металлы хорошо речь? Проделайте реакцию, используя выданные реактивы, запишите уравнение реакции. Учащиеся работают на парах, вспоминают правила техники безопасности.

    Fe+ 2HCl= FeCl2+ H2

    Учитель.

    Много внимания уделял М.В. Ломоносов изучению солей, исследованию их месторождений. И следующее задача связано с солями.

    Задание “Ямгуг”, или селитра

    В 1749 г. М.В. Ломоносов написал диссертацию “О рождении на природе селитры”.

    Селитрой называли на прошлом нитрат калия KNO3. Она носила на России и другое номинация — “ямчуг”, от слова “яма”. В ямах заготавливали лесосырье чтобы производства KNO3: навоз, мочу, cтроительный мусор, обсевки растений и др. Cелитра образовывалась сквозь два-три лета на результате естественных биохимических процессов. Землю, извлекаемую изо станция вдоль истечении указанного срока, называли “селитряной землей”. Для извлечения селитры “селитряную землю” обрабатывали водой, добавляя карбонат калия K2CO3, отфильтровывали и рассудительно выпаривали досуха. Добавление K2CO3 приводило к превращению нитрата кальция Ca(NO3)2, содержащегося на “селитряной земле”, на нитрат калия KNO3, чего увеличивало парад-алле селитры. Нерастворимым остатком был карбонат кальция CaCO3. Проделайте реакцию, используя выданные реактивы, запишите уравнение реакции. Учащиеся работают на парах.

    Ca(NO3) 2 + K2CO3 = 2 KNO3+ CaCO3

    Из одного кубометра “земли” получали 6-13 кг селитры с содержанием KNO3 до 60-70%. В России к 1801 г. природную и искусственную “селитряную землю” ранее перерабатывали 100-107 селитряных мастерских, производя на годочек возле 500 т селитры.

    Основными потребителями селитры на прошлые века были пороховые заводы и мастерские вдоль производству азотной кислоты – “селитряной земли”.

    Современные методы производства KNO3основаны на взаимодействии гидроксида калия КОН или карбоната калия К2СО3 с азотной кислотой. Проделайте реакцию, используя выданные реактивы, запишите уравнение реакции. Учащиеся работают на парах.

    КОН + НNО3 = КNО3 + Н2О

    К2 СО3 + 2НNО3 = 2КNО3 + CO2 + H2O

    Задание “Шарады на рукописи Ломоносова”

    Как расшифровать текст на рукописи Ломоносова “Первые основания горной науки”: “Квасцы… дьявольски кислы, вторично и сквозь перегонку дают здорово кисленький спирт… с купоросной кислотой одной натуры и те же свойства имеет”?

    Учащиеся заслушивают сообщение.

    Термин “квасцы” употребляют на России с XVв., он происходит от корня “квас” (отсюда “квашение”, “квасить”). “Кислота” по-хохляцки и по-польски называется и ныне “квас” (например, серная кислота по-хохляцки – “сернячий квас”).

    Во эпоха Ломоносова квасцами называли соль алюминия-калия KAl(SO4) 2 · 12H2O. Квасцы при растворении на воде ведут себя будто помесь сульфата калия K2SO4 и сульфата алюминия Al2(SO4)3 окончательный подвергается обратимому гидролизу:

    Al2(SO4)3 + 12H2O = 2[Al(H2O)5OH]SO4 + H2SO4

    Образующаяся на небольшом количестве серная кислота и придает квасцам кисленький вкус. При нагревании квасцов на реторте переэтерификация гидролиза становится необратимой, разумеется будто происходит направление серной кислоты:

    KAl(SO4) 2 · 12H2O = K2SO4 + Al2(SO4)3 + 3H2SO4 + 9H2O .

    Серную кислоту на то крон называли “кислым спиртом” или “купоросной кислотой”.

    Задание “Берлинская лазурь”

    М. Ломоносов на своем рапорте президенту академии наук К. Разумовскому писал на январе 1750 г.: “В конце прошлого лета и вдоль осени искал я способов, будто делать краска берлинскую, которой пара сорта при сем прилагаю”.

    Берлинская краска – это синее вещество составов Fe4[Fe(CN)6]3 и KFe[Fe(CN)6]. Второе изо этих веществ разом называют гексацианоферратом(II) железа(III)-калия. Какие не более чем имена не имела берлинская лазурь: лазорь, берлинская синь, берлинский голубец, английская лазурь, парижская лазурь!.. Ее издревле применяли на России чтобы окраски тканей, бумаги, на иконописи и росписи фресок. Впервые берлинскую краска получил на 1704 г. немецкий специалист Дисбах, изготовивший краски чтобы художников.

    М. Ломоносов синтезировал берлинскую лазурь, смешивая водные растворы желтой кровяной соли и сульфата железа(III) Fe2(SO4)3:

    3K4[Fe(CN)6] + 2 Fe2(SO4)3 = Fe4[Fe(CN)6]3 + 6K2SO4.

    Эту реакцию применяют до этих пор на промышленном и лабораторном масштабе. Проведите сами данную реакцию и полюбуйтесь на распрекрасный цвет.

    Учитель.

    В последние возраст жизни слух Ломоносова распространилась вдаль за пределами родины. В 1760 году он был избран почетным членом шведской Академии наук. В 1763 году Ломоносов на торжественной обстановке был избран почетным членом Петербургской академии художеств. В 1764 году Болонская академия наук, отдавая должное заслугам Ломоносова на области мозаичного искусства, избрала его своим членом.

    Заслушивают новость учащегося о последних годах жизни

    Приложение 3

    Учащиеся просматривают абзац видеофильма (4 минуты и до конца)

    А разом недолго проверим вашу эрудицию (ведущие вечера проводят викторину)

    1.Знаете единица вы, чего такое ломоносовит?

    (Минерал, примеченный советскими учеными на нефелиновых системах , и, связанными с ними пегматитах, назван ломоносовитом. Он невесомо превращается на стекловидную массу при плавлении, и богат фосфором.)

    2. Где находятся горные хребты, названные на целомудренность ученого?

    (в целомудренность Ломоносова названы хребты на островах Новая Земля и Шпицберген)

    3. Где впервинку встречается так выраженный капитулярий сохранения массы и энергии?

    (Ломоносов сформулировал капитулярий сохранения массы и энергии на письме к выдающемуся математику Л.Эйлеру)

    4. Какие понятия введены М.В.Ломоносовым?

    (Ломоносовым введены такие понятия, как: термометр, формула, упругость…)

    5. Какой ученый сочинение М.В.Ломоносова написан на стихах?

    (Труд Ломоносова “Письмо о пользе стекла” написано на стихотворной форме)

    6.Что связывает самолетостроение с Ломоносовым М.В.?

    (В 1754 году Ломоносов на заседании Академии наук демонстрировал несолидный куверт прототип современных самолетов)

    7.Можно единица М.В.Ломоносова назвать метеорологом?

    (“Аэродромную машину”, куверт какой-либо использовался чтобы подъема на значительную высоту метеорологических приборов)

    Учитель: закончить наш пир мне желательно бы словами Белинского: “Молодое поколение… увидит на жизни Ломоносова характерный брутто-долг и свое назначение; поймет, чего не более чем на безгрешный и бескорыстной деятельности заключается контракт человеческого достоинства, чего не более чем на силе воли заключается контракт наших успехов на избранном поприще. Не всякому натура дает гений, не всякому суждено быть Ломоносовым, но и безо гения у человека возможно быть страсть к благу и добрая, ежели не сильная воля, но со стремлением к благу и доброю добровольно многообразный возможно выполнить свое предназначение на арена деятельности, отмежеванном природою и указанном Сознанием своей способности! Зрелище жизни великого человека есть присно идеал зрелище: оно возвышает душу, мирит с жизнью, возбуждает деятельность!…”

    Человечество хранит благодарную память о замечательном ученом, имя М.В. Ломоносова увековечено на истории отечественной и неплохой науки, на культуре и просвещении.

    Использованные ресурсы:

  • http://festival.1september.ru/articles/214721/
  • http://libozersk.ru/pages/index/778
  • Файлы: Ломоносов.pptx
    Размер файла: 1218270 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология