Автор конспекта:
Автор(ы): — Ульман Вера Трофимовна

Место работы, должность: — СОШ №10 пос. Каменский Красноармейского района, учитель начальных классов

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс
Класс(ы): — 3 класс
Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Окружающий мир

Цель урока: — Учить детей кратко рассказывать о профессиях, читать выразительно с интонацией; научиться уважительно относиться к людям всех профессий; заставить участников проекта задуматься о будущей профессии.

Учеников в классе: — 12

Используемая методическая литература: —

1. Е. И. Машукова. Все профессии важны. — Начальная школа, 2008. — № 6, с.91 – 92.

2. Л. В. Новоженина. Интегрированные уроки при обучении грамоте. - Начальная школа, 2007.-№1, с.49-50.

3. А. В. Предигер. Кем быть? - Начальная школа, 2007. -№7, с. 87-93.

4. Е. Н. Арсенина. Все работы хороши. - Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. - ООО «Глобус», 2007г., с.71-79.

5. Энциклопедия.

Используемое оборудование: —

ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация «Все профессии важны»; проекты, подготовленные детьми; грамоты для детей, принявших участие в проекте; папка с файлами, обложкой и титульным листом.

Краткое описание: — Долгосрочный проект "Все профессии важны" мы проводили во 2 классе в четвёртой четверти. Все дети с помощью родителей искали материал по теме в справочниках, сети Интернет, энциклопедиях.

Тема: Все профессии важны.

Цель:

учить детей кратко рассказывать о профессиях, читать выразительно с интонацией;

научиться уважительно относиться к людям всех профессий;

заставить участников проекта задуматься о будущей профессии.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация «Все профессии важны»; проекты, подготовленные детьми; грамоты для детей, принявших участие в проекте; папка с файлами, обложкой и титульным листом.

Ход мероприятия.

1. Тема

Чтобы определить тему нашего разговора, давайте вместе с вами заполним кроссворд (слайд ). (Н.ш №6 — 08год)

1. Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты? (повар)

2. Кто снимается в кино или выступает на сцене? (артист)

3. Кто строит нам жильё? (строитель)

4. Встаём мы очень рано, ведь наша забота –

Всех отвозить по утрам на работу. (шофёр)

5. Кто нас одевает в красивые платья,

Кто шьёт нам наряды,

Чтоб было приятно? (швея)

6. Кто дарит нам сказки, рассказы и басни,

Кто мир для читателя делает прекрасней? (писатель)

7. Кто рано встаёт и коров выгоняет,

Чтоб вечером мы напились молока? (пастух)

8. Мы учим детишек читать и писать,

Природу любить, стариков уважать. (учитель)

9. Кто знает дороги отлично воздушные

И нас перевозит туда, куда нужно? (лётчик)

Какое ключевое слово в этом кроссворде? (профессии) Итак, сегодня мы продолжим разговор о профессиях. А что же такое профессия? Вот такие сведения даёт нам Толковый словарь: « Профессия — это род трудовой деятельности, занятий, требующий специальных теоретических знаний и практических навыков».

«Прекрасные профессии»

Прекрасных профессий на свете не счесть.

И каждой профессии слава и честь.

Сегодня ты школьник, а завтра рабочий,

Художник, ученый, моряк или зодчий.

Для каждого нужное дело найдётся,

Кто с детства всерьёз за работу берётся.

2.Работа по теме.

Пройдёт какое – то время и перед каждым из вас, ребята, возникнет вопрос о дальнейшем профессиональном обучении. Но ведь для того, чтобы кем-то работать, надо сначала обучиться данной профессии. На свете много разных профессий и все они важны и почётны, начиная от простого дворника и заканчивая учёным академиком. И это действительно так. Вот давайте на минутку представим, что все дворники вдруг не вышли на работу. Что бы случилось с улицами больших посёлков и городов через неделю? К чему бы это привело? (ответы детей).

Правильно, наши улицы превратились бы в свалки. Без хлеборобов и пекарей мы остались бы без хлеба; без учителей все были бы безграмотными; без учёных мир перестал развиваться и прогрессировать, что привело бы к упадку всего человечества. Уже сейчас каждому из вас, ребята, надо задумываться над тем, каким видом труда вы желаете овладеть. Готов ли кто-то из вас уже сейчас сказать, кем бы вы хотели стать в будущем?

Конечно, это трудная задача, и чтобы её как – то облегчить, каждый из вас провёл большую поисковую работу. В течение нескольких недель вы работали над проектом «Все профессии важны». В микрогруппах вы искали информацию о профессиях, делали вывод, насколько данная профессия важна не только для вас, но и для окружающих, как эта профессия влияет на жизнь и настроение любого гражданина. Давайте познакомимся с участниками проекта – учениками 2 класса (слайд 3). (Учитель называет фамилию и имя каждого участника. Зрители приветствуют всех участников аплодисментами.)

Каждый из вас просмотрел, прочитал много книг, журналов, справочников, энциклопедий. В результате вашей работы мы сможем составить справочник или журнал о профессиях, с которым смогут познакомиться и учащиеся других классов.

3.Следователь

Когда с нами случается беда, то всегда мы обращаемся за помощью к нашей доблестной милиции. А помочь найти преступника всегда сможет следователь. Алёша Максимов уже решил, что в жизни выберет профессию только следователя. Предоставляем ему слово. А помогать ему будет Белоусова Карина (слайд 4 ).

Профессия следователя существует уже не одно столетие. Были судебные следователи и в царской России.

Строки из известной песни: «Наша служба и опасна, и трудна, и, на первый взгляд, как будто не видна» очень точно характеризуют труд следователя. Действительно, если деятельность, например, патрульно-постовой службы всегда на виду у граждан, то следователь и его роль в раскрытии преступлений чаще всего остаются в тени. Однако за этой кажущейся неприметностью кроется кропотливый труд, требующий высокого профессионализма и самоотдачи. Нередко рабочий день следователя продолжается 24 часа в сутки. Помимо этого, всякий следователь должен быть неплохим психологом. Расследование уголовного дела предполагает проведение огромного числа допросов и очных ставок, то есть постоянное общение с людьми.

При этом на следователе постоянно лежит тяжелый груз ответственности — во многом от результатов проведенной им работы зависит дальнейшая судьба человека: понесет ли наказание виновный и не будет ли осужден невиновный…

Милиционером рождаются. Это предначертано свыше. Работа в правоохранительных органах это испытание, дающееся человеку Богом, испытание на порядочность, на доброту, на милосердие. Криминальный образ мышления это тоже наверно дар, но кто и как им воспользуется, зависит только от самого человека. Вы спрашиваете, что положительного в работе следователя? Прежде всего, это возможность, используя свои личные качества быть полезным людям и спешить творить добро.

(По окончании выступления ученик сдаёт свою графическую работу.

Учитель вкладывает её в файлы папки-справочника для учащихся начальной школы «Все профессии важны»).

4. Механик

30 октября в России отмечают свой профессиональный праздник работники машиностроительной отрасли – День инженера-механика (слайд 5). Механика – сложная наука, и в механиках, автомеханиках ощущается острая необходимость всегда и везде. Что должен знать автомеханик, какими свойствами личности должен обладать, расскажут нам Алёша Ключников и Дима Санду.Среди свойств темперамента и личности, которыми должен обладать автомеханик, можно указать: уравновешенность, ответственность, настойчивость, доброжелательность.

Уравновешенность позволит автомеханику спокойно реагировать на неудачи в работе, быть терпеливым, спокойно и аргументировано общаться с сотрудниками, руководством, а в случаях необходимости и с клиентами.

Ответственность — чрезвычайно важная черта личности практически в любой сфере человеческой деятельности, безответственный автомеханик будет, скорее всего, некачественно работать, срывать сроки, опаздывать. Ответственные специалисты с высоким уровнем самоконтроля всегда проверяют выполненную работу, осознавая, что от их внимательности зависит подчас жизнь людей.

Настойчивость — необходима автомеханику, так как в работе от него часто требуется кропотливость, вдумчивость, умение включено искать выход при неясности источника поломки.

Доброжелательность, лояльность — это те черты личности, которые позволят ему хорошо находить общий язык с руководством, членами коллектива и клиентами.

5. Игра «Доскажи пословицу о труде»

Делу время, а (потехе час)

Кончил дело - … (гуляй смело)

Маленькое дело лучше большого (безделья)

Дело мастера (боится)

Некоторые профессиональные навыки необходимо осваивать уже с раннего возраста

6. Тест (слайд 6)

Я предлагаю вам выполнить тест. Постарайтесь правильно определить, кто чем занимается. Для этого найдите в тестах то слово, которое относится к профессии.

Зубы лечит:

хирург, терапевт, стоматолог.

Книги пишет:

писатель, читатель, поэт.

Дом строит:

врач, плотник, токарь.

Хлеб печёт:

актёр, лесник, пекарь.

Снег метёт:

хозяин, дворник, лётчик.

Платье шьёт:

конструктор, швея, шофёр.

Корову доит:

пастух, телятник, доярка.

7. Сейчас мы идём в гости в салон красоты «У Кристины и Олеси» (слайд 7).

Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно.

Раньше парикмахеров называли цирюльником, и они выполняли не только обязанности парикмахеров, но и владели приёмами врачевания.

Им приходилось делать парики, шиньоны, причёски и укладку мужских и женских волос, брить бороды и даже … дёргать зубы и лечить от выпадения волос.

Понятия красоты менялись на протяжении веков, и то, что казалось прекрасным в один период, позднее выглядело уродливым и наоборот (слайд 8). Но одно всегда оставалось неизменным — стремление человека выделиться, раскрыть свою индивидуальность.

(слайд 9)

Причёски делать разные,

Красивые и важные,

И стрижки современные

Для милых наших дам.

Итак, слушаем хозяек салона красоты Гусеву Кристину и Максимову Олесю (слайд 10).

Вся история парикмахерского дела началась с того момента, когда человеку захотелось украсить свой облик, чтобы выделиться. Первобытный человек посмотрел в реку, увидел свое отражение и подумал, что его космы, перехваченные леопардовой шкуркой, будут выглядеть гораздо интереснее, чем просто болтающиеся без ничего. А почему бы и нет? — подумал древний человек и начал воплощать на практике свой грандиозный замысел.
Результат превзошел все ожидания, первая прическа отличалась своей изысканностью от общей массы голов соплеменников, а практичность ее просто поражала воображение.

8. Машинист

Навели красоту, едем на прогулку. А сопровождать нас будут Антон Иощенко и Данила Сукочев.

Любимой работой своею горжусь,

Работать, ребята, совсем не ленюсь,

Везу пассажиров, товары везу,

На станции каждой гудок подаю.

Мой поезд по рельсам мчится стрелой

И осенью ранней, и поздней весной,

В полуденный зной, и дожди, и снега,

Доставлю, куда захотите, друзья.

А в книжке моей трудовой чистый лист,

Одна только запись, что я … машинист.

(слайд 11) Самый главный человек в поезде – машинист. Машинист – это специалист по вождению поездов Он управляет локомотивом, следит, чтобы поезд шел по расписанию, отвечает за безопасность. Как правило, в кабине есть еще один человек – помощник машиниста. В некоторых поездах, например, в метро, машинист ведет поезд сам, без помощников.

Но вначале были паровозы (слайд 12). Здесь кочегар кидал в топку уголь, и горячий воздух – пар – приводил в движение двигатель паровоза, а дым уходил в трубу. Прямо за паровозом – вагон с углем. Вот сколько его нужно, чтобы паровоз мог ехать сам и тащить за собой тяжелые вагоны.

(слайд 13) Потом появились тепловозы. Еще их называют дизелями. У них мотор такой же, как у машины, только больше, и вместо бензина их заправляют дизельным топливом. Они могут доехать даже туда, где нет электричества. Но ходят такие поезда довольно медленно. В кабине тепловоза есть даже руль, как в машине! Мотор тоже, как в машине, только очень большой, размером почти с вагон.

(слайд 14) Сейчас чаще всего можно встретить электровозы. Их очень легко узнать по «усикам» (контакторам), которые тянутся вверх, к проводам. Электричество бежит по этим проводам, по усикам попадает в электродвигатель, и электричка и поезд отправляются в путь.

(слайд 15) Если в тепловозе был только руль, то в электричке столько приборов! Ведь теперь поезда оснащают компьютерами, но машинист все равно должен быть очень внимателен, ведь электропоезда ездят очень быстро и перевозят много пассажиров и грузов.

9. «Угадай профессию», назови одним словом:

* Кто делает и продаёт лекарства в аптеке? (фармацевт)

* Детский врач? (педиатр)

* Человек, имеющий своё дело? (бизнесмен)

* Руководитель оркестра? (дирижёр)

* Водитель воздушных лайнеров? (пилот)

* Специалист, отвечающий за постановку фильмов, спектаклей? (режиссёр)

10. Человек, который лечит людей? (врач)

Врач — это не профессия, а образ жизни (слайд 16). А лечить нас сегодня будут Дима Суханов и Полина Батляева.

Врач — одна из самых благородных профессий. Профессия врача, как говорил А.П.Чехов, — это подвиг. «Она требует чистоты души и помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Истинный врач — это не тот, кто познал и глубоко изучил медицину, а тот, кто осознаёт свой долг перед людьми. Врач должен всегда быть добрым и милосердным, потому что дело, которым он занимается, облегчает страдания больного и спасает его от смерти. К врачам люди относятся всегда особо, они их ценят и уважают. В руках врача находится человеческая жизнь. Легче стать врачом, чем быть им. Врач — это не просто профессионал, это творец.

В великом и неоплатном долгу все мы перед врачами, низко склоняем колени перед их мужеством, бесконечной добротой и нежностью, ведь благодаря им держится и движется мир.

Сценка

Ведущий:

У зайчонка зуб болит.

Поля – доктор Айболит.

Девочка:

Вы, зайчонок, не дрожите.

Зуб больной мне покажите.

Сейчас зубик полечу

И домой вас отпущу…

Так, так, так, зайчишка мой,

Да вы от страха чуть живой!

Вот и всё, мой дорогой,

Отправляйтесь-ка домой…

(Бережно берёт игрушку в руки и садится на своё место)

Учитель. Я думаю, что Полина в будущем станет замечательным доктором. Но это будет в будущем, а вот некоторые профессиональные навыки необходимо осваивать уже с раннего возраста. Готовы? Давайте проверим.

11.«Профессиональные игры» (слайд 17)

«Повар высшей категории» (по 2 человека)

Желающим стать в будущем поварами предоставляется возможность попробовать свои силы в приготовлении самых простейших блюд.

Для этого вы получаете смешанный «набор продуктов» — карточки с изображением картошки, лука, моркови. Необходимо выбрать те продукты, которые понадобятся для приготовления таких блюд, как борщ, тушеная картошка и компот. К каждому блюду подбирается тот набор продуктов, который необходим в его приготовлении.

Попутно с этим будущие повара должны ответить на вопросы:

Без чего нельзя испечь хлеб? (без корки)

В какую чашку нельзя налить чай? (полную)

«Дворник» (по 3 человека)

В руках у первых игроков спичечный коробок с 30 палочками. По сигналу они бегут к обручу, высыпают в него содержимое спичечного коробка с высоты не менее 50 см, после чего возвращаются к своей команде. Вторые и третьи игроки бегут к обручу, собирают палочки и тоже возвращаются к своей команде. Лучшими будут те дворники, которые первыми выполнили задание.

12. Хлебороб, пекарь.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. Он составляет первооснову всей жизни. Ведь издавна Россия славилась милыми душе берёзками, полями с золотыми колосьями ржи и пшеницы (слайд18).

В наше время нередко можно наблюдать картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Так как же нам научиться уважать хлеб? Наверное, следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Так же, как к хлебу, народ с давних времен относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение. В честь мастеров возводились монументы. Так, до настоящего времени в Риме сохранилось надгробие — монумент высотой 13 метров пекарю Марку Вергилию Эврисаку, жившему 2 тысячи лет назад, основателю нескольких больших пекарен.

Даша Андросова и Маша Артюхова расскажут нам о тяжёлом труде хлебороба, как люди догадались, что хлеб можно получить из маленьких зёрен. Но прежде вашему вниманию предлагается кроссворд, который составили девочки на листе, который вы видите на слайде (слайд 19).

По вертикали:

1. Белый кристаллический порошок, входящий в состав хлеба (соль).

2. Как называется праздничный хлеб (каравай)?

3. Тёплый, ароматный, румяный … (хлеб).

4. Одно из основных составляющих, без которого не испечь хлеб (дрожжи).

5. То же, что «… — девичья краса» (коса).

По горизонтали:

1.Знаменитый «Саратовский» … (калач).

2.Закончи высказывание «Хлеб – всему … (голова).

3.выпечка с творогом (ватрушка).

4.Сказочный персонаж из теста (колобок).

5 Злак, из которого получится белая мука (пшеница).

(рассказ Даши и Маши) (слайд 20)

Долог путь хлеба от поля до нашего стола. Круглый год трудятся хлеборобы. Весной надо пахать и сеять, летом – ухаживать за посевами. Приближается осень – надо скорее урожай собирать. Важно закончить уборку до наступления дождей и зимних холодов. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зёрнышка получился пышный и румяный каравай. Для выпечки одного батона требуется десять тысяч зёрен. Сколько же надо таких зёрнышек, чтобы накормить всех людей России! Труд хлебороба нелёгкий и очень важный, поэтому всегда русский народ с любовью и бережливостью относился к этому бесценному продукту, называя его – хлебушек. А иначе и быть не может. Никакая еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни, и в праздники. Недаром говорят «Хлеб – всему голова».

(слайд 21) В Музее обороны Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) лежит под стеклом крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот таким был ленинградский блокадный хлеб. У хлеба есть еще одно название, которое сейчас знает не каждый школьник. Хлеб на Руси называли жито, от слова житии (жить) с помощью суффикса –то.

И мы говорим: «Ничего дороже нет, чем тёплый хлеб на этом белом свете».

Самых дорогих и почётных гостей встречают хлебом-солью.

Если мы хотим кого – то

Встретить с честью, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

«Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук».

Несмотря на то, что все профессии нам кажутся привлекательными, каждый человек выбирает себе дело по душе. И его профессия важна не только для себя, но и для окружающих, так как влияет на жизнь и настроение любого гражданина.

Кто из вас хочет есть горький или солёный хлеб?

Кто хочет носить дырявые башмаки?

Кто хочет, чтобы автобус, в котором вы едите, подбрасывало на ухабах?

Кто хочет жить в красивом и прочном доме?

2. Делаем вывод: (слайд 22) хорошая работа приносит радость людям

Профессий много на земле,

И каждая – важна.

Решай, мой друг, кем быть тебе.

Ведь жизнь у нас одна.

Каждый человек должен избрать ту профессию, которая соответствует его природным способностям и наклонностям, тогда он будет работать, как говорится, не за страх, а за совесть. Любимому делу человек отдаёт все силы, всю энергию, все знания, и тогда это дело будет выполняться лучше, отдача будет больше

Я надеюсь, что в будущем вы все выберете интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.

Литература

1. Е. И. Машукова. Все профессии важны. — Начальная школа, 2008. — № 6, с.91 – 92.

2. Л. В. Новоженина. Интегрированные уроки при обучении грамоте. - Начальная школа, 2007.-№1, с.49-50.

3. А. В. Предигер. Кем быть? - Начальная школа, 2007. -№7, с. 87-93.

4. Е. Н. Арсенина. Все работы хороши. - Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. - ООО «Глобус», 2007г., с.71-79.

5. Энциклопедия.

http://www.mvd.ru/news/11015/ следователь

http://estpovod.ru/calendar.php?uid=275 механик

viki.rdf.ru машинист

Парикмахер - http://www.ligaspb.ru/announcesec101.html , hairbeauty.ru

Врач

http://revolution.allbest.ru/literature/00007345_0.html

ttp://www.hrm.ru/db/hrm/568F3336ADA50278C3256AAB0042CABB/category.html

http://www.medslova.ru/index.php?dr=ts/v&id=vrach.html

Файлы: Для сайта школы.docx
Размер файла: 334741 байт.

Рубрики: Окружающий мир Метки:
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология