Автор конспекта:
Автор(ы): — Белякова Наталья Ивановна

Место работы, должность: — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №21 города Коврова Владимирской области

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Сформировать представление о том, как раскрывается тема «Женщина на войне» в лирике Ю.Друниной. Развивать навыки работы с поэтическим текстом по выявлению и сопоставлению словесных образов по ассоциации, по сходству, по контрасту,навыки связной речи (устной и письменной);развивать умения слушать, обосновывать свою точку зрения. Создать условия для воспитания патриотических чувств. Воспитание внимания к слову — образу.

Учащихся в классе (аудитории): — 23

Используемая методическая литература: —

Друнина,ЮлияВладимировна — Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Друнина

Юлия Друнина. Стихи о войне.http://julijadrunina.narod.ru/war/druninawar.htm

Используемое оборудование: —

портрет Ю.Друниной, распечатанные тексты стихотворений, компьютер, мультимедийный проектор, экран (или интерактивная доска)

Используемые ЦОР: —

слайд-шоу (фильм) "Женщина на войне"

Краткое описание: — Не раз в истории России женщины вместе с мужчинами вставали на защиту своей Родины, переживали все тяготы военного времени. Одной из «девчат-солдат» стала выросшая в семье московских учителей юная Юлия Друнина (род.1924), которая в 1941 году добровольцем ушла на фронт. И сегодня, через 65 лет после Великой Победы, читая стихи Юлии Друниной, мы имеем возможность оценить всю глубину трагедии женщины (девушки, девочки) на войне.

ХОД УРОКА

1. Составьте ассоциативные ряды к словам «война» и «женщина» (по 3-4 слова).

Читаем ассоциативные ряды, фиксируя слова-ассоциации на доске, чтобы сделать очевидным вывод о том, что понятия «женщина» и «война» в сознании человека не соотносятся между собой.

Если работа по созданию ассоциативных рядов проводится нечасто, учащиеся подбирают отвлеченные существительные: «беда», «горе», «любовь», «семья» и др. Дальнейшая работа с образами стихотворений позволит обогатить ассоциативные ряды.

2. Однако жизнь нередко готовит нам такие испытания, которые не в силах представить человек. И не единожды в истории России женщины вместе с мужчинами вставали на защиту своей Родины, переживали все тяготы военного времени.

Одной из «девчат-солдат» Великой Отечественной войны стала выросшая в учительской семье юная москвичка Юлия Друнина (род.1924), которая в 1941 году добровольцем ушла на фронт.И сегодня, через 65 лет после Великой Победы, читая стихи Юлии Друниной, мы имеем возможность оценить всю глубину трагедии женщины (девушки, девочки), идущей дорогами войны.

Запись темы урока"Женщина на войне. (По лирике Юлии Друниной.)"

3. Фронтальная работа с текстами стихотворений Ю.Друниной

· Выразительное чтение стихотворения.

* * *

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

Какие понятия, реалии становятся воплощением прошлого (мирной юности) и настоящего (военных будней)?

Для лирической героини Ю.Друниной жизнь раскололась на ДО и ПОСЛЕ начала войны: "детство", "школа", "Прекрасная Дама" — "грязная теплушка", "эшелон пехоты", "санитарный взвод", "блиндажи сырые", "мать" и "перемать".

Можно продолжить таблицу «Женщина и война», начатую выше, если кто-либо из ребят рассмотрел слово «мир» как ассоциацию к слову «женщина».

· Выразительное чтение еще одного стихотворения Ю.Друниной

***

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы — девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты -

То юность моя в огне…

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Выпишите из стихотворения основные образы. В чем особенность их создания?

Учащиеся без труда назовут следующие образы: «несжатая рожь», «бойцы шагают по ржи», «девчата, похожие на парней», «юность в огне» — и придут у выводу, что война – это нарушение естественного хода событий: рожь сеют, чтобы вовремя убрать, юность должна быть самым ярким периодам в жизни человека, а "девчата" не должны быть похожи "на парней".

4. Самостоятельно познакомьтесь с другими стихотворениями Ю.Друниной. Выберите те, которые произвели на вас самое большое впечатление.

Выбравшие одинаковые произведения объединяются в группы и далее работают в группах (парах).Предложенные стихотворения:

Группа 1:«Целовались. Плакали и пели…»,«Баллада о десанте»

Группа 2:«Ты должна!»,«И откуда вдруг берутся силы…».

Группа 3:«Елка».

Группа 4:«Нет, это не заслуга, а удача…»,«Запас прочности».

Выполнение заданий индивидуально и по группам (в парах).

  • Из выбранных вами стихотворений Юлии Друниной выпишите, сгруппировав между собой, повторяющиеся слова-образы (лексические повторы, образы, сопоставимые по сходству, контрасту и т.д.), образы, особенно значимые, на ваш взгляд, для понимания произведения..
  • Расскажите о своих находках (выписках) ребятам, которые тоже работали с этими произведениями, поясните, почему именно эти слова, по вашему мнению, важны для понимания смысла стихотворения..
  • Подготовьте выступление от группы «Столкновение жизни и смерти в стихотворениях Юлии Друниной о войне», проиллюстрировав его небольшой таблицей (схемой, рисунком), отражающей ваше видение (прочтение) стихотворений.

Таблицы и схемы могут быть представлены на нескольких листах А4 и выполнены маркером. Это позволит вести работу в быстром темпе.

5. Совместная работа.

· Выразительное чтение стихотворений. (Представитель(-и) от группы.)

· Выступление по теме «Жизнь и смерть в стихотворениях Юлии Друниной».

Представитель от группы, желающие из других групп (тексты стихотворений есть у всех) могут дополнить ответ выступающего.

6. Так каков он, образ женщины-воина, созданный Юлией Друниной в её лирике?

Обобщаем сказанное.

7.Предлагаем школьникам посмотреть слайд-шоу (с целью усиления эмоционального состояния (слово-музыка-зрительный образ), созданного на уроке), а затемнаписать работу (эссе) "Женщина на дорогах войны", эпиграфом к которой станут строки стихотворения Юлии Друниной «Запас прочности»:

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать!- Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

(Можно предложить учащимся самим выбрать строки для эпиграфа. Вариант эпиграфа:

Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

Однако первый вариант предпочтительнее: последние строки о «вечной прочности» позволяют учащимся вписать образы «девушек – бойцов» Юлии Друниной в ряд образов «русских женщин», созданных русскими, советскими писателями и поэтами)

· Просмотр слайд-шоу «Женщина на войне»

В слабом классе фильм может быть подготовлен учителем, в сильном – создается на основе собранного учащимися материала по теме «Женщина на войне» (возможно использование семейных архивов), который систематизируется учителем за 2-3 дня до проведения урока.

· Создание эссе (15-20 минут).

8. Чтение созданных текстов.

Приложение

Группа 1


* * *

Целовались.

Плакали

И пели.

Шли в штыки.

И прямо на бегу

Девочка в заштопанной шинели

Разбросала руки на снегу.

Мама!

Мама!

Я дошла до цели…

Но в степи, на волжском берегу,

Девочка в заштопанной шинели

Разбросала руки на снегу.


БАЛЛАДА О ДЕСАНТЕ

Хочу,чтоб как можно спокойней и суше

Рассказ мой о сверстницах был…

Четырнадцать школьниц — певуний, болтушек -

В глубокий забросили тыл.

Когда они прыгали вниз с самолета

В январском продрогшем Крыму,

"Ой, мамочка!" — тоненько выдохнул кто-то

В пустую свистящую тьму.

Не смог побелевший пилот почему-то

Сознанье вины превозмочь…

А три парашюта, а три парашюта

Совсем не раскрылись в ту ночь…

Оставшихся ливня укрыла завеса,

И несколько суток подряд

В тревожной пустыне враждебного леса

Они свой искали отряд.

Случалось потом с партизанками всяко:

Порою в крови и пыли

Ползли на опухших коленях в атаку -

От голода встать не могли.

И я понимаю, что в эти минуты

Могла партизанкам помочь

Лишь память о девушках, чьи парашюты

Совсем не раскрылись в ту ночь…

Бессмысленной гибели нету на свете -

Сквозь годы, сквозь тучи беды

Поныне подругам, что выжили, светят

Три тихо сгоревших звезды…

Группа 2

ТЫ ДОЛЖНА!

Побледнев,

Стиснув зубы до хруста,

От родного окопа

Одна

Ты должна оторваться,

И бруствер

Проскочить под обстрелом

Должна.

Ты должна.

Хоть вернешься едва ли,

Хоть "Не смей!"

Повторяет комбат.

Даже танки

(Они же из стали!)

В трех шагах от окопа

Горят.

Ты должна.

Ведь нельзя притворяться

Перед собой,

Что не слышишь в ночи,

Как почти безнадежно

"Сестрица!"

Кто-то там,

Под обстрелом, кричит…

* * *

И откуда

Вдруг берутся силы

В час, когда

В душе черным-черно?..

Если б я

Была не дочь России,

Опустила руки бы давно,

Опустила руки

В сорок первом.

Помнишь?

Заградительные рвы,

Словно обнажившиеся нервы,

Зазмеились около Москвы.

Похоронки,

Раны,

Пепелища…

Память,

Душу мне

Войной не рви,

Только времени

Не знаю чище

И острее

К Родине любви.

Лишь любовь

Давала людям силы

Посреди ревущего огня.

Если б я

Не верила в Россию,

То она

Не верила б в меня.

Группа 3


ЕЛКА

На втором Белорусском еще продолжалось затишье,

Шел к закату короткий последний декабрьский день.

Сухарями в землянке хрустели голодные мыши,

Прибежавшие к нам из сожженных дотла деревень.

Новогоднюю ночь третий раз я на фронте встречала.

Показалось — конца не предвидится этой войне.

Захотелось домой, поняла, что смертельно устала.

(Виновато затишье — совсем не до грусти в огне!)

Показалась могилой землянка в четыре наката.

Умирала печурка. Под ватник забрался мороз…

Тут влетели со смехом из ротной разведки ребята:

- Почему ты одна? И чего ты повесила нос?

Вышла с ними на волю, на злой ветерок из землянки.

Посмотрела на небо — ракета ль сгорела, звезда?

Прогревая моторы, ревели немецкие танки,

Иногда минометы палили незнамо куда.

А когда с полутьмой я освоилась мало-помалу,

То застыла не веря: пожарами освещена

Горделиво и скромно красавица елка стояла!

И откуда взялась среди чистого поля она?

Не игрушки на ней, а натертые гильзы блестели,

Между банок с тушенкой трофейный висел шоколад…

Рукавицею трогая лапы замерзшие ели,

Я сквозь слезы смотрела на сразу притихших ребят.

Дорогие мои д`артаньяны из ротной разведки!

Я люблю вас! И буду любить вас до смерти,

всю жизнь!

Я зарылась лицом в эти детством пропахшие ветки…

Вдруг обвал артналета и чья-то команда: "Ложись!"

Контратака! Пробил санитарную сумку осколок,

Я бинтую ребят на взбесившемся черном снегу…

Сколько было потом новогодних сверкающих елок!

Их забыла, а эту забыть не могу…

Группа 4


* * *

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом…

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

ЗАПАС ПРОЧНОСТИ

До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать!- Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

Файлы: drunina_lubov.gif
Размер файла: 8796 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология