Автор конспекта:
Автор(ы): — Полякова Татьяна Владимировна
Место работы, должность: — МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17 г.Йошкар-Олы»
Регион: — Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
Ответить на сложные проблемные вопросы, поставленные в произведении, рассматривая пьесу Горького с точки зрения философии и литературоведения; продолжить работу над воспитанием нравственной личности.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Используемые учебники и учебные пособия: —
Русская литература XX в.: Учебник-практикум для 11 класса общеобразовательных учреждений: В 2 ч.: Ч. 1 (под ред. Лыссого Ю.И.)
Используемое оборудование: —
Аппаратное обеспечение: проектор, компьютер.
Программное обеспечение: Microsoft Word, Power Point, Internet Explorer.
Используемые ЦОР: —
Презентация"А. М. Горький. Пьеса «На дне».Споры о вере и правде"
Краткое описание: — Урок входит в серию занятий по творчеству писателей XX века, что соответствует программе по литературе XI класса. Это третий урок по пьесе Горького «На дне», он рассчитан на 2 часа.
Ход урока
I. Организационный момент
Слова учителя: «Сегодня мы продолжим разговор о пьесе Горького «На дне» и продолжим рассматривать конфликт как литературоведческое понятие.
Вспомним, что такое конфликт и в каком виде он существует.»
Фронтальная беседа о конфликте, в ходе которой выясняется, что в пьесе существуют три вида внешнего конфликта: социальный, любовный и мировоззренческий. Мировоззренческие противоречия создают почву для внутреннего конфликта.
II. Проверка домашнего задания. Тест
Слайды № 3,4.
Тут же работы проверяют по слайду № 5.
III. Споры о вере и правде
Слайд № 6.
Фронтальная беседа о высказываниях. Основной вопрос: что вы думаете о сказанном, как понимаете слова?
Слово учителя: «Мы уже говорили о том, что ключевой фигурой всех мировоззренческих споров являлся Лука, а также его философия любви к человеку, который «всегда своей цены стоит» и который «может добру научить…очень просто». Что нам известно о Луке?
Сообщение учащегося по плану:
1.Лука в системе персонажей.
Портрет: лыс, лет 60.
Речь: мягкая, плавно текущая, украшенная присказками, поговорками, мудрыми изречениями.
«Ни одна блоха – не плоха…»
«Оно, пожалуй, барство-то - как оспа…»
«Без причины и прыщ не вскочит…»
«…дядя…земля-то не вся в твоем участке поместилась…»
2. Сюжетная характеристика.
Бубнов: «шельма»
Василиса: «проходимец»
Актер: «милый старикашка»
Наташа: «Добрый ты, дедушка…»
Анна: «мягкий»
3. Самохарактеристика.
«Много мяли, вот и мягок…»
«Добрый, говоришь, ну и ладно, коли так».
Вывод. Слово учителя: « Вот он какой, старец, странник Лука, который, по словам Сатина, «проквасил сожителей» и который возмутил в душе то, во что давно не верили и чего не любили.
Например, слово ПРАВДА.
Это слово появляется в I действии, когда Клещ ссорится Квашней.
«А-а. Не терпишь правды»,-кричит Квашня, обвиняя бывшего рабочего в болезни Анны».
Фронтальная беседа по вопросу: какие синонимы вы можете подобрать к ПРАВДЕ ?
Синонимический ряд: ПРАВДА – ИСТИНА – ФАКТ – ДОГМА – РЕАЛЬНОСТЬ – ДАННОСТЬ.
Фронтальная беседа по вопросу: какие синонимы вы бы подобрали к слову НЕПРАВДА ?
Синонимический ряд: НЕПРАВДА – ЛОЖЬ – МЕЧТА – ВЕРА.
Работа над составлением таблицы, которая должна помочь выяснить, в чем состоит РЕАЛЬНОСТЬ и МЕЧТА для ночлежников.
ПРАВДА РЕАЛЬНОСТИ
ПЕРСОНАЖ
ПРАВДА МЕЧТЫ
Никто никогда не любил Настю. Ночлежники смеются над историями Насти и говорят о ней: «И чего это… человек врать так любит?…У всех людей души серенькие…все подрумяниться желают…»
Настя
Мечтает о любви, верит в нее, придумывает « принца на белом коне» ( Рауль, Гастон).
Слишком слаб, чтобы самостоятельно подняться со дна: «Мой организм отравлен алкоголем…Кончен я».
Актер
Мечтает вылечиться и вернуться на сцену.
Говорит, что путь его был ему предначертан, родитель по тюрьмам скитался и Ваське завещал. Прошлое, как клеймо, на Пепле.
Васька Пепел
Хочет уйти туда, где его никто не знает, и начать все с чистого листа. Хочет уважать себя и быть любимым.
Жизнь ее – это ад на земле. Судьба повторяет судьбу Анны, пострадавшей от рук родного человека.
Наташа
Мечтает, что все решится само собой. Она иногда думает о внезапной и легкой смерти как об избавлении от мук, а иногда представляет какого-то человека, который спасет ее. Наверное, потому и поверила Пеплу. «Выдумываю, выдумываю и жду…»
«Вот - правда…Работы нет…силы нет! Вот правда! Пристанища…пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда. За что мне – правду?.. Жить нельзя – вот правда!» Клещ потерял инструменты, без которых потеряет и надежду найти работу. Он останется на дне.
Клещ
Мечтает уйти, найти работу. Но мечты его низки, ведь Андрей говорит, что надо сначала подождать, когда умрет жена.
«Как начну я заливать – весь я пропьюсь, одна кожа останется…И еще – ленив я, просто страсть как работать не люблю». «А я вот… не умею врать». Слишком ленив, чтобы выбраться со дна. Говорит, что лгать не умеет, но живет обманом. И раньше жил тем, что котов в енотов перекрашивал.
Бубнов
Ни во что не верит. Ни о чем не мечтает.
Про него и про Бубнова Кривой Зоб говорит: «Коли им честно жить начать, они в три дня с голоду издохнут». Сатин лжет, когда говорит свои монологи о человеке и правде, потому что после этих высокопарных слов он не «уважает человека» в Актере. (Вспоминают монолог Сатина о правде. Один подготовленный заранее ученик читает наизусть.) Сатин претерпелся к жизни на дне и легче других ее переносит.
Сатин
Ни о чем не мечтает. Ни во что не верит.
Видит только свое прошлое и живет за чужой счет… «Ты, Барон, хуже всех»…
Барон
Не мечтает и не верит.
Видит в ночлежниках плохое и хорошее, но делает ставку на их положительные стороны, так как хорошему человека, по его мнению, можно легко научить (если он из разряда людей, а не человеков).
Лука
Соединяет реальность и мечты: «Во что веришь – то и есть, во что не веришь – того нет». Считает, что без веры в себя или других жить нельзя.
Фронтальная беседа по вопросам:
1. Что вы думаете о жизни тех, кто пытается существовать только в правде реальности? Какая у них жизнь?
2. Если назвать Барона, Бубнова и Сатина «неверующими», а Актера, Настю и Луку – «верующими», то какие аргументы в защиту позиции тех и других вы бы подобрали? Как, по вашему, относится автор к проблеме веры и неверия?
Слайд № 7, слайд № 8.
Вывод. Все-таки больше аргументов можно подобрать в пользу «верующих», наверное, потому, что перед нами те же босяки, что были в ранних романтических рассказах Горького. А романтик без мечты – это бескрылая птица. Без мечты нет смысла жить. В этом нас убеждает притча о праведной земле от Луки.
Слайд № 9+ выразительное чтение одним из учеников.
Обсуждение.
Какова мораль притчи? Нельзя отнимать у человека право на мечту, это равносильно смерти, особенно для романтика, для которого правда реальности невыносима. В идеале счастливый человек – это тот, кто умеет принимать жизнь такой, какая она есть, но при этом может мечтать, идти к мечте, как к цели.
Кто повторил судьбу человека из рассказа Луки? Актер.
Кто виноват в его смерти? Лука или кто-то другой? Кто виноват в смерти человека из притчи? Ночлежники говорят : «Не вынес обмана» — но мы понимаем, что он не вынес пустоту неверия. Так Актер погибает не тогда, когда уходит Лука, а тогда, когда ему говорят, что все – ложь. Сатин и другие «неверующие» смеются над мечтой ЧЕЛОВЕКА, не верят в него, и Актер теряет веру в самого себя( ведь теперь нет никого, кто поддержал бы эту веру).
Именно из уст Актера мы слышим стихотворение – лейтмотив. Это стихотворение можно назвать гимном ЧЕЛОВЕКУ МЕЧТАЮЩЕМУ.
Слайд № 10
Мечта ведет человека вперед, не дает ему гнить на дне жизни. Мечта позволила нищему мальчишке, собиравшему ветошь на свалке и терпевшему побои «в людях», стать известным писателем – реалистом, способным не только просто выносить эту жизнь, но и гордо заявить:
«ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВСЕ! ОН СОЗДАЛ ДАЖЕ БОГА!»
Это и есть авторская и человеческая позиция.
И когда вы увидите на улице нищего, вспомните слова Сатина: « Надо уважать человека!» Перед вами человек, утративший веру в себя и в людей, потому что нет на земле никого, кто захотел бы поддержать эту веру. Это старики, которых мы не защитили, это дети, которых никто не обогрел, это взрослые, на месте которых можем оказаться и мы.
IV. Подведение итогов
Обращение к цели урока. Выяснение того, на какие вопросы ученики ответили. Оценки за урок и за проверочную работу.
Домашнее задание
Дома вы должны будете продумать аргументированный ответ на вопрос: «Положительный или отрицательный герой Лука?»
Выучить знаменитый монолог Сатина о правде.
Файлы: Методические рекомендации к уроку.doc
Размер файла: 36864 байт.