Автор конспекта:
Автор(ы): — Филимонова Светлана Юрьевна
Место работы, должность: — МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского», учитель начальных классов.
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников.
3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
4)Совершенствование навыков чтения, развития речи.
5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 27
Используемые учебники и учебные пособия: —
Учебник «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.-М.:Азбуковник, 1999.
Используемое оборудование: —
Экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, математические веера, демонстрационные материалы для доски.
Краткое описание: — Конспект урока литературного чтения. Тема: "Старый дед и внучек". УМК "Школа России", 2 класс.
Конспект урока литературного чтения, 2 класс
УМК «Школа России»
Тема урока. Чтение и анализ басни Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
Цели урока.
1)Познакомиться с басней Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
2)Формирование представлений о содержании и смысле прочитанного произведения, как средстве духовно-нравственного развития личности младших школьников.
3)Развитие интеллектуальных умений (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
4)Совершенствование навыков чтения, развития речи.
5)Воспитывать чувство уважения к пожилым людям, родителям.
Оборудование:экран, мультимедийный проектор, карточки для индивидуальной работы, математические веера, демонстрационные материалы для доски, учебник «Литературное чтение. Родная речь» для 2 класса (составители: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.).
I.Организация класса.
II.Постановка темы и цели урока.
-Ребята, внимательно посмотрите на доску. Это шифровка, рядом дан ключ, который поможет вам в ее разгадке. Подумайте и скажите, что здесь зашифровано?
( На доске: ЛВЕИВЧНТИОКЛОСЛТАОЕЙ VOVOVO)
Ответы уч-ся: «На доске зашифровано имя, отчество и фамилия писателя – Лев Николаевич Толстой».
-Правильно, здесь зашифровано имя, отчество и фамилия великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?
Ответы уч-ся: «Мы будем читать произведения Л.Н.Толстого».
-Сегодня мы познакомимся с басней «Старый дед и внучек».
-А что такое басня?
Ответы уч-ся: «Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение или мораль».
-Значит, если мы будем читать басню, то обязательно чему-то научимся.
-Я бы хотела, чтобы в конце урока вы смогли ответить на вопросы:
(открываю записи на доске)
Я почувствовал …
Я задумался …
Я понял…
IV.Изучение нового материала.
1)Рассказ о Л.Н.Толстом с использованием мультимедийной презентации.
-Сейчас я расскажу вам о жизни писателя. Слушайте внимательно, будьте готовы ответить на мои вопросы.
Слайд 1. На экране вопросы:
1) Где жил Л.Н.Толстой?
2) Каким он был человеком?
3) Как Толстой помогал детям из бедных семей?
4) О чем он писал в своих рассказах для детей?
-Прочитайте вопросы про себя.
-Прочитайте вопросы вслух по цепочке.
Слайд 2,3.
-Перед вами портрет Л.Н.Толстого, который родился в 1828 году, почти 200 лет назад. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для детей и взрослых.
Слайд 4,5.
-Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал ,что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.
Слайд 6.
-Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
Слайд 7.
-В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.
Слайд 2.
-В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том. что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.
2)Проверка восприятия материала.
Слайд 1 (с вопросами).
-Прочитайте первый вопрос, дайте на него ответ.
Ответы уч-ся:« Где жил Л.Н.Толстой?
Л.Н.Толстой жил в Ясной Поляне».
-Прочитайте второй вопрос ,дайте на него ответ.
Ответы уч –ся:«Каким он был человеком?
Он был трудолюбивым, добрым умным человеком».
-Прочитайте третий вопрос, дайте на него ответ.
Ответы уч-ся: «Как Толстой помогал детям из бедных семей?
Толстой открыл школу, написал учебники и учил детей» .
-Прочитайте последний вопрос,ответьте на него.
Ответы уч-ся:«О чем он писал в своих рассказах для детей?
В своих рассказах он писал о дружбе, помощи слабым, о добре и сочувствии».
-Молодцы.Вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы.
3)Актуализация знаний учащихся.
-Л.Н.Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь. Сегодня мы прочитаем три пословицы. Все они объединены одной темой. Только начало и конец у них перепутаны. Возьмите карточки, карандаши и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания
Слайд 8 .
1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
2.Вся семья вместе, и душа на месте.
3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.
-Посмотрите на экран. У кого не так?
-Прочитайте вслух первую пословицу, которая у вас получилась. Что значит «почитает»? Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ответы уч –ся : «Надо уважать своих родителей, любить их .Родители всегда помогут».
-Прочитайте вторую пословицу. Как вы ее понимаете?
Ответы уч – ся:«Когда все вместе, то ни за кого не переживаешь, не волнуешься».
-Прочитайте третью пословицу. Объясните ее смысл.
Ответы детей: «Мама- лучший и самый надежный друг.»
-Какой темой объединены эти пословицы?
Ответы уч-ся:«Все три пословицы о семье».
4)Физкультминутка.
Дружно маме помогаем-
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
5)Словарная работа.
-Басня, «Старый дед и внучек», рассказывает об истории , которая произошла в одной семье. Написана она очень давно, при чтении нам встретится слово, которое в наше время практически не употребляется.
Дома Диана нашла это слово в «Толковом словаре» и приготовилась объяснить нам его значение.
ЛОХАНКА
(Карточка со словом вывешивается на доску)
Ответ Дианы:«Лоханка – круглая или продолговатая деревянная посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости».
6)Первичное восприятие текста. Рефлексия.
-Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».Я попрошу вас после прослушивания подумать и продолжить своими словами 1 и 2 предложение, написанное на доске.
Я почувствовал …
Я задумался…
7)Проверка первичного восприятия текста.
-Продолжи первое предложение, написанное на доске.
Ответы уч-ся:« Я почувствовал, как обидно было дедушке. Мне было его жалко».
-Продолжи второе предложение.
Ответы уч-ся:«Я задумался о том, как надо относиться к старым людям.»
-Я согласна с вами. У меня это произведение вызвало такие же чувства, как у вас.
IV.Структурный анализ текста.
1)Чтение басни про себя.
-Прочитайте басню про себя и подумайте, на какие две смысловые части можно ее разделить?
2)Чтение басни вслух по цепочке.
3)Чтение и анализ Iчасти.
-На сколько частей можно разделить басню?Докажи.
Ответы уч-ся:«Я считаю, что басню можно разделить на две смысловые части. В первой части говорится о том, как обидели деда. Во второй – о том, как сын проучил родителей».
-Прочитайте первую часть басни.
-Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
Ответы уч-ся:«Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой».
-Что случилось во время обеда за печкой?
Ответы уч-ся:«Дед хотел подвинуть чашку с едой, уронил и разбил ее».
-А почему дед уронил и разбил чашку?
Ответы уч-ся: «Потому что он был очень старый, плохо видел».
-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?
Ответы уч-ся:«Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке».
-Правильно ли поступила невестка? Почему?
Ответы детей: «Невестка поступила неправильно, он же не специально разбил чашку».
4)Чтение и анализ IIчасти.
-Прочитайте вслух вторую смысловую часть басни.
-Зачем Миша делал лохань?
Ответы уч-ся:«Чтобы кормить из нее родителей, когда они станут старыми».
-Прочитай, почему родители Миши заплакали?
Ответы уч-ся:«Им стало стыдно за то, что они так обижали старика».
— Как после этой истории стали относиться к дедушке?
Ответы уч-ся: «Стали сажать его за стол и ухаживать за ним».
V.Логический анализ текста.
1)Определение поучения басни.
-Можно ли назвать эту басню поучительной? Чему она нас учит?
Ответы уч-ся: «Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимательными и заботливыми по отношению к родителям».
-Какова идея этого произведения?
Ответы уч-ся:«Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя».
2)Определение актуальности басни «Старый дед и внучек»
-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше время?
-Есть ли в вашей семье пожилые люди? Расскажите, как вы к ним относитесь?
-В одной из частей домашнего задания я попрошу вас написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких. К рассказу можно будет сделать рисунок или приложить фотографию.
3)Выбор пословицы для определения идеи басни.
Слайд 8.
1.Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
2.Вся семья вместе, и душа на месте.
3.Нет лучше дружка, чем родная матушка.
-Посмотрите на экран. Здесь пословицы, которые мы с вами составили в начале урока. Возьмите веера, и покажите мне номер той пословицы, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек».
(Дети показывают №1).
-Молодцы, ребята, я согласна с вашим выбором.
VI.Сравнение басен И.А.Крылова и Л.Н.Толстого.
-Скажите, с какими баснями мы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор?
Ответы уч-ся: «И.А.Крылов. «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей».
-Давайте сравним басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» и басни И.А.Крылова. В чем их различие?
Ответы уч-ся:«В басне Толстого действующие лица – люди, она написана в прозе. В басне Крылова действующие лица – животные, она написана в стихотворной форме».
-Что в них общего?
Ответы уч-ся:«Все эти басни поучительные».
VII.Итог урока. Рефлексия.
-С каким произведением познакомились на уроке?
-Кто автор?
-Какое новое слово узнали на уроке? Что оно обозначает?
-Давайте вернемся к незаконченным предложениям на доске. У нас осталась еще одна строка.
Я понял …
— Продолжите это предложение.
Ответы детей:«Я понял, что нужно заботиться о стариках, родителях; любить и уважать их; что родным людям надо быть внимательными по отношению к друг к другу».
VIII/Домашнее задание.
Прочитать сведения о Л.Н.Тостом на стр.108 учебника и составить три вопроса по тексту.
Творческое задание: написать рассказ о своей семье; о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.