Автор конспекта:
Автор(ы): — Труфякова Ольга Александровна
Место работы, должность: — СОШ №11 г.Вольск, Саратовская область. Учитель начальных классов.
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: — * учить обрабатывать и систематизировать изученную информацию; * работать со справочной и художественной литературой; * создать опорную таблицу для сообщения о сказке как литературном жанре.
Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): — 30
Используемые учебники и учебные пособия: — — литературное чтение (часть2); — учебная хрестоматия (части 1 и 2); — рабочие тетради №1,№2. Автор — составитель л.А. Ефросинина.
Используемая методическая литература: — -«Литературное чтение» методическое пособие,2 класс, Л.А. Ефросинина, М.Вента — Граф.2008 г — «Литературное чтение» поурочные планы по учебнику Л.А. Ефросининой, 2 класс,Волгоград. «Корифей».2009 г. — Проектная деятельность учащихся.Начальная школа. Авторы — составители М.К. Господникова, Н.Б. Полянина. Волгоград. «Учитель».2009 г.
Используемое оборудование: — Компьютер с интерактивной доской.
Используемые ЦОР: — презентация к уроку
Краткое описание: — На уроке учащиеся рассаживаются по группам: "Аналитики", "Экспериментаторы", "Иллюстраторы", "Исследователи".Создаётся проблемная ситуация по использованию накопленной информации по теме "Сказки" с тем, чтобы научиться её обрабатывать и систематизировать. Ставится задача: создать опорную таблицу для сообщения о сказке как литературном жанре.
2 класс. Урок. Литературное чтение. Учебники: литературное чтение ( часть 2), учебная хрестоматия (часть 1и 2), рабочие тетради №1, №2. Автор – составитель Л. А. Ефросинина. Дидактическая цель: Создать условия для обучающихся по выработке умения обрабатывать и систематизировать информацию по теме урока. Тип урока. Урок- систематизации и обобщения знаний учащихся. Тема урока: Сказка как литературный жанр. (Проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме). Задачи урока: • учить обрабатывать и систематизировать информацию; • работать со справочной и художественной литературой; • создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре. Методы обучения: словесный, практический, наглядный, деятельностный. Форма организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая. Средства обучения для педагога: презентация. Ход урока. I. Организационный момент. ( Дети рассаживаются по группам: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи»). — Прочитайте пословицу, объясните смысл: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». (1- ый слайд) — Повторим правила работы в группах: ( 2- ой слайд). 1). Каждый член группы заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая! 2). Следует говорить так, чтобы тебя понимали. 3). Говорить нужно по твоему вопросу, избегая лишнего! 4). Если что-то не вполне ясно, то спроси еще раз! 5). Если не понравилось сказанное другим, то предложи что-то свое. II. Создание проблемной ситуации. Ребята, мы с вами уже завершили несколько разделов, связанных со сказками, накопили достаточно большой материал по данной теме. Для того, чтобы умело использовать информацию, нужно научиться её обрабатывать и систематизировать. — Какие формы систематизации вы можете предложить? (Альбом, опорная схема, памятка, игра). — На данном уроке составим опорную таблицу. III. Формирование целей проектной деятельности. Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию. Задача: создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре. IV. Подготовка к созданию проекта. — Предлагаю основные этапы создания проекта. ( 3 – ий слайд) V. Основной этап создания проекта. 1. Формирование определения сказки. «Аналитики» должны выбрать из предложенных им трёх формулировок единственно верную и обосновать свой выбор. Предлагаемые формулировки: 1) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. 2) Сказка – это научно – фантастическое произведение. 3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные. Прикрепить в первый раздел нужную формулировку. — Что такое сказка? Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием фантастических сил. 2. Создание классификаций сказок по различным признакам. На слайде появляются признаки классификации: ( 4 – ый слайд) — по авторству; — по видовым особенностям. «Экспериментаторы» работают с отрывками из сказок. Зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки по каждой из классификаций. «Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формулируют черты отличия. «Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов сказок нужные и распределяют их в правильной форме на заготовке для второго раздела проекта. Для развития способностей к дифференцированию данной группе предлагаются следующие формулировки видов: • богатырские; • волшебные; • поучительные; • о животных; • смешные; • бытовые; • былины. В результате на втором листе появляется схема: Физминутка. А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку. (Встают руки на пояс) Руки в стороны, согнули Вверх подняли и махнули. Спрятали за спину, Оглянулись! Через правое плечо, Через левое ещё. Дружно присели, Пяточки задели. На носочки поднялись, Руки вверх и руки вниз. 3.Определение особенностей волшебной сказки. — «Экспериментаторы» зачитывают из волшебной сказки отрывки и называют признаки волшебной сказки. — «Аналитики» повторяют» признаки волшебной сказки. — «Иллюстраторы» должны подобрать соответствующие условные обозначения : • испытание; • превращение; • сказочное существо; • сказочный предмет; • необычное место действия; • повтор. — В результате на заготовке для третьего раздела появляются условные обозначения признаков волшебной сказки. Признаки волшебной сказки. 4) Определение черт отличия сказки от других сходных жанров. — Следующий раздел проекта будем создавать с помощью обработки разных источников информации. Звучит отрывок из былины «Илья Муромец» — читает наизусть Леонов Дима. ( 4- ый слайд); из сказочной повести «Царевна – лягушка» — Константинова Мелиса; из легенды – Пашкин Кирилл. «Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров. «Иллюстраторы» показывают соответствующий условный знак и помещают его на заготовку для четвёртого раздела. Отличие сказки от других сходных жанров Сказочная повесть Былина Легенда Большой объём. Делится на главы. Много героев. Рассказано о многих событиях в жизни героев. События происходят в течение долгого времени. Стихотворная форма. Песенный характер. Объяснение происхождение или существования какого – нибудь предмета или явления. 5. Определение особенностей языка сказки. В качестве домашнего задания ребята подготовили инсценировку сказки «Журавль и Цапля». Задача «аналитиков» — найти особые сказочные слова и выражения. «Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки. Посмотрите на репродукцию картины В.М. Васнецова «Иван – царевич на Сером волке» «Испытатели» составьте мини – зарисовку по иллюстрации с использованием сказочных слов и выражений. 6. Определение особенностей использования цветов в сказке. — По иллюстрациям можно судить о преобладании определённых цветов в сказках. Издавна народ придавал большое значение цвету. Вспомните указания на различные цвета из знакомых сказок. (Приводят примеры дети из любой группы). — Сопоставьте ситуации, ситуации, когда упоминаются разные цвета, и определите приблизительное значение каждого цвета. Для самопроверки прикрепить в «Экспериментальную лабораторию» карточки разного цвета: жёлтого, красного, белого. С обратной стороны каждой карточки написать приблизительное значение этого цвета в сказке. После высказанных детьми предположений перевернуть карточку и появится соответствующее слово. Красный (девица, солнышко) – красивый. Жёлтый (яблоко, рыбка) – необычный, волшебный, чудесный. Белый ( снегурочка, Снежная королева) – холодный, прозрачный, хрупкий. VI. Этап испытания проекта. Ребята, в результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке как жанре. Испытание созданного проекта будут проводить ребята из «испытателей». «Испытатели» рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу. VII. Рефлексия. — Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? (Учится использовать и обрабатывать полученную информацию; создавать в ходе разработки проекта опорную таблицу). — Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи? Какие трудности встречались? Что показалось наиболее интересным? — Как бы вы оценили свою работу? (Индивидуальные карточки)
Файлы: Урок литературного чтения.rar
Размер файла: 6770881 байт.