Автор конспекта:
Автор(ы): — Джуманова Жаният Муслимовна
Место работы, должность: — МКОУ «Султановская ООШ» , учитель географии
Регион: — Астраханская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — География
Цель урока: — 8. Цель урока: • создать условия для формирования знаний о разнообразии жизни на Земле, природных зонах, животном и растительном мире полярных поясов и океанов; • способствовать приобретению и развитию умений работать с различными источниками информации; • воспитывать бережное отношение к природе. 9. Планируемые результаты: Предметные — различать объекты биосферы разных природных зон и правильно называть их; — объяснять суще¬ственные признаки понятий: «тундра», «арктические пустыни», «антарктические пустыни», «птичьи базары», «фитопланктон»; — устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира полярных областей и различных слоев океана. Личностные — отбирать источники информации для нахождения объектов биосферы полярных поясов и условий жизни в океане; — приводить примеры биологических объектов полярных областей и океанов; — производить исследования условий глубин океана; — осознавать значимость географических знаний для современного человека. Метапредметные — выделять существенные признаки, понятия; — уметь находить в различных источниках и анализировать информацию о растительном и животном мире полярных областей и океанов; — составлять описание различных слоев и зон океана; — использовать приобретенные знания и умения для чтения карт растительного и животного мира.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 5
Используемые учебники и учебные пособия: — учебник «География» 5 класс. Автор А.А.Летягин. «Вентана-Граф» 2013, карта полушарий и природных зон.
Используемое оборудование: — : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, возможность выхода в Интернет
Краткое описание: — урок «открытия» новых знаний. Формы организации работы: индивидуальные, парные, групповые
Структура и ход урока: 1. Организационный этап: (2 мин.) Приветствие учащихся. Настрой на урок. Поделись своей добротой. Учитель. Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра, мира, радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых дел. Давайте прикоснемся к друг другу ладошками. Прикоснись ко мне добротой, и усталость смоет волной, И печаль обойдет стороной, озарится душа красотой. Почувствуйте, как добро согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. Вы готовы к новым открытиям, взаимопомощи, к высоким достижениям! Проверка готовности к уроку. 2.Мотивирующий этап: (3 мин.) Работа с картой. Слайд 1. Учитель: Взгляните, вверху там, где северный полюс, Вы сразу _____________увидите пояс. А что означает пояс _____________? Там климат суровый и жутко коварный. Холодные ветры летят как ножи, И мерзнут медведи и даже моржи. -Ребята, о каком поясе идет речь? (о полярном). С чем вы не согласны в данном стихотворении? (белые медведи и моржи не мерзнут). Слайд 2. Почему пояс назвали полярным? Слайд 3.Как Вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня? На какие вопросы нам с вами предстоит ответить? (ученики записывают в тетради тему урока). 3. Первичное усвоение знаний. (22 мин.) Слайд 4. Задание 1. Работа с картой. Базовый уровень. 1.Назовите природные зоны, входящие в полярный пояс. Повышенный уровень. 2. На каких материках находятся данные природные зоны? Слайд 5.Задание 2. Базовый уровень. 1.Перечислите природные условия, характерные для тундры. Работа с текстом учебника с.138. Повышенный. 2.Почему животный мир тундры, несмотря на суровые климатические условия, довольно разнообразен? Максимальный. 3.Почему говорят: «Грибы в тундре выше деревьев»? Слайд 6. Задание 3. «Найди «белую ворону». Работа в группах. Вычеркнуть животных, не обитающих в тундре. Слайд 7. Арктические пустыни. Антарктические пустыни. Задание 4. Работа в парах. Пользуясь текстом параграфа 23, стр.138-139 расставьте цифры к природным зонам: А — Арктические пустыни; Б — Антарктические пустыни 1) находятся на островах Арктики; 2) находятся в Антарктиде; 3) температура воздуха зимой- -40 градусов, летом-0 градусов; 4) в течение года покрыты снегом и льдом; 5) растут лишайники, мхи; 6) растут лишайники, мхи, красные и зеленые водоросли; 7)обитают животные: морские птицы, пингвины; 8) обитают животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, морские птицы. Проверка знаний по компьютеру. Слайд 7. Задание 5. Базовый уровень. Почему эти природные зоны называют «пустынями»? Повышенный уровень. Почему здесь преобладают хищники? Максимальный уровень. Почему медведь «белый» круглый год. Физкультминутка. (1 мин). Слайд 8. Индивидуальное опережающее задание: презентация на тему «Условия жизни в океане». Задание 6. Школа географа-следопыта. Работа в группах. Заполнить таблицу: Слои океана Условия обитания Животные Растения Поверхностный слой Средний слой Глубинный слой Слайд 9. Задание 7. Базовый уровень. Назвать главные причины разнообразия жизни в океане. Повышенный уровень. Почему в глубинном слое обитает в 10 раз больше животных, чем в поверхностном? 4. Первичная проверка понимания.(5 мин.) Слайд 10.Задание 8. Работа в парах. Используя знания, полученные на уроке, заполните таблицу: Признаки Тундра Арктические пустыни Антарктические пустыни 1.Условия: освещенность, температура, наличие влаги 2.Приспособления растений и животных 3.Примеры растений 4.Примеры животных 5. Закрепление. Блицтурнир.(3 мин.) 1. Антарктические пустыни находятся в_________ полушарии. 2. ______ и ________ находятся в северном полушарии. 3. В тундре полностью отсутствуют _______________ животные. 4. В течение года арктические и антарктические пустыни покрыты _________ и _________. 5. Пингвины обитают в _________пустынях. 6. Разнообразие видов в океане _________ по мере удаления от экватора. 7. Океаны являются____________ нашей планеты и требуют __________ отношения. Подведение итогов занятия (3 мин) Сегодня на уроке: Я узнал… Я научился… Я не понял… Я считаю, что на уроке я заработал такую оценку потому что… (Комментарии учителя) 6.Рефлексия: (2 мин.) С помощью забавных смайликов в своих оценочных листах оцени настроение от сегодняшнего урока: — радостное, у меня все получилось! – равнодушное, мне все равно! — грустное, у меня было много ошибок! 7. Домашнее задание. Параграф 23. Задание 6 на с.143. Школа географа – следопыта. Базовый уровень. Составить кроссворд по теме параграфа 23. На оценку «5» – 15 слов, на «4»- 10-12 слов. Высокий уровень. Подготовьте презентацию на тему «Экскурсия в