Автор конспекта:
Автор(ы): — Битютская Елена Евгеньевна /учитель музыки/ и Гвоздева Оксана Александровна / учитель русского языка и литературы/

Место работы, должность: — Чапаевский губернский колледж

Регион: — Самарская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — Литература
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — интеграция предметов музыки и литературы

Тип урока: — Комбинированный урок

Краткое описание: — урок позволяет посмотреть на сказочного персонажа бабу Ягу с точки зрения музыки Чайковского и Мусоргского а так же с помощью литературного разбора этого персонажа

Е. Е. Битютская – учитель музыкального искусства О.А.Гвоздева – учитель русского языка и литературы ГОУ СПО ЧГК Образовательной программы общего образования «БАБА — ЯГА» (интегрированный урок музыки и литературы в 6 классе) Цель: написание сочинения на основе восприятия музыкального произведения через использование технологий сотворчества Задачи: 1. развитие творческих умений и коммуникации; 2. воспитание и развитие личностных компетенций учащихся; 3. формирование умения оценивать свою деятельность Музыкальный материал: П.И.Чайковский «Детский альбом». «Баба- Яга» М.П.Мусоргский «Картинки с выставки». «Избушка на курьих ножках». Медиапрезентация (фрагменты приводятся в уроке) Оборудование: • мультимедийный проектор, музыкальный центр, диски с произведениями • карточки с характеристикой лингвистического понятия • таблицы • Этимологический словарь Ход урока Класс разбивается на микрогруппы по четыре человека, используя методику «Полный комплект». Задание: каждый ученик получает карточку с характеристикой лингвистического понятия. По знаку учителя каждый дважды читает то, что написано на его карточке. Цель: как можно скорее объединиться в группы. КАРТОЧКИ: • Обозначают признак, который может быть в большой или меньшей степени • Имеют краткую форму • С их помощью можно дать общую оценку предмету, охарактеризовать предмет по величине, по весу, по температуре и т.п. • Качественные • Могут сочетаться со словом «очень» * Указывают на то, что определяемый предмет имеет какое-то отношение к другому предмету, связан с ним * Обозначают признак по отношению к материалу, месту времени, действию * Относительные * Не имеет ни одного признака качественных прилагательных • Указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному • Притяжательные • Имеют суффиксы –ов-, -ын-, -ин-, -ий- • Отвечают на вопрос чей? * Обозначает признак, проявляющийся в большей или меньшей степени * Простая форма образуется от основы прилагательного с помощью суффиксов –ее, -ей, -е *Сравнительная степень *Составная форма образуется добавлением слов более, менее к начальной форме прилагательного 2. Сегодня мы будем выполнять творческое задание: на основе восприятия музыкального произведения писать небольшое сочинение. Попробуйте сформулировать свои ожидания от этого урока, заполняя первые две строчки таблицы: Ожидания Причины, побудившие выбрать данные ожидания Результативность работы 1. Самое интересное было… 2. Я бы мог (могла), но не спросили… 3. Мне понравилось… 4. Если бы я был учителем… «Я» «Мы» «Дело» 3.-Сегодня разговор пойдет о мифическом герое русских народных сказок. Баба – Яга. Русские композиторы неоднократно обращались к этому образу. С этими произведениями мы знакомились еще в начальной школе. Вспомните, что это за произведения? (П.И.Чайковский «Детский альбом». «Баба- Яга» М.П.Мусоргский «Картинки с выставки». «Избушка на курьих ножках».). — Совершенно верно. Только давайте вспомним, что вы знаете о П.И.Чайковском? — Почему альбом называется «Детский»? — Как было написано произведение «Избушка на курьих ножках»? — Какому художнику была посвящена сюита «Картинки с выставки»? — Скажите, а одинаковая ли Баба-Яга в этих произведениях? 4. Слушание и анализ произведений П.И.Чайковский «Баба-Яга» Мелодия – диссонанс Характер – зловещий, устрашающий Темп – быстрый Динамика – громкая Ритм – двухдольный Регистр – средний М.П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках» Мелодия – диссонанс Характер — тревожный, беспокойный Темп – убыстряющийся Динамика – громкая Ритм – двухдольный Регистр — низкий 5. Словарно – лексическая работа. • Вы много говорили о Бабе-Яге – сказочном существе, персонаже пьесы Модеста Петровича Мусоргского. Мы сейчас продолжим этот разговор, и я вас приглашаю в творческую мастерскую. • Баба – Яга… Что значит это имя? • Какой словарь может дать ответ на этот вопрос? Этимологический словарь – особенный. Если к обычному словарю мы обращаемся за справкой и получаем, читая его, точные сведения о значении, употреблении, произношении слов, то из этимологического словаря мы узнаем только о гипотезах происхождения того или иного слова. Этих гипотез может быть несколько. А иногда (не очень часто, к счастью) гипотезы вообще нет никакой. Как пишет в таких случаях один из первых русских этимологов Макс Фасмер, — «темное слово». Так что, читатель этимологического словаря должен во многом сам решить вопрос, какой гипотезе верить, а может быть, даже попытаться найти свое объяснение происхождению слова. Что мы сейчас и попробуем сделать. (Учащиеся выступают в роли ученых — этимологов). • Баба. Это слово относят к так называемой детской речи (имеется в виду лепет совсем маленького ребенка, учащегося говорить). Зубов у младенца нет, язычок ворочается плохо, и самый «рабочий» орган его речи – губы. Вот и получается ба-ба, мА-мА, па-па. Потом язычок пойдет в ход – и получится де-да, те-тя, дя-дя. Так сложилось, что за комплексом ба-ба закрепилось значение «старуха». Потом возникла масса производных слов: бабка, бабуля, бабушка. У этих слов и у самого слова баба развилось много новых значений: «замужняя женщина» (не обязательно совсем старая), «жена», «ведьма, колдунья», «вид выпечки» (может быть, слышали – ромовая баба) и многие другие. Баба-Яга. С первой часть этого наименования злой колдуньи-людоедки все ясно. А вот яга объяснить трудно. Одна из наиболее достоверных догадок заключается в том, что это образование от звукоподражательного глагола со значением «душить», «давить». Другими словами, Баба – Яга – колдунья, душащая, давящая людей, обычно по ночам. 6. Рассматривание репродукции картины И. Я. Билибина «Баба-Яга». Угадать слово по его лексическому значению: • Металлический или тяжелый деревянный сосуд, в котором толкут что–либо. Здесь: деревянный предмет, Баба-Яга в нем летает по воздуху (СТУПА). • Стержень с утолщенным округленным концом, употребляемый для толчения чего-либо в ступе (ПЕСТ). • Палка с привязанными на конце пучками хвойных веток (или мочалом, тряпками) для обметания и прочищения труб (дымоходов, печей) (ПОМЕЛО). Лексическая подготовка. • Подбор слов и словосочетаний, которые можно употребить вместо имени персонажа Баба-Яга: колдунья, ведьма, ужасное существо, засохшая карга, зловредная старуха, злая волшебница, чудовищное существо… • Подбор слов и словосочетаний, которые могут пригодиться для описания внешнего облика Бабы-Яги (самостоятельное заполнение учащимися таблицы). Производимое впечатление злая колдунья, злобная старуха, чудовищное существо, злая волшебница, коварная старуха… Особенности телосложения старческая скрюченная фигура, согнутая в дугу, огромный горб… Лицо старое, обезображенное, злое, уродливое, острый подбородок, длинный нос крючком Глаза черные, безжизненные… Волосы седые, не чесаные, не мытые, развевающиеся на ветру космы Одежда рваная, лохмотья…. • Подбор языкового материала для описания действий Бабы-Яги. Воспринимая отрывок из книги Д. Б. Кабалевского «Как рассказывать детям о музыке», выписать из него глаголы и отглагольные имена существительные, обозначающие действия Бабы – Яги. • Характеризуя пьесу Мусоргского «Баба – Яга», композитор пишет: «Ни одного простого, естественного звука – то повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчанье в самых глубоких басах. Музыка, только что куда-то стремительно несшаяся, вдруг почти останавливается. Мелодия какая-то скрюченная – сперва топчется на месте, потом движется вприпрыжку или вдруг как-то нарочно преувеличенно хромает. И, в общем, все это получается каким-то совсем не добрым… Баба-Яга прямо-таки и выглядывает из этой музыки, словно нарисованная на картинке… И опять она перед нами все время в движении – летит куда-то, останавливается, хромает, злится, бранится…» Получается ряд: повизгивание, бурчание, несется, останавливается, топчется на месте, движется вприпрыжку, хромает, выглядывает, летит, злится, бранится. Мы с вами сейчас еще раз прослушаем пьесу. Какие названия она имеет? («Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга») Мы сейчас попробуем описать место, где происходит действие, где живет Баба-Яга. Представьте себе: то, что вы описываете, сейчас перед вашими глазами. Вы хорошо видите это (допустим, у вас бинокль) и подробно описываете товарищу (который сидит рядом и у которого бинокля нет). Попытка по опорным словам на карточке составить описание: ГЛУШЬ, ДЕРЕВЬЯ, ЛИСТЬЯ, КОРА, МУХОМОРЫ, БРЕВНО, СТУПА Мрачная лесная глушь. Деревьев здесь много, но все они какие-то безжизненные, мертвые. Листьев на них или совсем нет, хотя идет лето, или кое-где висят жалкие остатки высохших, порыжевших. Даже на вечнозеленых сосенках и елках – ни одной свежей хвоинки. Кора на стволах деревьев почернела, потрескалась, местами отвалилась большими кусками. Кажется, лес этот кем-то и чем-то отравлен. Только ядовитым мухоморам здесь раздолье! Вот они, нарядные, красные, усеяли всю поляну большими и малыми семьями. А самые яркие из них, прямо-таки пунцовые, — около бревна, на котором стоит с наклоном вперед, готовая взмыть ввысь, деревянная ступа, высокая и глубокая. Синтаксическая подготовка. Цель – подсказать детям уместность употребления в описаниях действий Бабы- Яги предложений без подлежащих. Для этого используется сравнение двух вариантов одного и того же фрагмента текста. • Я иду на эти звуки. И вдруг я вижу огонек. Я бегу на него. Я прячусь за каменным выступом и наблюдаю за происходящим. Она стремительно бежит. Она волнуется. Она кому-то машет рукой. • Иду на эти звуки. И вдруг вижу огонек. Бегу на него. Прячусь за каменным выступом и наблюдаю за происходящим. Стремительно бежит. Волнуется. Кому-то машет рукой. — В каком варианте фрагмента описание действий более динамично, выразительно? (Во втором) — Чем это достигается? (Употреблением предложений без таких подлежащих, которые обозначают действия одного и того же лица) — Какой вывод из наших наблюдений? (Употреблять такие предложения в своих описаниях действий) — Еще одно пожелание: использовать в описании глаголы в форме настоящего времени. Примерный (но не обязательный!) план: 1. Появление Бабы – Яги. 2. Ее внешний вид (портрет, одежда). 3. Действо – злодейство. 4. Исчезновение Бабы – Яги. — Модест Петрович Мусоргский пьесе, на основе восприятия которой мы будем сегодня писать сочинение, дал два заглавия: «Избушка на курьих ножках» и «Баба- Яга». Во время слушания музыки у каждого из вас возникает своя картина, поэтому вам предоставляется право озаглавить сочинение по-своему. 7. Слушаем творческие работы. 8. Этап оценивания. • Письменный ответ учащихся на вопросы таблицы: — Самое интересное было… — Я бы мог (могла), но не спросили… — Мне понравилось… — Если бы я был учителем… • Ученикам предлагается оценить по десятибалльной системе свою работу с позиций «Я», «Мы», «Дело». «Я»: как работал: допускал ли ошибки? «Мы»: насколько мне помогали одноклассники, учитель, а я – им? «Дело»: оправдались ли ожидания, довольны ли результатом?
Файлы: баба яга.ppt
Размер файла: 1726976 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология