Автор конспекта:
Автор(ы): — Амосова О.Б.

Место работы, должность: — МОУ «Якиманско — Слободская средняя общеобразовательная школа»

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Культурология
Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Познакомить учащихся с жизнеописанием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Познакомить с историей создания славянской азбуки.

Учащихся в классе (аудитории): — 25

Используемое оборудование: —

Видеоаппрратура

Краткое описание: — Урок интегрированный музыки и курса "Основы православной культуры". Знакомство с житием святых, славянской азбукой, слушание и исполнение гимна святым братьям. На уроке представлен фрагмент видеофильма "Крещение Руси".

Тема урока: «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий»

Задачи урока: Познакомить учащихся с жизнеописанием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Познакомить с ис­торией создания славянской азбуки.

К уроку:икона святых Кирилла и Мефодия;

- Библия или Еванге­лие на церковнославянском языке;

- видеофильм «Крещение Руси» из серии «Земное и небесное»;

- иллюстрация памятника Кириллу и Мефодию в Москве;

- Гимн святым братьям Кириллу и Мефодию.

Ход и содержание работы

Проверка домашнего задания.

Дать возможность детям рассказать о своих родственниках — участниках Великой Отечественной войны, обратив внимание на то, что все эти люди достойны почета и уважения как воины, которые, рискуя жизнью, защищали Родину, близких людей от врагов.

Вопросы для повторения:

Кого называют великомучеником ?

Кем был святой Георгий в юности ?

111

Почему император разгневался на Георгия и приказал его му­чить ?

Удалось ли императору с помощью пыток и казней избавить­ся от христиан ?

Почему великомученика часто на иконах изображают на бе­лом коне с копьем, пронзающим змея?

Откуда произошло слово «копейка» ?

Какие качества русских воинов помогли одержать победу в Великой Отечественной войне?(Прокомментировать каждое качество.)

Кто и как духовно помогал одержать победу?

Как мы должны относиться к ветеранам Великой Отечест­венной войны ? Почему ?

Учитель: Наши далекие предки, славянские народы, говорили на почти одинаковом для всех славян языке. А записывать свою речь они не могли, потому что не имели ни азбуки, ни грамматики. Свя­тые братья Мефодий и Кирилл решили сделать перевод на славян­ский язык Святого Евангелия. Для этого они составили азбуку и ус­тановили правила грамматики для славянского языка, то есть дали славянам письменность.

Показ иконы святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Святые братья были родом из греческого города Солуни. Об­ласть эта была населена греками и славянами. Братья с детства хоро­шо говорили и по-гречески, и по-славянски. Кирилл, которого до принятия монашества звали Константином, был младшим. Братья получили прекрасное образование, а Константин, будучи с детства чрезвычайно одаренным ребенком, был взят ко двору императора, где воспитывался вместе с его сыном. Константина ожидало блестя­щее будущее в столице, но он предпочел присоединиться к Мефодию и удалился в монастырь.

Через некоторое время император дал задание братьям научить христианской вере славян. Святой Кирилл составил славянскую азбу­ку по образцу греческой и вместе с братом перевел на славянский язык Священное Писание и богослужебные книги. Братья отправились в славянские земли, провели там четыре года и помогли славянам начать богослужение на родном для них языке. Как считают историки, святые братья посещали пределы Руси. Их проповедь имела громадный успех: за несколько лет христианство приняли целый ряд стран.

- Послушайте текст на церковнославянском языке, он очень бли­зок к тому языку, на который переводили книги святые Кирилл и Мефодий, и постарайтесь понять, что это за книга и о чем говорится в прочитанном отрывке?

Учитель читает Евангелие: о явлении Иисуса Христа ученикам в присутствии апостола Фомы (Ин. 20:26,28—29).

И по днех осмих паки бяху внутрь ученицы Его, и Фома с ними. Прииде Иисус дверем затворенным, и ста посреде их, и рече: мир вам. И от-веща Фома и рече Ему: Господь мой и Бог мой. Глагола ему Иисус: яко видев Мя, веровал еси: блаженни не видевший и веровавше.

Перевод:

После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус гово­рит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

Разобрать вместе с детьми текст по предложениям. Напомнить детям, что этот текст из Евангелия повествует о явлении Иисуса Христа Своим ученикам после Воскресения, а также о уверении апос­тола Фомы в истинности Воскресения.

Показ детям Библии или Евангелия на цер­ковнославянском языке.

Западные священники преследовали братьев за то, что они учили славян совершать богослужение на их родном языке. Они счи­тали, что службу можно совершать только на трех языках — гречес­ком, еврейском и латинском. Труды и лишения подорвали здоровье святого Кирилла. Он умер в 869 г. в городе Риме, куда первоучители славян приехали искать защиты своего дела. Перед смертью святой Кирилл напутствовал брата:

- Мы с тобою, как дружная пара волов, вели одну борозду. Я па­даю на своей меже: день мой кончился. А ты не вздумай оставлять труд учительства, чтобы удалиться в свою гору — монастырь. Нет! Здесь ты скорее можешь обрести спасение. (Прокомментировать текст.)

Святой Мефодий пережил брата на 16 лет. Он продолжил пере­вод на славянский язык Священных Книг и, став епископом, много потрудился, проповедуя православную веру.

Просмотр фрагмента видеофильма «Крещение Руси» из серии «Земное и небесное»

Язык, на котором святые братья впервые записали для нас Свя­тое Евангелие, стал общим для всех славян источником письменно­сти. Сейчас мы называем этот язык церковнославянским. Рус­ская Церковь молится на церковнославянском языке и совершает на нем богослужения. А азбука, составленная святым Кириллом, стала основой русской азбуки.

Домашнее задание. По названию букв догадайся, какие слова эти буквы обозначают. Запиши эти слова в рабочей тетради:

добро, он, мыслете;

буки, рцы, аз, твердо;

слово, есть, слово, твердо, рцы, аз.

Устный русский язык существовал, конечно, задолго до церков­нославянского языка, но именно язык церковнославянский поло­жил начало литературному русскому языку, явился источником его богатства и красоты.

Поэтому будем бережно хранить великие духовные сокровища: церковнославянский язык и его собрата — рус­ский язык и с благодарностью вспоминать наших славянских перво­учителей — святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла!

На фоне слайда «Памятник Кириллу и Мефодию» звучит Гимн святым равноапостльным братьям Кириллу и Мефодию.

Файлы: Кузнецова Марши.zip
Размер файла: 15958 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология