Автор конспекта:
Автор(ы): — Дружининская Ольга Михайловна
Место работы, должность: — МБОУ «Таицкая средняя общеобразовательная школа». Учитель начальных классов.
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Литературное чтение
Цель урока: —
ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детскими журналами, их структурой, развивать творческие способности, мышление, речь, воспитывать интерес к чтению периодической печати, умению работать в коллективе.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 18
Используемые учебники и учебные пособия: —
Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" 2 класс.
Используемое оборудование: —
компьютер, проектор, презентации детей
Краткое описание: — Урок литературного чтения проходит под девизом: «Сколько книг не прочитал, нет новее, чем журнал». Напутствие: «В библиотеку ходите. Журналы разные берите. Будете часто журналы читать, Обо всём на свете будете знать».
1.Организационный этап.
Учитель: Доброе утро, дети! Я очень рада видеть вас. Улыбнулись друг другу. Думаю, что день принесёт всем нам радость общения друг с другом. Каким бы вы хотите видеть наш урок?
Дети: Мы хотим, чтобы наш урок был интересным, познавательным, весёлым.
2. Рассматривание выставки журналов.
- Прочитайте названия книжек на выставке. («Мурзилка», «Юный натуралист», «Отчего и почему», «Весёлые картинки», «Миша» и т.д.)
- Почему названия некоторых книжек повторяются? Что это может значить? (Это названия журнала, а не название рассказа или сказки.)
- Что такое журнал? (Это книжка, которая выходит один раз в месяц или в неделю)
- Что печатают в них? Рассказы, сказки, игры, разные задания. Конкурсы, интересные сведения о животных, о растениях, важные факты…
- Давайте прочитаем в словаре С.И. Ожегова значение слова «журнал» (Журнал- это периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи и художественные произведения разных авторов)
- Что же мы будем читать сегодня на уроке? (Детские журналы.)
3.Изучение нового материала.
а) Рассказ учителя. Слово «журнал « пришло к нам из французского языка, в переводе означает «дневник»», «газета» Журналы выходят периодически через месяц, один раз в три месяца, один раз в полгода.
В журналах печатаются разные жанры сочинений:
§ художественные рассказы, повести, стихи, сказки;
§ информационные обзоры, очерки (например, обзор книг, которые издают в этом месяце);
§ публицистические статьи, заметки, интервью, репортажи с места событий.
В последнее время появилось много журналов развлекательно-познавательного характера: кроссворды, головоломки, конкурсы, журналы прикладного характера — шитьё, вязание, садоводство, рыбалка, цветы, пчеловодство …
Первый журнал вышел во Франции более 340 лет назад. А в России начал свою жизнь первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» в 1758 году. А вы об этом знаете? Его издавал Новиков Николай Иванович (1744-1818г). Это русский просветитель, писатель, журналист, учёный, издатель. Его название говорит за себя: здесь печатались стихи, басни, рассказы русских писателей для детей, которые учили быть вежливыми, добрыми, трудолюбивыми, а также знакомили маленьких читателей с окружающим миром. А Александра Осиповна Ишимова издаёт специальные журналы для девочек «Звёздочка» и «Лучи». А в 19 веке появляется журнал для детей «Задушевное слово». Как вы помните, когда мы знакомились с творчеством Л.Н.Толстого, в то время было очень мало учебных книг для детей. Поэтому журналы стали настоящей находкой для любознательных детей, их родителей и учителей.
Когда были маленькими ваши бабушки и дедушки, то они тоже читали журналы. Это и литературные журналы, и журналы о природе, о науке. Технике. Популярными были «Весёлые картинки», «Мурзилка» для самых маленьких читателей.
«Пионер», «Костёр», «Юный натуралист» и другие для школьников. (Показ журналов — опора на выставку)
Современные журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге. Много появилось журналов, в них можно узнать об удивительных событиях и явлениях, о новостях планеты, прочитать только что появившиеся стихи, сказки, рассказы. Через журналы можно найти друзей по переписке, задать интересующие вас вопросы, взять интервью у какого – нибудь интересного человека, рассказать о себе, о своей семье, друзьях, попробовать себя в роли журналиста и писателя, и многое – многое другое.
- Но как не потеряться в этом мире журналов и газет? Как найти то, что интересует именно тебя? Об этом мы с вами поговорим сейчас.
б) Рассматривание журналов детьми.
- Посмотрите на обложку журнала. Как он называется? Что можно узнать о содержании журнала по его обложке? Написан номер журнала и год издания. Для кого этот журнал, о
чём он?
- У кого лежат журналы о природе? Назовите их («Юный натуралист», «Тошка», «Свирелька», «Кот и пёс» (о домашних животных), «Геолёнок», «Синбад» (о путешествиях, странах)).
Есть журналы познавательные «Познай-ка», «Знайка», «А почему?»
- А ещё бывают журналы, в которых кроме познавательных статей, можно найти литературные странички- сказки, рассказы, стихи, отрывки из повестей, странички с играми и головоломками, комиксы, конкурсы. Какие вы знаете? Назовите, пожалуйста. («Клёпа», «Мурзилка», «Простоквашино», «Весёлые картинки», «Миша», «Колобок»…)
- Возьмите два номера любого журнала. (На парте у детей находятся различные журналы)
- Прочитайте содержание. Что заметили? (В журналах повторяются названия разделов) Как называются они? (Рубрики.)
- Давайте посмотрим, а можно ли по названию рубрики определить её содержание? (Да.)
Клёпа. Клёп-комикс (печатаются комиксы)
Клёп — спорт (Об истории спорта, спортивные достижения)
Клёп-справка (О чём-то узнать, спросить, задать вопрос)
в) Рассуждения детей о пользе журналов.
- Как нам помогают учиться журналы?
На уроках чтения новинки художественных произведений узнаём из журналов.
Окружающий мир — журналы о природе. «Юный натуралист».
О жизни животных рассказывает Даня Афанасьев из журнала «Геолёнок», рубрика «По планете». Хаски — ездовые собаки
Свой научно-познавательный журнал «Акулы» создал Толя Хаеров. (показ)
Рассказ о Красной книге нашёл в журнале» Аргументы и факты» — Лебедев Никита
Весёлый русский язык — стихотворение «Ударение» Э.Успенского зачитывают Никита Смирнов, Вика Какунина, Костя Полонский из журнала «Мурзилка».
Технология (Православный журнал-поделка фея Алены Емельяновой)
Внеклассная работа. Узнаём интересные факты, загадки, частушки из журнала «Мурзилка». В сборнике журнала «Клёпа» нашли коллекцию идей для проведения дня рождения Ильи Фокина и Дмитриевой Замиры.
4.Презентация журналов «Калейдоскоп». «Стрелка» Фокин Илья. Черновицкая Таня
Выставка созданных журналов. « Царство кошек» — Тишкевич Лина
«Зимний вестник» — Смирнов Никита
«История русских автомашин» — Лебедев Никита
«Улыбка» — Дмитриева Замира
«В гости к Деду Морозу» — Кирпач Дима
«Зимние забавы» — Филимонова Катя
Общие журналы всего класса — « Органы чувств». «Знаете ли вы?»
(Принимали участие все остальные ученики) Кому бы вы посоветовали прочитать ваши журналы?
- У каждого человека есть свой любимый журнал. Какие журналы читают ваши родители?
Мой настольный журнал — «Начальная школа». Показ его. Журнал помогает мне в работе. А ещё я люблю читать журналы «Сад», «Цветы» В них много интересного и полезного. С каждым годом журналов появляется всё больше и больше. А вот с этим журналом «Кукумбер» нас познакомит Фокин Рома. Краткий рассказ ученика. Кукумбер в переводе с испанского «огурец». Это журнал современных писателей. Яснов Михаил, Наталия Дубинина приезжали к нам на встречу и знакомили нас с художественными произведениями. Это было очень интересно и увлекательно.
5.Итог урока.
- С каким видом печатных изданий познакомились? С журналами. Они издаются периодически. Отличается периодическое издание тем, что оно выходит регулярно и освещает актуальные проблемы
- Где можно ознакомиться с таким видом печатной продукции? (В библиотеке, в читальном зале, купить в газетном киоске.) Хотелось бы вам иметь какие-нибудь журналы дома? (Дети высказывают своё мнение)
- Для того чтобы собрать у себя дома все журналы, которые были изданы за год, можно оформить подписку на почте. (Показ каталога)
- Человек, постоянно читающий периодику; становится более образованным, у него формируется общая система знаний об окружающем мире. Такой человек в курсе последних событий, даже его речь может измениться, стать более чёткой и информативной.
6.Домашнее задание стр158-159, Что интересное вы нашли на страницах учебника?
Спасибо всем за урок.
Файлы: презентация Ипполитова И.И..ppt
Размер файла: 2620416 байт.