Автор конспекта:
Автор(ы): — Савиткина Клавдия Ивановна

Место работы, должность: — г.Вяземский, МОУ СОШ №2, учитель

Регион: — Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — высшее профессиональное образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Музыка

Цель урока: — Привить интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.

Используемые учебники и учебные пособия: —

Учебник музыки Сергеева. Критская, Шмагина 5 класс.

Используемое оборудование: —

Интерактивная доска.

Краткое описание: — Проследить единство и связи литературы и музыки,на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Российские композиторы часто обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

На интерактивной доске портрет композитора А.К.Лядова (1855-1914), ученик Н.А.Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр(небольших пьес), на сюжеты русской фольклорной сказочной фантастики. Среди них картина к русской народной сказке "Баба-Яга", сказочная картина "Волшебное озеро", народное сказание "Кикимора".

Кикимора — злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего встречается Кикимора болотная — злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Литературной основой Лядовской "Кикиморы" стало одно из сказаний, записанных собирателем фольклоро И.Сахаровым. Именно его текст открывает партитуру.

На интерактивной доске слайд: изображение и описание Кикиморы. "Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора: тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова у неё малым-малёшенька, со напёрсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора со утра и до вечера, шипит с утра до полуночи, со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло держит Кикимора на весь люд чесной.

И в России и в Европе к началу ХХ века была масса музыкальных средств, чтобы создать нечто фантастическое, таинственное и страшноватое: Лядов мастерски пользуется ползучими и завывающими гаммами, стонущими колыбельными припевками, уколами и прыжками, шуршанием и присвистом, чтобы нарисовать свою кикимору – существо одновременно жалкое и пугающее. Его музыка – торжество музыкально-декоративной фантазии в духе стиля модерн, где многочисленные штрихи и детали, прорисованные внимательной и тонкой музыкальной «кистью», напоминают изразцы русских теремов, палехскую лаковую миниатюру или хохломские росписи.

Лядов пленяет пластикой и красотой музыкальных красок, завораживающим звучанием оркестра; после радетелей о счастье народном, после передвижников и «Могучей кучки», Лядов не утомляет философским подтекстом, ни к чему не призывает и не пытается достучаться до души или совести. Этой отстраненной прозрачностью он подобен искусству Виктора Васнецова, своего современника и собрата по художественным убеждениям. Как никто другой, Лядов знает и любит характер своего народа: музыка Лядова передает поэзию «Емели на печи», поэзию ленивого созерцания, воспетую Гончаровым в бессмертном Обломове. Его мысли изящны, но отрывочны, они нанизываются друг на друга, но не претендуют на развитие: этой музыке, как и русской истории, как будто не хватает совсем чуть-чуть, чтобы распрямиться в полный рост. Музыка Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось.

Вопрос к ребятам: Какую музыку вы бы сочинили о героях сказа, какие тембры оркестра использовали?

Слушание "Кикиморы А.К.Лядова, в сопровождении слайдов сказочных персонажей.

Вопросы: Какой из образов запомнися ярче, совпали ли ваши представления с музыкальным изображением композитора? Как завершает он свою миниатюру и что хочет сказать?

Вывод: Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку. Что вам наиболее понравилось? Кого хотели бы дома нарисовать: Кикимору, Кота-Баюна или сказочника?

Файлы: Lyadov_by_Repin.jpg
Размер файла: 23495 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология