Автор конспекта:
Автор(ы): — Резникова Татьяна Викторовна

Место работы, должность: —

МБОУ Гатчинская СОШ " 2, учитель музыки

Регион: — Ленинградская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: —

Заключительный урок-концерт в I четверти в 4 классе по теме Музыка моего народа

Гатчинская «МБОУ СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов»

Урок-концерт в 4 классе по теме

«Музыка моего народа».

Музыкальное путешествие в деревню Гармошка.

Учитель музыки Резникова Т.В.

Цель урока:

Изучение народного творчества и приобщение учащихся к музыкальному фольклору русского народа.

Задачи урока:

Образовательные

· Научить различать на слух музыку народную и композиторскую.

Развивающие

· Развивать творческие способности детей, умение распевать народные тексты.

· Развивать творческую инициативу и самостоятельность детей.

Воспитательные

· На основе эмоционального восприятия русского народного песенного творчества и музыки композиторов А.С. Даргомыжского и Р. Щедрина воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.

Оборудование урока:

· Муз. центр

· Русские народные музыкальные инструменты

· Портреты композиторов

· Фонохрестоматия к урокам 4 класса

Дополнительный материал:

· Русский народный костюм (женский)

· Вязаная скатерть

· Вышитые полотенца

· Пироги

· Муз. материал: фонограммы частушек, песни «Пироги».

· Творческие работы ребят (Д/З:рисунки, поделки, сочинения по теме четверти

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Построение перед классом

2. Вход под звучание русской народной музыки

3. Музыкальное приветствие

II. Развитие темы.

Ребята, под какую музыку вы вошли?(Звучание р.н.музыки).

Конечно, она прозвучала не зря, ведь вас ждет путешествие в деревню Гармошка со следующими остановочными пунктами:

1. Река

2. Колыбельная.

3. Деревня Веселушка.

4. Игровая.

5. Деревня Гармошка

Наше путешествие начинается!

Остановка 1. Река.

а) Песня о реке. Исполнение песни «Вниз по матушке, по Волге»

Характер исполнения Широко, с любовью и т.д.

Какой вид р.н.п.? Протяжная.

б) Муз. загадка: Даргомыжский «Вариации».

Послушать муз. и назвать

композитора.

Какую муз. использовал Использовал мелодию р.н.п. «Вниз по матушке, по

композитор в своем Волге».

произведении?

Портрет комп.

в) А солдатушкам бравым ре-

бятушкам никакая река не

страшна, потому что ими

руководит вот такой инструмент

(прослушать и назвать) Горн или труба.

А какую песню мы споем Исполнение п.«Солдатушки, бравы ребятушки»

сейчас? Кто запевает?

Определить вид Р.Н.П. Солдатская, маршевая.

Определить лад Мажор.

Какие старинные слова Держава.

Остановка 2. Колыбельная.

С какой песней человек встреча –

ется впервые в жизни? С колыбельной.

Как она звучала? Ласково, нежно, тихо.

Ребята, вы молодцы, принесли

замечательные рисунки к колы-

бельным песням. Пели свои

песни. А больше понравилась

Сашино исполнение. Давайте

послушаем ее еще раз. Будут ли

у Саши помощники? Исполнение колыбельной (желающие подпевают)

Остановка 3. Деревня Веселушка.

а) Какие самые весёлые

р.н.п. вы знаете? Частушки.

А какие частушки бывают? Плясовые, лирические, школьные и т.д.

Какие частушки мы споём

Для жителей деревни Весе-

лушка? ( по выбору)

Анализ исполнения(как исполняли,

у кого лучше)

б) Ребята, как вы понимаете слово Весёлый, шутливый, подвижный, смешной.

«озорной»?

А бывают ли озорные частушки? Наверное.

Можно ли их изобразить на

инструменте? Можно.

Если бы вы были композиторами, Значит будем выражать в музыке: как поют,

как бы вы это сделали, ведь час – смеются, передразниваются, характер озорного

тушки поют? человека.

В каком регистре будут звучать

ваши частушки? В каком темпе,

в каком ладу? и т. д. (Ответы ребят)

Кто попробует изобразить «озор –

ные частушки» на ф-но? Выход учеников к инструменту, сочинение муз.

Молодцы. Интересные частушки

у вас получились. Послушайте, ка-

кие частушки сочинил Р. Щедрин

и тоже назвал их «Озорные»

( Портрет комп.) Слушание.

Похожи ваши частушки на частушки

Р.Щедрина? Немножко.

Молодцы, ребята. Вот мы и дошли

до следующей станции.

Остановка 4. Игровая.

А сейчас пришло время поиграть.

Какие р.н. игры вы знаете? «Сиди, сиди Яша», и др.

В какую игру вы хотите (по выбору)

поиграть? А она обычная или

танцевальная? Хороводная.

Остановка 5. Деревня Гармошка.

Итак мы на конечной станции. А проход-

ным билетом в деревню будут ваши,

ребята,правильные ответы.

а)Музыкальная викторина «Узнай муз. Русские народные инструменты

инструмент».

б) Деревня Гармошка рада приветствовать

своих гостей.

Традиции Русского гостеприимства, Русский костюм, убранство избы,

кухни. самовар, пироги.

в)В заключении исполнение песни

«Пироги» в сопровождении шумового

оркестра.

Одинаковый размер или меняется? Меняется с двухдольного на трех

дольный.

Мы какую долю выделяем: слабую

Или сильную? Сильную

Исполнение.

III. Вывод.

Ребята, давайте перечислим с какой Путешествуя в деревню Гармошка, мы пели

музыкой мы сегодня встретились? р.н.песни, слушали композиторскую музыку

сами сочиняли музыку, играли в

игру-хоровод и т. д.

Что можно сказать об этой музыке? Это музыка моего народа.

Есть ли определение для всего перечис-

ленного?

Правильно.

Наше путешествие закончилось, со всеми заданиями вы справились на отлично, молодцы. А праздник с чаепитием, ребята, продолжите в своём кабинете. До свидания.

Выход под звучание р. н. музыки.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология