Автор конспекта:
Автор(ы): — Баина Ирина
Место работы, должность: — МОУ СОШ №14 им.В.Н.Лататуева г.Ярославля, учитель русского языка и литературы
Регион: — Ярославская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Литература
Цель урока: —
проанализировать идейные, композиционные и художественные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха».
Краткое описание: — Задачи уроков: 1 – формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся: сострадание, стремление помочь слабому, неприятие равнодушия, трусости, жестокости и цинизма. 2 – развитие умений: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать его, анализировать эпизод с целью объяснения проблематики произведения, соотносить содержание произведения с фактами общественной жизни, определять жанрово-родовую специфику художественного произведения, определять национальную специфику произведения, сопоставлять литературные произведения, выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя, выразительно читать фрагменты литературного произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге, создавать связный текст (устный и письменный). Формы работы на уроках: 1. Письменные ответы на вопросы. 2. Участие в диалоге. 3. Выразительное чтение текста (в том числе наизусть и по ролям). 4. Анализ текста. 5. Работа в группе. 6. Фиксирование выводов в тетради.
Ресурс для профильной школы: — Ресурс для профильной школы
Идейные, композиционные и художественные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха» (3 часа).
Цель уроков: проанализировать идейные, композиционные и художественные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха».
Задачи уроков: 1 – формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся: сострадание, стремление помочь слабому, неприятие равнодушия, трусости, жестокости и цинизма. 2 – развитие умений: воспроизводить содержание литературного произведения, анализировать и интерпретировать его, анализировать эпизод с целью объяснения проблематики произведения, соотносить содержание произведения с фактами общественной жизни, определять жанрово-родовую специфику художественного произведения, определять национальную специфику произведения, сопоставлять литературные произведения, выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя, выразительно читать фрагменты литературного произведения, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному, участвовать в диалоге, создавать связный текст (устный и письменный).
Формы работы на уроках:
Урок 1 (1 час): «Система образов и композиционные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха».
Цель урока: выявить композиционные особенности и систему образов в романе.
«Плаха» – второй роман Ч.Айтматова, изучаемый в 11 классе. О жизни и творчестве писателя было сказано перед чтением и анализом романа «Буранный полустанок».
Изучение романа «Плаха» начинается с проверочной работы, цель которой – проверить знание содержания романа и умения анализировать прочитанное.
Обучающимся предлагается выполнить на следующее задание:
Распределите перечисленных героев романа на две группы и мотивируйте свой выбор: Авдий, Гришак, Обер-Кандалов, Бостон, Базарбай, Эрназар.
Такая форма работы знакома обучающимся, так как сходный по формулировке вопрос предлагался им в ходе изучения пьесы М.Горького «на дне». Работа рассчитана на 10 минут.
Далее проводится беседа на выявление первичного знания текста. Можно предложить следующие вопросы:
- Понравился ли роман? Почему?
- Какие эпизоды и почему наиболее запомнились?
- В чем сходство романа «Плаха» с романом «Буранный полустанок» (несколько сюжетных линий, художественные особенности, честность и бескомпромиссность главного героя, проблемы, поднятые автором)?
Далее учителем формулируетсяцель урока: «Проанализировать систему образов романа и композиционные особенности». Тема записана на доске и в тетрадях.
Обучающимся предлагаются вопросы:
- Кто является главными героями романа? И какие в связи с этим сюжетные линии можно выделить?
- Благодаря каким персонажам связаны основные части произведения?
В результате обсуждения на доске и в тетрадях обучающихся появляются следующие записи:
Система образов и композиционные особенности романа.
- История жизни волков (сквозные персонажи).
- История жизни Авдия.
- История жизни чабанов.
- «Шестеро и седьмой».
- История Иисуса Христа.
Далее обучающимся предлагается вопрос: На какие еще композиционные особенности романа вы обратили внимание при чтении текста?
В ходе обсуждения делаются следующие выводы и записи:
- Авторская речь
- Несобственно-прямая речь.
- Внутренние монологи.
- Письма.
- Сны.
- Молитвы.
- Рассказ в рассказе.
Герой романа
Прошлое
Настоящее
Авдий
Детство, обучение в семинарии, поездка с наркоманами, переписка с Ингой, видения – попытка спасти Христа.
Встреча с «хунтой».
Волки
Степь, приалдашские камыши.
У озера Иссык-Куль.
Иисус
Катание в детстве на лодке.
Допрос.
Чабаны
Гибель Эрназара, смерть Арзыгуль.
Война с волками.
С целью сопоставить литературные произведения вспоминаем повести В.Быкова, в которых используется этот же прием.
Понтий Пилат – Гришан – Обер-Кандалов (убивают чужими руками).
Иисус – Авдий – Бостон – Эрназар (жить для людей, ради людей, даже ценой собственной жизни).
Толпа в Иерусалиме – наркоманы – «хунта» (жестокая, безумная сила).
Мария – Гулюмкан – Акбара (переживания матери).
Вспоминаем подобную «параллельность» у М.Булгакова в «Мастере и Маргарите».
В конце урока делается вывод мастерстве писателя, который сумел раскрыть характер своих героев с помощью различных композиционных приемов.
Домашнее задание: Привести пример использования в романе антитезы и очеловечивания (задание дается по вариантам: 1 – по 1 части, 2 – по 2 части, 3 – по 3 части).
Урок 2 (2часа): Проблематика и художественные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха».
Цель урока: выяснить, какие проблемы подняты в романе и какие изобразительно-выразительные средства использует автор.
Художественные средства в романе.
Проверка домашнего задания и записей в тетради.
Опираясь на определении понятия «метафора» и примеры из текста, обучающиеся приходят к выводу о справедливости мнения критиков о том, что «Плаха» – роман-метафора.
Проблематика романа.
В ходе обсуждения проблем по группам и работы с текстом делаются и записываются следующие выводы:
Проблематика, поднятая в романе Ч.Айтматова «Плаха»:
Баллада «Шестеро и седьмой» должна быть достаточно подробно проанализирована в классе. Необходимо сравнить отношение Айтматова и Шолохова («Донские рассказы) к гражданской войне и сделать вывод о том, что гражданская война – всенародное бедствие, так как полностью обесценивается человеческая жизнь и уничтожаются основные нравственные ценности: любовь к дому, семье, земле, дружба (по Шолохову) и искусство, рождающее духовную близость людей (по Айтматову).
Для работы с балладой можно использовать следующие вопросы и задания:
- В чем смысл названия баллады?
- Почему воюет Гурам Джахадзе?
- За что воюет Сандро?
- Коротко перескажите содержание баллады.
В ходе работы прослушивается фрагмент музыкальной записи «Грузинское многоголосье» и выразительно читается эпизод «Песня грузин». Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
- Как музыка повлияла на людей? Почему?
- Почему выполнив приказ, Сандро застрелился?
- Какова роль баллады в романе?
Делаются записи в тетради: «временные политические, хотя и кровавые распри ничто перед вечными духовными и культурными ценностями».
Далее, вспоминая истории жизни героев романа, проследим взаимосвязь поднятых проблем.
История жизни Авдия.
Для дальнейшей работы можно использовать следующие вопросы и задания:
- Почему учится в семинарии?
- Почему уходит из семинарии?
- Проанализируйте разговор Авдия и Координатора – ч.1, гл.5. Какова позиция каждого из героев? Кто из них, по-вашему, прав?
- Оказываются ли верными слова Координатора о том, что «в миру не терпят тех, кто подвергает сомнению основополагающие учения»? Когда Авдий понимает это?
- Почему Авдий оказывается среди наркоманов?
- Что можно сказать о каждом из них?
- Проанализируйте разговор Авдия и Гришана – ч.2, гл.1. (выразительное чтение по ролям). Какую цель преследует каждый?
- Чем страшен Гришан?
- Что общего у них с Координатором? («Отрекись!»).
- Проанализируйте поведение героев в сцене «Избиение Авдия» – ч.2, гл.1.
- В связи с чем у Авдия возникает видение о Христе? – ч.2. гл.2.
- Какую цель преследует Каллистратов? Как это его характеризует? – ч.2, гл.3. (хочет спасти Иисуса).
- Проанализируйте диалог Христа и Понтия Пилата (выборочное чтение). Что общего в этой сцене с разговорами между Авдием и Координатором, Авдием и Гришаном? («Покайся!», «Отрекись!»).
- Сравните сцену допроса с аналогичной в «Мастере и Маргарите» М.Булгакова. В чем разница?
- Какой из образов Христа ближе к библейскому варианту? Почему?
- Как складывается дальнейшая судьба Авдия после того, как его выбросили из поезда?
- Как характеризует главного героя его поведение в милиции во время встречи с арестованными наркоманами? – ч.2, гл.3.
- Благодаря этим печальным событиям, Авдий снова встречается с Ингой. Что нового о характере главного героя, его внутреннем мире мы узнаем из писем?
- Почему Авдий оказывается среди отстрельщиков сайгаков?
- Что мы знаем о каждом из них? – ч.1, гл.3; ч.2, гл.5.
- Как в вагоне, так и в степи Авдий сам вызывает агрессию по отношению к себе. Зачем он это делает?
- Сравните сцену «суда» над Авдием со сценой в вагоне. Что общего? («Покайся!», «Отрекись!»).
- В связи с чем в романе появляется молитва о затопленном корабле? В чем ее символический смысл?
- С кем еще перед смертью встречается Авдий? (волки). В чем смысл этой сцены?
- Сравните историю жизни Авдия судьбой героя стихотворения М.Джалиля «Волки». (выразительное чтение стихотворения наизусть). В чем сходство авторских позиций? (сострадание и человечность волков противопоставлены бездуховности и жестокости людей).
- Почему Авдий терпит поражение?
- Что объединяет его с Соней (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»), Юшкой (А.Платонов «Юшка»), и Матреной (А.Солженицын «Матренин двор»)?
- Нужны ли миру праведники?
- Какие нравственные поднимает автор, рассказывая историю жизни Авдия?
История жизни чабанов.
- Как и почему складывались отношения Бостона и Базарбая?
- Каковы главные черты характера Базарбая?
- Сравните его отношение к жене с отношением Степана к Аксинье из романа М.Шолохова «Тихий Дон». (Бессильная злоба вымещается на слабейшем).
- Как характеризует Бостона его отношение к Эрназару, Гулюмкан, Арзыгуль, Кенджешу, волкам?
- Чем заканчивается история Бостона? (Бостон оказывается в ситуации нравственного выбора, как и герои В.Быкова).
- В чем идейный смысл убийства сына и убийство Базарбая?
- Какие нравственные проблемы поднимает автор, рассказывая о жизни чабанов?
История жизни волков.
- Что известно о жизни волчьей пары?
- Почему у них есть имена?
- Как складываются отношения между волками? – ч.1, гл.1.
- Проанализируйте поведение волков после исчезновения волчат? – ч.3, гл. 2,3,4.
- Какой поступок волков говорит о том, что они начинают себя вести как люди? (Убийство ради убийства).
- С помощью каких еще художественных приемов автор очеловечивает Акбару? (Сон, молитва – внутренний монолог – ч.3, гл.5).
- Как человек ведет себя волчица и после смерти Ташчайнара. Докажите текстом – ч.3, гл.5.
- Проанализируйте поведение Акбары во время ее встречи с Кенджешем.
- С какой целью автор очеловечивает волков?
- Какие нравственные проблемы поднимает, рассказывая о жизни волков? (Человечность животных противопоставлена бесчеловечности людей. Нравственное единство тех, у кого есть душа. Сравните: И.С.Тургенев «Собака»: «мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек»).
- Объясните смысл названия романа. (Человек – орудие убийства живой природы, себе подобных, всего окружающего его мира и, в конечном счете, себя).
Проблема взаимоотношения человека и природы поднимается и в других произведениях художественной литературы. С одним из них мы познакомимся на следующем уроке.
Домашнее задание»: Прочитать рассказ В.Астафьева «Царь-рыба».
Подведение итогов урока и ответ на вопрос: Каковы основные композиционные и идейные особенности романа Ч.Айтматова «Плаха»?
Файлы: урок по Плахе Ч.Айтматова.doc
Размер файла: 76288 байт.