Автор конспекта:
Автор(ы): — Ханбиков Ильгиз Фаридович

Место работы, должность: — Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Буинска Республики Татарстан», учитель технологии и предпринимательства.

Регион: — Республика Татарстан

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование
Уровень образования: — школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Технология

Цель урока: — Ознакомить учащихся с электронной таблицей Microsoft Excel. Научить вести хозяйственную книгу при помощи компьютера.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 15

Используемые учебники и учебные пособия: — Технология: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений: Вариант для мальчиков/ А.Т. Тищенко, П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, Н.П. Шипицин; Под ред. В.Д. Симоненко- –М.: Просвещение, 2002 г.

Используемая методическая литература: — 1.Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.Метод. пособие /А.К. Бешенков и др.- М.: Дрофа,2003.-224 с.
2.Программно-методические материалы.Технология,5-11 кл./Сост. А.В. Марченко.-М.: Дрофа, 2000-192 с
3. Журнал «Школа и производство» – 2003 год - № 6.

Краткое описание: — На данном занятии учащиеся учатся вести даходную и расходную части домашнего хозяйства при помощи информационных технологий.

Методическое оснащение урока:

1. Материально-техническая база:

- кабинет информатики

- компьютер

2. Дидактическое обеспечение:

- рабочая тетрадь учащихся

- плакаты: «Лист экрана Microsoft Excel»,

«Пословица», «Пуск-Программы-Microsoft Excel», «Формулы», «Практическая работа».

- Таблица: «Поход в магазин».

- Карточки: «Поход в магазин».

- Материалы для контроля знаний учащихся:

+ Игра «Крестики и нолики».

Словарная работа: Microsoft Excel, ячейка таблицы, электронная таблица.

Тип урока: Урок приобретения новых знаний и умений и применения их на практике.

Методы: Словесный, наглядный, практический.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- приветствие

- проверка явки учащихся

- заполнение учителем классного журнала

- проверка готовности учащихся к уроку (тетради, ручки)

- настрой учащихся на работу.

+Учитель – Народная мудрость гласит «Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся». Хорошенько подумайте, о чём говорится в пословице, и в конце урока мы с вами побеседуем по этому поводу.

А тема нашего урока «Информационные технологии в домашней экономике».

2. Актуализация знаний учащихся:

Игра «Крестики – нолики».

Класс делится на 2 группы, – « Крестики» и «Нолики». От каждой группы к доске выходят по одному человеку с каждой группы. Учитель задаёт вопросы группам. Если ответ прозвучал верным, то тот ученик у доски, чья группа ответила правильно делает ход. Побеждает та группа, которая смогла перечеркнуть три значка («Х» или «О»)

3. Изложение учителем нового материала:

+ Учитель. Когда мы с вами изучали тему «Бюджет семьи. Доходная и расходная часть семейного бюджета», мы говорили, что каждая семья должна уметь правильно распределять свой бюджет. Кто скажет конкретнее, что значит правильно распределять бюджет?

- Ученик учитывать поступление средств (доходов) и учитывать расходы.

+ Учитель – правильно. А что нужно для этого делать?

- Ученик завести «Хозяйственную книгу».

+ Учитель – отлично. За окном уже давно 21 век, и в каждой семье начинают появляться компьютеры, а у некоторых из вас они уже есть? Скажите мне, пожалуйста, для чего вы используете компьютер дома?

- Ученик – играем, набираем текст для рефератов, рисуем и т. д.

+ Учитель – игры, рисование – это хорошо, но основная функция компьютера – проводить громоздкие вычисления, помогать человеку. А нельзя ли сделать так, чтобы компьютер помогал вам по хозяйству? Можно! Попробуем завести хозяйственную книгу в этих умных машинах, тем более есть такие программы, где вы можете составить бланк доходов и расходов.

Одна из таких программ – электронная таблица Microsoft Excel. Этой программой часто пользуются бухгалтера и экономисты при расчётах и оформлении смет. Чтобы я дальше мог рассказать об Excel мне нужно 2 помощника.

(2 помощника садятся за компьютер).

Откройте нам, пожалуйста:

Первый помощник – Microsoft Word – программу для создания документов.

Второй помощник – Microsoft Excel – электронную таблицу.

- Ученик – Пуск — Программы-…

+ Учитель – (Обращение к классу) Мы уже с вами знакомы с программой Microsoft Word. Посмотрите пожалуйста на экраны этих компьютеров и скажите, что в них общего вы видите.

- Ученик – 1) Одинаковая панель инструментов.

2) Одинаковое меню.

+ Учитель – хорошо. Т. е. Отличий практически никаких, что намного упрощает нам работу. Но несмотря на эти сходства, функции этих программ разные. Если в Word мы можем работать только с текстами, то в Excel у нас есть возможность работать с формулами.

И так как работать с Excel?

( Пока учитель объясняет классу новую тему, 2 помощника выполняют задание учителя за компьютером).

( На доске плакат «Электронная таблица Microsoft Excel»).

Microsoft Excel хранит информацию в рабочих книгах – это объединение одного или нескольких рабочих элементов.

Каждый рабочий лист представляет собой таблицу (Лист 1, Лист 2, Лист 3).

Рабочая область электронной таблицы состоит из строк и столбцов, имеющих свои имена.

Имена строк – это их номера (1, 2, 3…16 тыс.).

Имена столбцов – это буквы латинского алфавита (от А до Z, затем от АА до AZ, BABZ и т. д. – 256 столбцов).

Столбцы и строки можно увеличить и уменьшить. Ячейка – это пересечение строки и столбца. Каждая ячейка имеет свой уникальный адрес – А1, А2, т.е. имя строки и столбца. Выделенная ячейка называется текущей ячейкой. В ячейке могут находиться данные 3-х типов:

1) Числа

2) Текст

3) Формула

С числами и с текстом вы умеете работать по программе Microsoft Word. Нам известно, как работать с формулами. Для образца возьмём обыкновенную таблицу в программе Microsoft Word и электронную таблицу программе Microsoft Excel. (Помощники к этому времени выполнили задание). Мы видим, что и там и здесь можно ввести текст и числа. Но для подсчёта в программе Microsoft Word нужно иметь под рукой калькулятор, а в программе Microsoft Excel этого не нужно. Эта программа сама может вычислять, главное чтобы правильно были заданы данные.

= А1 + В1 – сложение (+),

= А1 * В1 – умножение (*),

= А1/В1 – деление (/).

Так же на панели инструментов имеется значок (автосуммирование), который нам упрощает работу. Необходимо выделить нужные ячейки и щёлкнуть левой кнопкой мыши на значок.

4. Практическая работа.

4.1. Вводный инструктаж.

- Учитель – Прежде чем сядем за компьютеры, нам наобходимо заполнить таблицу “Поход в магазин”. Я просил вас узнать стоимость этих продуктов:

Сметана – 1кг. = ?

Колбаса – 1кг. =?

Хлеб – 1шт. = ?

Сахар – 1 кг. = ?

Яйца – 1 шт. = ?

Макаронные изделия – 1кг. = ?

Масло сливочное – 1кг. = ?

(Учащиеся паралельно заполняют свои карточки состоящие из 3-х продуктов).

- Учитель – Ваша задача:

1) Запустить электронную таблицу Microsoft Excel.

2) Заполнить таблицу.

3) Провести подсчёт заданных продуктов.

4) Сохранить таблицу в “Моих документах”.

5) Закончить работу и выйти из Excel.

- Учитель – Инструктаж по технике безопаности:

1. Не работать с влажными руками.

2. Не дотрагиваться до электрифицированных проводов.

3. В случае если компьютер зависнет обращаться к учителю.

- Учитель – теперь мои помощники становятся вашими учителями, со всеми вопросами обращаться к ним. В конце урока они будут оценивать проделанную вами работу.

4.2. Самостоятельная работа учащихся.

4.3. Текущий инструктаж учителя (Возможно групповой , фронтальный, индивидуальный).

4.4. Заключительный инструктаж учителя:

- Анализ выполнения самостоятельной работы учащихся.

- Разбор типичных ошибок.

- Вскрытие причин допущенных ошибок.

5. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания.

- Учитель – составьте такую же таблицу, что и на уроке. Только вместо продуктов вам нужно будет включить товары, которые купили ваши родители к 1 сентября (всё что вспомните) и рассчитайте затраты. У кого дома есть компьютеры принести задание на дискете, а остальные в тетрадях.

6. Подведение итогов урока.

- Учитель – и так ребята в начале урока я проговорил одну пословицу: «Денежки что голуби: где обживутся там и поведутся». Как вы это понимаете?

- Ученик – разумно расходовать деньги:

+ Не покупать не нужных в хозяйстве вещей.

+ Не покупать лишних продуктов, чтобы потом их не выбрасывать.

+ Ценить трудовую копейку.

+ Уметь быть в меру щедрым и скупым.

- Учитель – Молодцы.

6.1. Сообщение учителем о достижении задачи урока.

6.2. Сообщение темы следующего урока «Коммуникации в домашней экономике».

Файлы: План-конспект открытого урока Информационные технологии.doc
Размер файла: 48128 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология