Автор конспекта:
Автор(ы): — Курегова Светлана Александровна
Место работы, должность: —
МОУ НОШ № 95, учитель начальных классов
Регион: — Челябинская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 1 класс
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: —
Способствовать усвоению таких понятий, как « речь», «речь письменная и устная»
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 27
Используемые учебники и учебные пособия: —
Агаркова Н.Г. Учебник по обучению грамоте и чтению:Азбука: 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. Под ред. М.Л. Каленчук.- М.:Академкнига/Учебник, 2010
Используемая методическая литература: —
Лаврова Н.М. Азбука. Обучение грамоте и письму. поурочно-тематические разработки:Методическое пособие/ Н.М. Лаврова- М.: Академкнига/Учебник, 2010
Используемое оборудование: —
АРМ (компьютер, проектор, экран)
1. Программа Microsoft Power Point.( 2003-2007)
2. Браузер (Internet Explorer, Firefox, Opera, Chrome)
3. Adobe Flash Player
Используемые ЦОР: —
презентация " Как хлеб на стол пришёл? Речь устная и письменная" в программе Microsoft Power Point
Краткое описание: —
В данном конспекте представлен материал по теме Как хлеб на стол пришел?, а также рассматриваются понятия устная речь и письменная речь, их отличительные особенности.
Тема: КАК ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ? РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ.
Цель урока: Способствовать усвоению таких понятий, как « речь», «речь письменная и устная»
Задачи:
- Познакомить с понятиями « речь», «речь письменная и устная».
- Показать этапы изготовления хлеба, его значимость.
- Оказать помощь для формирования навыков умения определять цели и тему урока.
- Содействовать развитию речевых навыков.
- Создать условия для формирования речемыслительных действий учащихся: сопоставление, нахождение общего, логические рассуждения, формирование определенных понятий.
- Способствовать обогащению лексики учащихся.
- Стимулировать развитие логического мышления.
Ожидаемые результаты урока:
- уметь давать характеристики устной и письменной речи, научиться на примерах распознавать виды речи;
- иметь представление о возникновении хлеба.
Формы организации работы учащихся: парная, групповая, индивидуальная.
Формы организации работы учителя: организаторская, обучающая, контролирующая
Методическая и\или педагогическая эффективность используемых технологий. Любой разговор о хлебе воспитывает в детях нравственные общечеловеческие качества. Периодически меняя направление разговора, избегая монотонности, мы делаем урок более эффективным и интересным. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия.
Любой разговор о хлебе воспитывает в детях нравственные общечеловеческие качества. Периодически меняя направление разговора, избегая монотонности, мы делаем урок более эффективным и интересным. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность. Преимущество компьютерной презентации состоит в облегчении труда преподавателя и в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия.
Оборудование: презентация, схемы-модели звуков, слов.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап.
– Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело, с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока.
II. Проверка домашнего задания ( в паре). Рассказать сказку своему соседу: первые четыре картинки, последние – второй.
III. Подготовка к работе на основном этапе.
Отгадайте загадки.
"Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый".
(Хлеб)
Ходит дом ходуном на столбе золотом. ( колос)
А вот еще одна загадка:
У лепешки, каравая, сушки, плюшки,
Пирожка
От рождения седая мать по имени… (мука)
IV. Открытие новых знаний.
СЛАЙД № 1
– Правильно, ребята. Сегодняшний урок мы с вами посвятим хлебу. Мы поговорим о том, как хлеб к нам на стол пришел, что он значит для каждого человека, и как нужно хлеб беречь.
– Хлеб всегда был важным продуктом. В старину говорили: “Есть хлеб – будет и песня”. Что обозначает эта пословица? И сегодня хлеб остается самым главным продуктом для каждого человека.
— Откройте стр. 7, посмотрите на иллюстрации.
– Люди, каких профессий должны потрудиться, чтобы каждый день мы с вами ели свежий, вкусный, ароматный хлеб?
– А вы знаете, как приходит хлеб в каждый дом, на каждый стол? (Рассказы детей о том, как хлеб пришел на стол)
Поле пашем, бороним.
Хлеб сеем, ухаживаем.
Хлеб убираем, сохраняя каждый колосок, каждое зернышко.
Где хранится урожай.
Из зерна хлеб получаем.
– Вот видите, какой длинный и долгий путь надо проделать, чтобы получить хлеб. Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду
людей 120 профессий.
– Из зерен каких растений пекут хлеб? (Работа с гербарием.)
СЛАЙД № 2
– А из какой муки пекут белые булки, батоны, пирожные, торты? (пшеничной.)
СЛАЙД № 3
– А самый вкусный и полезный хлеб пекут из ржаной муки. (рожь)
– И сегодня, и сто, и тысячу лет назад хлеб всегда был главным и в крестьянской избе, и в царских палатах.
– Прошло очень много лет, прежде чем хлеб стал похож на современный. Мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол.
СЛАЙД № 4
— Ещё древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.
– Сколько пословиц и поговорок сложено русским народом о хлебе.
СЛАЙД № 5
– Какие вы знаете?
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА.
ХУД ОБЕД, КОЛИ ХЛЕБА НЕТ.
КАРАВАЙ ХЛЕБА НЕ СВАЛИТСЯ С НЕБА.
СЛАЙД № 6
– Для России хлеб – главное достояние. Мы любим свою родную землю и не мыслим свою жизнь без душистого ломтика хлеба. Хлеб для нас – символ величия труда потому, что добывается в поте лица.
V. Знакомство с понятиями «Устная и письменная речь»
У. Молодцы! А теперь подумайте и скажите, что мы сейчас с вами делали?
Д. Мы говорили, отвечали на вопросы, составляли рассказ.
У. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.
В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?
Д. Тема сегодняшнего урока — «Речь».
Cформулировать ЦЕЛЬ.
Д. Цель нашего урока — узнать, что такое речь; познакомиться с видами речи; ответить на вопрос: для чего нужна речь?
У. Учитывая, что мы с вами сегодня уже пользовались речью, скажите, что это такое?
Д. Речь — это то, что мы говорим. (Выслушиваются мнения детей.)
У. Я уточню ваши высказывания. Речь — это способность говорить.
— Как вы думаете, когда же возникла речь? (мнения детей)
СЛАЙД № 7
-Первобытные люди и в самом деле совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе.
— Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тысяч лет назад. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь.
Д. Мы слушали и говорили.
У. Когда мы слушаем и говорим, то пользуемся устной речью. Слово устная происходит от слова уста. Так раньше называли рот, губы, которые принимают непосредственное участие в говорении. С каким видом речи мы познакомились?
СЛАЙД № 8
Д. Мы познакомились с устной речью.
— Вспомним 3 пословицы о хлебе. После каждого высказывания появляется модель (прямоугольник).
Высказывания мы слышим, пользуемся ими в устной речи, при разговоре. Каждая наша мысль- это высказывание. И её принято обозначать такой моделью: (прямоугольник)
Продолжим…
Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию.
— Как вы думаете, какой выход нашли наши предки?
СЛАЙД № 9
Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом.
— Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас.
У. То, что произносится устно, можно теперь записать в тетради, в журнале, на классной доске, напечатать в газете, книге и потом прочитать. Мысль, записанную буквами, называют предложением и также обозначают моделью. Вот такой моделью обозначают любое записанное предложение.
СЛАЙД № 10
Д. Это речь письменная.
У. Назовите признаки письменной речи.
Д. Письменная речь может быть написана и прочитана.
VII, Итог урока.
– Что повторили, уточнили?
— Скажите, что вы узнали сегодня на уроке? Назовите известные вам виды речи и их признаки.
Д. Мы узнали, что такое речь. Это способность говорить. Речь бывает устная и письменная. Устную речь мы говорим и слышим. Письменную — пишем и читаем. Речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает.
У. О какой речи напоминают эти загадки?
Поле белое, овцы черные.
Д. Бумага и буквы. Это письменная речь.
У. Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Д. Мел. Это письменная речь.
У. Без языка живет.
Не ест и не пьет,
А говорит и поет…
Д. Радио. Это устная речь.
У. Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
Д. Газета. Это письменная речь.
– Ребята, на нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. И мне очень бы хотелось, чтобы вы его использовали только для блага окружающих. Старайтесь быть интересными собеседниками, слушателями, активными читателями.
По желанию учащимся предлагается выполнить дома дополнительное задание "Шифровка".
ПРИЛОЖЕНИЕ("Шифровка")
Файлы: Фразеологизмы.ppt
Размер файла: 684544 байт.