Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Светлана Николаевна

Место работы, должность: —

МБОУ"СОШ №49"г. Чебоксары, учитель

Регион: — Республика Чувашия

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование

Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс

Предмет(ы): — Физика

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)

Тип ресурса: — дидактический материал

Краткое описание ресурса: —

План урока:

  • Повторение материала (5-7 мин.)
  • Вводный тест по проверке знаний о весе тела и умений находить вес тела при движении тела под действием нескольких сил при прямолинейном ускоренном движении опоры. Самопроверка. Самооценка (8-10 мин.)
  • Совершенствование знаний и умений.
  • Решение задачи на нахождение веса тела при криволинейном движении тела под действием нескольких сил (4-5 мин.)
  • Закрепление знаний. Самостоятельное решение задач (5-7 мин.)
  • Контроль умений решать задачи (10 мин.)
  • Подведение итогов урока.(2 мин.)
  • Домашнее задание.(1 мин.)
  • Урок по теме: "Вес тела. Решение задач"

    Цели:

    1. Закрепить знания учащихся о весе тела как силе, о весе в различных условиях, о явлениях невесомости и перегрузках. Продолжить формирование умений решать задачи на нахождение веса тела при движении тела под действием нескольких сил. Проверить знания и умения учащихся.

    2. Развивать словесно-логическое мышление на основе операций анализа, алгоритмизации, аналогии, систематизации, обобщения. Развивать память, речь.

    3. Развивать интерес к предмету, творческие способности путем применения различных форм деятельности учащихся (подготовка компьютерной презентации, самооценка своей деятельности, решение задач), умения работать в заданном темпе и оценивать свою деятельность. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

    Тип урока: комбинированный.

    Методы: частично-поисковый, контроль, самооценка.

    План урока:

  • Повторение материала (5-7 мин.)
  • Вводный тест по проверке знаний о весе тела и умений находить вес тела при движении тела под действием нескольких сил при прямолинейном ускоренном движении опоры. Самопроверка. Самооценка (8-10 мин.)
  • Совершенствование знаний и умений.
  • Решение задачи на нахождение веса тела при криволинейном движении тела под действием нескольких сил (4-5 мин.)
  • Закрепление знаний. Самостоятельное решение задач (5-7 мин.)
  • Контроль умений решать задачи (10 мин.)
  • Подведение итогов урока.(2 мин.)
  • Домашнее задание.(1 мин.)
  • Оборудование и материалы:

    • экран, компьютер, проектор, презентация.
    • Карточка с тестом, копировальная бумага, лист чистой бумаги (формат А4).
    • Карточка для контроля умений решать задачи и самооценки на уроке.
    • Дома в тетради учащиеся должны подготовить рисунки для движения тела по выпуклому мосту и тела на веревке в нижней точке.

    Ход урока:

  • Повторение материала.
  • "Как это удивительно – обнаружить, что все явления природы управляются небольшим числом сил!" (М.Фарадей).

    В механике выделяют силы тяготения, упругости, трения. А что такое вес тела?

    В обиходе часто вес путают с массой, силой тяжести: "Сколько весит ведро воды?" или "Взвесьте 0,5 кг конфет". Чтобы в дальнейшем избежать путаницы, рассмотрим вес тела как силу и как его определить в разных условиях.

    Учащиеся заранее разделены на три группы. Каждая группа к уроку готовит задание:

    1 группа:

  • Вопрос: Вес тела как сила. Нахождение веса тела при условии, что опора неподвижна или движется прямолинейно равномерно.
  • Компьютерная презентация вопроса (2 слайда).
  • 2 группа:

  • Вопрос: Вес тела при условии, что опора движется с ускорением, направленным вверх.
  • Компьютерная презентация вопроса (2 слайда).
  • 3 группа:

  • Вопрос: Вес тела при условии, что опора движется с ускорением, направленным вниз.
  • Компьютерная презентация вопроса (2 слайда).
  • Проводится отчет групп.

  • Вводный тест по проверке знаний и умений учащихся.
  • № задания

    1 вариант

    2 вариант

  • К какому виду сил относится вес тела?

  • Гравитационные
  • Электромагнитные
  • Сильные
  • Слабые
  • Весом тела называется…

  • Сила притяжения тела к Земле.
  • Сила, действующая на опору или подвес.
  • Сила, действующая вследствие притяжения к Земле на опору или подвес.
  • Изобразите вес тела на рисунке

    Изобразите вес тела на рисунке

  • Найдите вес человека в лифте, если лифт при движении вниз останавливается

    Найдите вес человека в лифте, если лифт начинает движение вниз

    Самопроверка:

  • ΣF = m · a (1 балл)

    P = – N по 3 закону Ньютона

    (1 балл)

    № задания

    1 вариант

    2 вариант

  • (1 балл)

    (1 балл)

  • Ускорение направлено вниз

    (1 балл)

    Ускорение направлено вверх

    (1 балл)

    ΣF = m · a (1 балл)

    mg – N = ma (1 балл)

    N – mg = ma (1 балл)

    N = mg – ma N = m(g – a) (1 балл)

    N = mg + ma N = m(g + a) (1 балл)

    P = – N по 3 закону Ньютона

    (1 балл)

    P = m(g – a) (1 балл)

    P = m(g + a) (1 балл)

    Самооценка:

    «3» — 5 баллов

    «4» — 6 баллов

    «5» — 7 баллов

  • Совершенствование знаний и умений
  • Решение задачи на нахождение веса тела при криволинейном движении тела под действием нескольких сил:
  • Определить вес автомобиля в середине выпуклого моста (рисунок на доске).

    Учитель вызывает учащихся к доске для поэтапного решения задачи.

    ΣF = m · a a = υ² /r

    mg – N = m υ² /r

    N = mg – m υ² /r

    N = m(g – υ² /r)

    P = – N по 3 закону Ньютона

    P = m(gυ² /r)

    Учитель совместно с учениками определяют особенности решения задач данного типа.

  • Закрепление знаний. Самостоятельное решение задач.
  • Определить вес тела, вращающегося на веревке в нижней точке.

    ΣF = m · a a = υ² /r

    Т – mg = m υ² /r

    Т = mg + m υ² /r

    N = m(g + υ² /r)

    P = – Т по 3 закону Ньютона

    P = m(g + υ² /r)

    Во время самостоятельного решения задачи учащимися в тетради один ученик решает ее на откидной части доски. Затем идет сверка решения и исправление ошибок. Определяются учащиеся, которые правильно решили задачу, и учащиеся, допустившие ошибки.

    Определяются сходства нахождения веса тела при прямолинейном (слайд) и криволинейном движении: ускорение направлено вниз – вес тела уменьшается, ускорение направлено вверх – вес тела увеличивается.

  • Контроль умений решать задачи.
  • 1 вариант:

    Определить автобуса, движущегося по вогнутому мосту, в нижней точке.

    2 вариант:

    Определить вес летчика, выполняющего «мертвую» петлю, в нижней точке.

    Работы сдаются на проверку учителю.

  • Подведение итогов урока.
  • 1.Что повторили?

  • Какого типа задачи решали на уроке.
  • Какие сходства нахождения веса тела при прямолинейном и криволинейном движении выявили?
  • Самооценка работы на уроке. Учащиеся оценивают себя по предложенным критериям.
  • Домашнее задание:
  • № 188, 298 (Рымкевич)

    Перегрузки

    Термин жэ используется в космонавтике и авиации для обозначения перегрузок — увеличения веса тела, вызванные его ускоренным движением. Допустимое значение перегрузок для гражданских самолетов составляет 4,33 жэ. Обычный человек может выдерживать перегрузки до 5 g. Тренированные пилоты в антиперегрузочных костюмах могут переносить перегрузки до 9 g. Сопротивляемость к отрицательным, направленным вверх перегрузкам, значительно ниже. Обычно при 2-3 g в глазах «краснеет» и человек теряет сознание из-за прилива крови к голове.

    Примерные значения перегрузок, встречающихся в жизни Человек, стоящий неподвижно 1 g

    Пассажир в самолете при взлете 1,5 g

    Парашютист при приземлении со скоростью 6 м/с 1,8 g

    Парашютист при раскрытии парашюта (при изменении скорости от 60 до 5 м/с) 5,0 g

    Космонавты при спуске в космическом корабле «Союз» до 3,0—4,0 g

    Летчик при выполнении фигур высшего пилотажа до 5 g

    Летчик при выведении самолета из пикирования 8,0—9 g

    Перегрузка (длительная), соответствующая пределу физиологических возможностей человека 8,0—10,0 g

    Файлы: Конспект урока по теме Вес тела. Решение задач.doc
    Размер файла: 47104 байт.

    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология