Автор конспекта:
Автор(ы): — Абдуллаева Р.К.

Место работы, должность: — МОУ «Начальная школа=детский сад» с. Килинчи, заместитель директора по УВР

Регион: — Астраханская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование

Класс(ы): — 4 класс

Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Экология

Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — конспект урока (занятия)

Краткое описание ресурса: — конспект урока на тему "Водоемы нашего края"

Тема «Водоёмы нашего края»
Цели:сформировать представления учащихся о водоемах нашего края; ознакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоемов иих охраной; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать; воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к родному краю.
Ход урока.
1. организационный момент, сообщение темы и целей.
- сегодня мы оправимся туда,
Где чистая плещется вода.
Чтоб тему урока нам узнать,
Кроссворд придется разгадать.
2. Проверка д/з.
1) Углубление с крутыми осыпающимися склонами. (овраг)
2) Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось одеть белую шапку. (гора)
3) Нижняя часть горы, холма. (подошва)
4) Гора в Астраханской области – Большое… (Богдо)
5) Горы, созданные руками человека из отходов, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых. (терриконы)
6) Форма поверхности высотой от 10 до 200 метров. (холм)
-Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о водоемах Астраханского края.
3. Работа над новой темой.
- Разгадайте, ребятки такую загадку:
Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу. И стеклянной быть могу.
(вода)
Правильно, ребята. Это вода. А каким цветом обозначена вода на глобусе и карте?
(синим, голубым)
- Верно. А как вы считаете, одинакова ли вода на вкус?
(нет, вода бывает пресная и соленая)
- Правильно, молодцы. А какая вода на вкус в нашей реке Болде?
(пресная)
-Скажите, пожалуйста, что такое водоем? (…)
-Ребята, скажите, какие водоемы вы знаете?
(…)
- Давайте разделим названные водоемы на две группы по их происхождению. Водоемы, созданные природой, называются естественные. К ним относятся : океан, море, озеро, река, ручей. Водоемы, созданные человеком, называются искусственные. Это канал, водохранилище, пруд.
- Ребята, скажите, какие естественные водоемы расположены на территории Астраханской области?
(Каспийское море, озеро Баскунчак, реки Волга и Болда)
- Верно. Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. На берегу какой реки расположен наш город?
(на берегу реки Волга)
- Правильно. Посмотрите, какая это красивая, величественная река. Перед вами план описания реки. В ваших учебниках дан такой же. Давайте вместе с вами попробуем описать реку Волгу. Читаем первый пункт плана. (пункты плана читают дети)
- Река называется Волга. (2-й пункт)
- На севере Калининской области, на Валдайской возвышенности, близ озера Селигер есть деревня Волгово-Верховье. Недалеко от деревни стоит расписной бревенчатый домик. В нем есть колодец. В глубине этого колодца видно тихое биение ключа. С него начинается могучая река Волга.
Место, где река берет свое начало, называется исток. Слабеньким ручейком выглядит Волга в своем истоке. Дальше, пройдя через несколько озер, сливаясь с другими ручейками и речушками, Волга разливается могучей рекой. (3-й пункт)
- Как вы считаете, какое течение у Волги, быстрое или медленное?
(быстрое)
- Верно. Волга — широкая, полноводная река с быстрым течением.(4-й пункт)
- Много более мелких рек несут в Волгу свои воды, они называются притоками. Самые крупные из них — это Ока и Кама. (5-й пункт)
- Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем. Кто знает, куда впадает Волга?
( в Каспийское море)
- Правильно. Кто не знает, запомните, Волга впадает в Каспийское море.(6-й пункт)
- Ребята, давайте вместе ответим на этот вопрос. Что происходит с рекой в зимнее время? (она замерзает). А что происходит весной в период половодья? (она широко разливается)
-Молодцы, ребята. А теперь давайте с вами обобщим все то, что мы сейчас сказали. Как называется место, где река берет свое начало? Как называется место, где река впадает в другую реку, озеро или море? Куда впадает река Волга?(…)
(7-й пункт)
- Вы все знаете, какие рыбы водятся в наших реках. Но кроме рыб на Волге живет множество водоплавающих птиц: цапли, лебеди, бакланы, пеликаны. Посмотрите, ребята, какие это красивые птицы. Но водоемы – это удивительный дом не только для животных, но и для растений. Это кувшинка, чилим, кубышка и конечно гордость астраханского края — лотос. (8-й и 9-й пункт)
- На эти вопросы давайте ответим, прочитав материал в ваших учебниках.(с.155 абз. 1-4)
- Итак, ребята, как же люди используют реку?(…) Но что, к сожалению часто происходит с рекой?(…)
Посмотрите, ребята, как выглядит чистый и ухоженный водоем. Это известная нам всем река Болда. Но не только удобрения и ядохимикаты сельского хозяйства виноваты в загрязнении воды. О том, что еще является причиной загрязнения, мы поговорим после того, как немного отдохнем.
4. Физкультминутка.
Мы немного отдохнем, встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Мы на пляже, солнце жжет.
Побежим скорее в реку,
Окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать,
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
5. Исследовательская лаборатория.
- Значение водоемов очень велико. Но всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?
Сейчас мы с вами перенесемся в лабораторию и увидим, как человек может загрязнить воду.
Лаборант: представьте себе такой случай. Водитель помыл свой автомобиль в реке. В воду попали бензин и смазочное масло.(показ ситуации)
- Приятно вам будет купаться в такой реке? А как себя будут чувствовать рыбы и другие живые существа? (…) Правильно, ребята.
Лаборант: кроме этого, многие люди часто бросают мусор в воду. (показ ситуации), оставляют мусор на берегу.
- Посмотрите, ребята, как выглядит берег нашей реки Болды. И у нас в селе живут люди, которые не понимают, что совершают большое зло. Поэтому давайте не будем уподобляться этим людям и не будем засорять нашу реку. И еще, ребята, никогда не купайтесь и не ныряйте в незнакомых местах. Ведь никогда неизвестно на какой мусор мы можем наткнуться. (10-й пункт)
- В настоящее время заводы и фабрики очищают использованную воду и вновь применяют ее в своей работе. И у нас в селе, и в других селах нашей области образуются зеленые патрули из таких же как вы школьников. Которые организуют субботники и выходят на расчистку берега реки. Но не только берег мы должны содержать в чистоте, но и всю территорию своего села. И мы с вами, как только растает снег, выходим на уборку территории школы – сада.
6. Закрепление .
- Давайте с вами составим памятку «Правила поведения у водоема». Что нельзя делать у водоемов?
(Нельзя мыть транспортные средства! Нельзя бросать мусор в воду! Нельзя оставлять мусор на берегу! Нельзя купаться в незнакомом месте! )
7. Сообщения учащихся.
- А сейчас, ребята, давайте с вами прослушаем сообщения ваших товарищей еще о двух великолепных водоемах нашего края: о Каспийском море и об озере Баскунчак. (…)
- Волга, Баскунчак, Каспийское море являются главными водоемами нашего края. Но кроме них есть еще много других рек и озер. Это и Ахтуба, и Бузан. И наша с вами Болда, а также интересное озеро Тинаки с ее лечебной грязью.
8. Итоги урока. Выставление оценок.
- Давайте, ребята, теперь подведем итоги нашего урока. Какое значение в природе имеют водоемы?
Как мы должны вести себя у водоемов?
С какими водоемами Астраханской области мы сегодня познакомились?
9. Д/З. с.154-156, работа в тетрадях.

Файлы: Части растений 1 класс.doc
Размер файла: 35840 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология