Автор конспекта:
Автор(ы): — Труфякова Ольга Александровна

Место работы, должность: — СОШ №11 г.Вольск, Саратовская область. Учитель начальных классов.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование

Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Тьютор
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 2 класс

Предмет(ы): — Литературное чтение

Цель урока: — * учить обрабатывать и систематизировать изученную информацию; * работать со справочной и художественной литературой; * создать опорную таблицу для сообщения о сказке как литературном жанре.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Учащихся в классе (аудитории): — 30

Используемые учебники и учебные пособия: — — литературное чтение (часть2); — учебная хрестоматия (части 1 и 2); — рабочие тетради №1,№2. Автор — составитель л.А. Ефросинина.

Используемая методическая литература: — -«Литературное чтение» методическое пособие,2 класс, Л.А. Ефросинина, М.Вента — Граф.2008 г — «Литературное чтение» поурочные планы по учебнику Л.А. Ефросининой, 2 класс,Волгоград. «Корифей».2009 г. — Проектная деятельность учащихся.Начальная школа. Авторы — составители М.К. Господникова, Н.Б. Полянина. Волгоград. «Учитель».2009 г.

Используемое оборудование: — Компьютер с интерактивной доской.

Используемые ЦОР: — презентация к уроку

Краткое описание: — На уроке учащиеся рассаживаются по группам: "Аналитики", "Экспериментаторы", "Иллюстраторы", "Исследователи".Создаётся проблемная ситуация по использованию накопленной информации по теме "Сказки" с тем, чтобы научиться её обрабатывать и систематизировать. Ставится задача: создать опорную таблицу для сообщения о сказке как литературном жанре.

2 класс. Урок. Литературное чтение. Учебники: литературное чтение ( часть 2), учебная хрестоматия (часть 1и 2), рабочие тетради №1, №2. Автор – составитель Л. А. Ефросинина. Дидактическая цель: Создать условия для обучающихся по выработке умения обрабатывать и систематизировать информацию по теме урока. Тип урока. Урок- систематизации и обобщения знаний учащихся. Тема урока: Сказка как литературный жанр. (Проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме). Задачи урока: • учить обрабатывать и систематизировать информацию; • работать со справочной и художественной литературой; • создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре. Методы обучения: словесный, практический, наглядный, деятельностный. Форма организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, коллективная, индивидуальная, групповая. Средства обучения для педагога: презентация. Ход урока. I. Организационный момент. ( Дети рассаживаются по группам: «Аналитики», «Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Исследователи»). — Прочитайте пословицу, объясните смысл: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!». (1- ый слайд) — Повторим правила работы в группах: ( 2- ой слайд). 1). Каждый член группы заслуживает, чтобы его выслушали, не перебивая! 2). Следует говорить так, чтобы тебя понимали. 3). Говорить нужно по твоему вопросу, избегая лишнего! 4). Если что-то не вполне ясно, то спроси еще раз! 5). Если не понравилось сказанное другим, то предложи что-то свое. II. Создание проблемной ситуации. Ребята, мы с вами уже завершили несколько разделов, связанных со сказками, накопили достаточно большой материал по данной теме. Для того, чтобы умело использовать информацию, нужно научиться её обрабатывать и систематизировать. — Какие формы систематизации вы можете предложить? (Альбом, опорная схема, памятка, игра). — На данном уроке составим опорную таблицу. III. Формирование целей проектной деятельности. Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию. Задача: создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре. IV. Подготовка к созданию проекта. — Предлагаю основные этапы создания проекта. ( 3 – ий слайд) V. Основной этап создания проекта. 1. Формирование определения сказки. «Аналитики» должны выбрать из предложенных им трёх формулировок единственно верную и обосновать свой выбор. Предлагаемые формулировки: 1) Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил. 2) Сказка – это научно – фантастическое произведение. 3) Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные. Прикрепить в первый раздел нужную формулировку. — Что такое сказка? Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием фантастических сил. 2. Создание классификаций сказок по различным признакам. На слайде появляются признаки классификации: ( 4 – ый слайд) — по авторству; — по видовым особенностям. «Экспериментаторы» работают с отрывками из сказок. Зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки по каждой из классификаций. «Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формулируют черты отличия. «Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов сказок нужные и распределяют их в правильной форме на заготовке для второго раздела проекта. Для развития способностей к дифференцированию данной группе предлагаются следующие формулировки видов: • богатырские; • волшебные; • поучительные; • о животных; • смешные; • бытовые; • былины. В результате на втором листе появляется схема: Физминутка. А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку. (Встают руки на пояс) Руки в стороны, согнули Вверх подняли и махнули. Спрятали за спину, Оглянулись! Через правое плечо, Через левое ещё. Дружно присели, Пяточки задели. На носочки поднялись, Руки вверх и руки вниз. 3.Определение особенностей волшебной сказки. — «Экспериментаторы» зачитывают из волшебной сказки отрывки и называют признаки волшебной сказки. — «Аналитики» повторяют» признаки волшебной сказки. — «Иллюстраторы» должны подобрать соответствующие условные обозначения : • испытание; • превращение; • сказочное существо; • сказочный предмет; • необычное место действия; • повтор. — В результате на заготовке для третьего раздела появляются условные обозначения признаков волшебной сказки. Признаки волшебной сказки. 4) Определение черт отличия сказки от других сходных жанров. — Следующий раздел проекта будем создавать с помощью обработки разных источников информации. Звучит отрывок из былины «Илья Муромец» — читает наизусть Леонов Дима. ( 4- ый слайд); из сказочной повести «Царевна – лягушка» — Константинова Мелиса; из легенды – Пашкин Кирилл. «Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров. «Иллюстраторы» показывают соответствующий условный знак и помещают его на заготовку для четвёртого раздела. Отличие сказки от других сходных жанров Сказочная повесть Былина Легенда Большой объём. Делится на главы. Много героев. Рассказано о многих событиях в жизни героев. События происходят в течение долгого времени. Стихотворная форма. Песенный характер. Объяснение происхождение или существования какого – нибудь предмета или явления. 5. Определение особенностей языка сказки. В качестве домашнего задания ребята подготовили инсценировку сказки «Журавль и Цапля». Задача «аналитиков» — найти особые сказочные слова и выражения. «Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки. Посмотрите на репродукцию картины В.М. Васнецова «Иван – царевич на Сером волке» «Испытатели» составьте мини – зарисовку по иллюстрации с использованием сказочных слов и выражений. 6. Определение особенностей использования цветов в сказке. — По иллюстрациям можно судить о преобладании определённых цветов в сказках. Издавна народ придавал большое значение цвету. Вспомните указания на различные цвета из знакомых сказок. (Приводят примеры дети из любой группы). — Сопоставьте ситуации, ситуации, когда упоминаются разные цвета, и определите приблизительное значение каждого цвета. Для самопроверки прикрепить в «Экспериментальную лабораторию» карточки разного цвета: жёлтого, красного, белого. С обратной стороны каждой карточки написать приблизительное значение этого цвета в сказке. После высказанных детьми предположений перевернуть карточку и появится соответствующее слово. Красный (девица, солнышко) – красивый. Жёлтый (яблоко, рыбка) – необычный, волшебный, чудесный. Белый ( снегурочка, Снежная королева) – холодный, прозрачный, хрупкий. VI. Этап испытания проекта. Ребята, в результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке как жанре. Испытание созданного проекта будут проводить ребята из «испытателей». «Испытатели» рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу. VII. Рефлексия. — Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока? (Учится использовать и обрабатывать полученную информацию; создавать в ходе разработки проекта опорную таблицу). — Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи? Какие трудности встречались? Что показалось наиболее интересным? — Как бы вы оценили свою работу? (Индивидуальные карточки)
Файлы: Урок литературного чтения.rar
Размер файла: 6770881 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология