Автор конспекта:
Автор(ы): — Дубатовский Сергей Иванович

Место работы, должность: —

г. Саратов ДМШ №12 Преподаватель

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Музыка
Предмет(ы): — Педагогика

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Этапы работы над хоровой партитурой

Этапы работы над хоровой партитурой.

Преподавателя МОУДОД ДМШ №12 Дубатовского С.И.

Партитура-с итальянского, означает разделение, распределение, нотная запись произведения хоровой, ансамблевой или оркестровой музыки, в которой соединены воедино все партии отдельных инструментов или голосов, в тоже время для каждой партии отведён отдельный нотоносец.

Партитура появилась примерно в 1500 г. Вертикальное расположение строк использовалось в органной табулатуре ( буквенной или цифровой системе записи) и в органной партитуре. Первая дошедшая до нас партитура –мотет Ф. Вердело, приведённая немецким теоретиком Лампадием в своей работе «Краткое руководство по музыке» в 1537г. Это 4х строчная партитура с тактовыми чертами, голоса располагаются в порядке их тесситуры. Появление в 16 в. партитурных записей связано с расцветом имитационной полифонии и развитием гармонии.

А теперь зададим вопрос: зачем детям в муз. школе петь по нотам, по партитуре? Отметим, что дети, поющие по партитуре, а не просто по выписанной своей партии, развиваются быстрее: в плане гармонического слуха, понимания произведения, возможности слежения за другими партиями, а значит анализа исполняемого и в целом, развивается мышление детей.

Пение по партитуре лучше начинать во 2м. классе. Кода дети уже знают нотную грамоту,у них более менее развит музыкальный слух на начальном этапе,есть дети совершенно чисто интонирующие, другая группа, когда интонирование не совсем точное, вот за 1й год обучения они добиваются чистоты звучания. Есть и 3я группа, самая малочисленная, неверно интонирующая, к ней нужен особый подход.

Преподаватель должен заранее напечатать партии в виде хоровых партитур, но без аккомпанемента, если он имеется в произведении, дабы не отвлекать внимание детей от хоровых партий. Желательно, чтобы у каждого учащегося была собственная партия в специальной папке. После распевания и перед тем, как выдать партии, необходимо прослушать всех учащихся в группе и разделить их на партии сопрано и альтов. Делается это на основе попевок, чтобы выявить диапозон и тембр учащихся.Желательно, чтобы количество детей в партии сопрано и альтов было приблизительно одинаковым.

Итак: дети 1 раз взяли в руки партитуру. Объявляется название произведения, его авторы, возможно исполнение этого произведения на инструменте, а затем детям объясняется, что хор будет петь на 2 голоса, соответственно две партии С и А.Сопрано более высокая при пении и находится выше партии альтов. Если обе партии выписаны на одной строчке,там где запись по две ноты вместе; верхняя принадлежит партии сопрано, нижняя- альтам. Если одна нотка, она общая. Также при записи обеих партий на одной строчке можно ориентироваться по штилям.

Если есть в записи репризы, вольты, лучше сразу объяснить их назначение. А так же рассмотреть размер и тональность произведения.

Проговариваются названия нот по партиям, пальцем указывая на нужную ноту, этим преподаватель заставляет всех без исключения детей выполнять задание. Проговаривание нот важно, т.к.дети часто путают названия нот.

Далее: проговаривание нот идёт в указанном в партии ритме, если есть трудности, то необходимо объяснить тот или иной ритмический эпизод.

В старший хор приходят дети 4 класса, (а по пятилетке и 3 го ). Хотя он является младшим классом, жизнь заставляет их подключать к старшему хору, иначе будет мало детей и даже невозможно исполнить 3-х голосие, не говоря уж о 4-х голосии.

На первом этапе им будет немного сложно, так как произведения в младшем и старшем хорах довольно разного уровня сложности, но через пол года, а то и раньше дети осваиваются.

Совет: не берите детей велико-возрастных (10-11 лет) сразу в старший хор после окончания ими 1 го класса ; хотя бы год они должны попеть по нотам в младшем хоре, тогда они будут востребованы, в противном случае они будут сидеть, не понимая ничего и не воспринимая.

В старшем хоре изучение партитуры происходит примерно также как и в младшем, но есть свои нюансы в работе, распевание (более длительное), распределение детей по голосам (С I, СII, А, если нужно А I, АII), знакомство детей с произведением, пропевание своих партий, задание на дом , все это остается, но: конечно можно пройти с детьми 1 способом с названием нот, если произведение очень сложное, но дальше 2 способ (a cappella) лучше пропустить и сразу перейти к 3 способу. Почему? Потому что произведения сложные и если в младшем хоре пение по партиям без сопровождения не представляло особой сложности, то в старшем- все иначе, есть еще одна причина, о ней- позже, а название способа лучше оставить, чтобы не было путаницы, ведь дети к этой нумерации привыкают годами.

Поработав над третьим способом (пение по партиям с названием нот с сопровождением партитуры ) в классе ; на дом задается 1 способ (хотя в классе его не стоит спрашивать индивидуально ; в этом возрасте очень легко спеть что угодно, если есть дублирование партии на инструменте) и задается 3 способ. Я бы не рекомендовал спрашивать и 3 способ сразу на втором уроке, пусть пару-тройку уроков усвоят, но на дом обязательно 1, 3 способы с названием нот. Также потом дети опрашиваются по 2 человека ( дети давно к этому привыкли и для них это становиться обычным делом) .

Можно и по одному иногда, если ребенок не боится петь один и неплохо поёт. Также, как и в младшем хоре работа идет ради того , чтобы дети усвоили партии до стадии их «удержания». (4 способ)

Строжайшее внимание на интонацию, ритм, при пении 2х голосия, 3х и 4х голосия — строй и звукоизвлечение. И только после пения многоголосия вместе ансамблями (дуэтами, трио, квартетами) с сопровождением можно переходить ко 2 способу(a cappella). По-скольку пение без сопровождения, хотя и отдельно по партиям представляет для детей определенную сложность, то можно отводить на эту работу чуть больше времени, также всегда оценивая как устно, так и оценкой в журнал и дневник. Двухголосие, трехголосие (a cappella) требует большей работы и изобретательности. Не спрашивайте двух слабых ребят, если это двухголосие или двух слабых ребят и одного сильного при трехголосие. Вы должны быть уверены когда спрашивайте, что там в партии или двух партиях вас не подведут(в крайнем случае концертмейстер эпизодически корректирует на инструменте исполнение партий), а вот другой вы уделяете пристальное внимание и при малейшей надобности помогаете учащемуся.

Вот каким образом дети с более слабыми природными данными овладевают навыками многоголосия.

Еще совет: если дети сдают многоголосие, разумнее спрашивать в таком порядке: С I-СII, СI-А. Пусть лучше кто- то из СI споет не один , а два раза, но более низким партиям (СII,А) индивидуально, да и вместе лучше петь с СI, а ребятам с хорошими данными все равно с кем петь, лишь бы не мешали.

Можно практиковать такой вид исполнения, как пение ансамблями: то есть при исполнение 3-х , 4-х голосия участвуют больше ребят. Допустим пять человек поют 3-х голосие, важно чтобы хотя бы один человек в каждой партии «держал» хорошо свою партию. Нужно поставить их в нужном порядке, то есть тех двух, которые не совсем хорошо «слышат», рядом с хорошо поющими, можно поставить их лицом друг к другу напротив ( лучше слышно). Это дает нужный эффект.

Кстати,при расстановке в хоре перед концертом этот факт нужно учитывать. Я всегда перед концертом поименно записываю ; кто, где и с кем стоит.

На уроке же можно исходя из количества человек, сделать несколько таких ансамблей, поработать с ними , а потом «свести» их, то есть спеть всем вместе. Во-первых ;это интересно детям, во- вторых,дает пользу (элементы соревнования, конкурс).

Если произведение с аккомпанементом, то можно пройти по партиям и вместе с аккомпанементом.

Планируйте свое рабочее время. Это не значит , что вы минута в минуту должны следовать по плану, но придерживаться плана желательно, иначе: допустим вы заработались над одним произведением, а другое у вас пострадает от недостатка времени.

И вообще, когда идет скрупулезная работа , скажем над пением a cappella или сложным текстом, лучше работать частями, так как и дети чаще вовлекаются в работу и могут отдохнуть периодически , и вам виден результат лучше на данном моменте того или иного эпизода.

Планирование работы со старшим хором имеет еще большее значение, чем с младшим, так как задач видимо- невидимо и нужно последовательно добиваться их решения, а для этого нужно четко знать, чего ты хочешь добиться на данном моменте и на данном уроке.

За долгие годы работы у меня уже выработалась система работы с хором на уроке. Я уже говорил, как лучше спрашивать при сдаче партий 2-х голосия: С I с СII, А с СI. Этого желательно придерживаться и при работе по партиям и их соединении . Если это 3-х голосное сочинение, то можно использовать такой порядок при работе CI, CII, CI-CII, A, CI-A, все. Почему? Детям,поющим среднюю и нижнюю партии,очень важно слышать CI и подстраивать свой голос именно под мелодию. Кстати , выстраивая свой хор на сцене не забывайте об этом- ставить так CI, чтобы его слышали остальные партии.

При изучении 4–х голосного произведения- гораздо больше вариантов и все желательно прорабатывать, можно таким образом.

CI,CII,CI-CII,AI,CI-AI,AII, CI-AII, CI-CII-AI,CI-CII-AII . Все.

Такого порядка можно придерживаться при работе с названием нот и со словами, с игрой на инструменте партитуры, пении a cappella, и даже с аккомпанементом. И еще : прежде чем петь на уроке произведение со словами, обязательно всегда надо проходить с названием нот, можно всем вместе, если сочинение уже выпущено с названием нот.

В работе над произведением со словами также прорабатываются способы(1-й не в счет), 3-й, 4-й, двухголосие, трехголосие, (реже квартеты) с сопровождением, и наконец 2 способ- a cappella.

Вот здесь есть различие с младшим хором. Одно вы уже знаете – 2 способ изучается позже, а второе вот в чем.

В младшем хоре работа над динамикой, штрихами, дыханием (в т.ч. цепным), темповыми изменениями, велась после изучения всего комплекса способов.

В старшем хоре – по-другому.

Не стоит проходить 2 способ a cappella, двухголосие, трехголосие, возможно четырехголосье a cappella, работая только над звуком, строем, ритмом со словами. Будет двойная работа. Лучше сразу добавить и другие задачи: динамика, дыхание (общее и цепное), штрихи, темповые изменения, произношение.

Так Вы выиграете во времени. Естественно, если произведение с сопровождением, то после а каппельной работы – заключительный этап – пение с аккомпанементом, со всеми перечисленными задачами.

Когда проведена вся эта гигантская работа, то можно сказать: проведена работа над изучением текста, всего лишь текста, записанного авторами сочинения.

Наконец, можно по-настоящему поработать над звуком в произведении, используя весь арсенал ваших знаний, каких-то упражнений, способствующих росту звука, улучшению качества (допустим вибрато). Это один момент -технологический.

А другой- непосредственно работа над музыкой, её постижение вами и детьми.

Конечно, Вы уже говорили с детьми, о чем вы поете, если произведение на иностранном языке, делайте и донесите до детей перевод.

Но это все всего лишь начало постижения.

Необходимо очень тщательно разобрать произведение по форме: тональный план, из каких частей состоит, фактуры, строение фраз, кульминаций, гармоническое изложение и подойти к главному – содержанию.

Необходимо найти(лучше с детьми, они с этим очень хорошо справляются), в сочинении, присущее ему состояния возвышенности, достоинства, мечтательности, взволнованности, одухотворенности, восхищенности и т.д. И если позволяет сочинение – конкретно состояние, или состояния, присущее каждой части, а может и фразе.

Дети карандашом выписывают эти состояния на полях партии, можно детям это предложить, как домашнее задание.

Вы знаете, парой удивляешься, какие дети чувствительные и находят удивительные краски в произведениях, так что не стесняйтесь в этом плане общаться с ними и доверяйте им. Раз мы заговорили о чувствах, состояниях произведений, то естественно,соприкоснулись со словом-интонация. Ведь именно через интонацию(не в плане чистоты звучания, хотя и это важно, а в плане смысловой значимости) можно передать то или иное состояние. Объясняйте, показывайте на собственном примере, как должна звучать та или иная фраза, где её кульминация или может несколько её кульминаций, ведение фразы, тембральное насыщение, какие-то смысловые точки, на которых строится фраза, как правильно произнести то или иное слово, фразу.

Вот здесь как раз хормейстер и выступает, как художник, используя свой интеллект, свою одаренность в плане восприятия, понимания музыки и умении принести все это детям.

Отдельно хочется рассказать о таком этапе изучения партитуры – как конкурс ансамблей.

Я уже говорил, что на уроке можно попробовать сформировать несколько ансамблей, добиться качества их и соединить, но это как элемент урока, не более.

А вот к настоящему конкурсу надо готовиться серьёзно.

Зачем он нужен? Во-первых: детям объясняется, что сам конкурс предполагается, как праздник музыки, в котором участвуют все кто поет в хоре, но с элементами игры, кто лучше споет, интереснее, качественнее.

Во-вторых: подготовка и его проведение способствуют заинтересованности детей к музыке, совершенствованию их навыка, сплоченности коллектива, и раскрытие детей в творческом плане.

Намечается месяц, день, час проведения конкурса, намечается состав жюри из числа преподавателей, награждение.

Формируются преподавателем ансамбли,в зависимости от количества человек в хоре, так, чтобы в ансамбле было не менее 8 – 10 человек, если в хоре до 50 человек, если же от 30 до 40 человек, тогда по 6-7 человек в ансамбле, словом, формируется 5-6 ансамблей с учетом темперамента детей, их совместимости характеров, способностей (не так, чтоб в одном ансамбле только сильные ученики, а в другом- только слабые), чтобы примерно ансамбли были равноценными по уровню исполнения на момент их формирования, но разные по выражению чувств, эмоциям, чтобы была интрига, шанс победить у любого ансамбля.

С учетом характеров участников ансамблей, придумываются вместе с детьми название ансамблей. Например: «Аллегро», «Виола», «Сонатина» и т.п.

Обговаривается круг произведений, которые будут исполняться на конкурсе.

Если хор держит в своем репертуаре много произведений, можно включить одно обязательное для всех, а другие разные. Если в программе хора всего лишь несколько сочинений (понятно почему, каждый год уходят по пол хора, заканчивая школу), тогда будут исполнятся одни и те же.

При подготовке даются всем ансамблям примерно одинаковые возможности во времени. Это можно делать и на уроки, и вне.

На праздник приглашаются родители, преподаватели, учащиеся младшего хора и начинается конкурс. Если хор – очень сильный, ансамбли могут петь и без дирижера.

( Это даже лучше, только нужно дать отмашку). Сравнивая исполнения 5-6 ансамблей (а может меньшего количества), жюри по бальной системе оценивает их. Потом, пока жюри будет совещаться, ансамбли могут соединиться в хор и спеть что-нибудь еще, (если есть что-нибудь в программе).

Жюри объявляет места и награждает, естественно все ансамбли (иначе нельзя). Призы могут быть любые, в том числе и сладкие, например, торты. Устраивается чаепитие, если ребята хотят дискотека, ее нужно сделать, продумать на счет аппаратуры и музыки (которую они любят, иначе танцевать никто не будет).

Подготовка и проведение такого конкурса способствует творческому росту коллектива. Главное – «заболеть» этим самому и «заразить» детей.

В заключение хочу сказать: эта система как любая другая – организует учебный процесс, делает его последовательным, понятным для детей и главное результативным.

Допустимы ли «забегания» вперед? Да, если, положим, надо узнать возможности хора на данный момент и своего рода сделать анализ предстоящего объема работы, или например, предстоящего в скором времени выступления.

Главное: подходить ко всему творчески (любая система обречена на поражение, если она осуществляется механически и бездумно), не боятся экспериментировать: например – с тональностями.

Вы знаете: парой бьешься, бьешься, добиваясь строя в одной тональности, а ничего не получается. Смело транспонируйте, пробуйте в других тональностях, ищите, самое главное – результат: чистое и красивое пение.

Или: бывает так (в моей практике так было несколько раз): учишь долго сложное а капельное произведение, но может времени не хватило, может возможностей, не поют чисто дети, а произведение очень интересное.

Выход: если допустимо, придумайте аккомпанемент к этому сочинению. Уверяю вас: Это не так сложно (главное — начать). Считаю – хормейстер должен быть немного и композитором, пусть не обязательно сочинять отдельные композиции (хотя попробовать и это можно), но аранжировать, перекладывать произведения хормейстер должен уметь и совершенствоваться в этом навыке!

Файлы: Методическая разработка проекта.doc
Размер файла: 34304 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология