Автор конспекта:
Автор(ы): — Смольянинова Светлана Геннадьевна

Место работы, должность: —

МБОУ ДОД Дом детского творчества Московского района г. Н. Новгорода, педагог д/о

Регион: — Нижегородская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — дополнительное образование детей

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Музыка

Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

В данной методической разработке освещены особенности работы с хором, раскрываются принципы постановки дыхания, звукообразования, дикции во время пения, а также уделено внимание раскрытию особенностей построения вокального ансамбля

Вокально – хоровая работа

Певческая установка

Поют ли учащиеся? стоя или сидя, положение корпуса и головы должно быть свободным, ненапряженным. При этом корпус и шея выпрямлены, плечи несколько опущены, голова держится "гордо", подбородок слегка приподнят. При пении сидя ноги всей ступней стоят на полу, руки лежат на коленях. При пении стоя руки спо­койно опущены. Необходимо сочетать пение сидя и стоя. В противном случае дети быстро устают и теряют правиль­ную певческую установку, при которой положение всего дыха­тельного и звукообразующего аппарата должно находиться как бы на прямой оси. Нарушение певческой установки приводит к вялому, инертному звуку и фальшивой интонации.

Певческое дыхание

Дыханию в пении принадлежит исключительная роль, так как это источник энергии для возникновения звука. Недаром во мно­гих европейских вокальных школах ему отводится главная роль. В практике существует несколько видов певческого дыхания: клю­чичное, грудное, нижнерёберное брюшное и чисто брюшное. При ключичном типе дыхания происходит расширение и подъем, главным образом, верхней части грудной клетки. При нижнем грудном дыхании в основном расширяется и поднимается нижняя часть грудной клетки. При нижнерёберном брюшном типе дыхания грудная клетка и брюшной пресс активнейшим образом участвуют в работе, живот при этом выдвигается несколько вперед. При брюшном дыхании грудная клетка принимает самое минимальное участие, а живот сильно выступает вперед. Однако последние на­учные исследования показали, что изолированных типов дыхания практически не существует. И взрослые, и дети пользуются так на­зываемым смешанным дыханием, иногда с преобладанием то грудного, то брюшного типа. При этом виде в той или иной мере участвуют различные отделы дыхательного аппарата, способст­вующие свободной и естественной координации всех систем голо­сообразования. В налаживании такой координации особая роль от­водится мышечным и слуховым ощущениям. Так, резкое поднятие плеч при вдохе, как правило, связано с включением в активную работу вспомогательных мышц, что ведет к крикливому напря­женному звучанию. А звук сильный, прерывистый, неровный свя­зан с неправильной, напряженной работой мышц шеи и лица. Все это должен хорошо понимать каждый певец хора.

В организации правильного певческого дыхания основополагающими моментами является вдох и выдох. Оба эти момента теснейшим образом связаны друг с другом. Вдох должен осуществляться активно, но не суетливо, через нос. В отдельных случаях, особенно при быстрых темпах исполняемых произведений, возможно дышать через рот и нос одновременно. После вдоха следует на мгновение задержать дыхание. Именно в этот момент произойдет смыкание голосовых складок, которые преградят путь выды­хаемому воздуху и создадут хорошие предпосылки для продолжительного и плавного выдоха. Спокойное, естественное ды­хание, связанное с певческим процессом, приводит к так называе­мому «опёртому» звуку («опёртый звук» — следствие акустическо­го сопротивления, возникающего от сужения входа в гортань при пении). Такой звук воспринимается на слух как красивый, полный и достаточно сильный. Именно он характеризуется наилучшей ко­ординацией всех систем голосообразования.

Расходование дыхания регулируется и работой голосовых скла­док, зависящих от атаки звука. Атака – это степень и характер включения в работу голосовых складок в начале пения. Существуют три её вида: твердая, мягкая и придыхательная. При твердой атаке голосовая щель плотно замыкается перед началом звука и затем с силой прорывается напором выдыхаемого воздуха. Звук образуется яркий, четкий. Мгновенность начала оказывает поло­жительное влияние на точность интонации. При мягкой атаке го­лосовые складки сближаясь, смыкаются плотно и в самый момент начала звука, а не перед ним. Эта атака обеспечивает плавный, спокойный звук, интонационную точность и наилучший тембр. Придыхательная атака образуется при неполном смыкании голосо­вых связок, когда происходит значительная утечка воздуха, что приводит к нефиксированным переходам со звука на другой звук, к так называемым "подъездам". Этот вид атаки может использоваться лишь эпизодически, например, как методический прием для ослабления чрезмерного смыкания голосовых складок, приводя­щего к «зажатому пению», либо для создания определенной окра­ски тона, соответствующего характеру данного произведения или отдельной его части.

Учитывая, что у детей мышцы голосовой щели работают вяло, вызывая значительную утечку воздуха, твердая атака может оказаться самой полезной. Однако злоупотреблять ею весьма опасно, так как она часто ведет к крикливому звуку и негативно сказывается на формировании тембра. Только разумное использование твердой и мягкой атак с учетом индивидуальных особенностей голоса приносит положительный результат.

Вместе с индивидуальными вопросами воспитания правильного певческого дыхания каждый участник хора должен овладеть и правилами коллективного исполнения, связанными с этим навы­ком: брать дыхание следует до того момента, как исчерпан запас воздуха, и обязательно, если того требует музыкальная фраза, не вместе с рядом поющим коллегой. Следование последнему прави­лу даст возможность приобрести хору навык «цепного» дыхания.

Этот вид коллективного дыхания позволит успешно исполнять произведения протяжного, раздольного характера, а также петь как бы на одном дыхании не только отдельные части, но и произведе­ние целиком, если того требуют художественные задачи.

Певческое звукообразование, дикция и звуковедение.

Как известно, звук рождается в гортани благодаря взаимодейст­вию голосовых складок и дыхания. Это касается разговорной речи и пения. Далее звук, попадая в резонаторные полости, получает определенную окраску в зависимости от ротоглоточного канала. Именно в этот момент певческий звук получает свое отличие от речевого, благодаря разной работе резонаторных полостей. Вот по­ чему обучение пению связано с перестройкой работы голосового аппарата с речевой функции на певческую. И если образование со­гласных в пении не отличается от разговорных, то при пении глас­ных необходима опора на певческие форманты. Это означает, что певческий гласный звук, помимо речевых формант, содержит еще певческие форманты, придающие ему звонкость и полетность. А так как пение осуществляется исключительно на гласных звуках, именно на них и вырабатываются все вокальные качества голоса: тембр, сила, точность интонации, регистровая ровность, а также техника. Каждый певец хора должен учиться понимать это и по­стоянно стремиться к одинаково красивому звучанию всех гласных при их ясности.

Гласный звук, зарождаясь в гортани, имеет одинаковый, харак­тер и обладает основными качествами: силой, определенной высо­той и первоначальным тембром. Вот почему важно при пении со­хранять устойчивое положение гортани, которое достигается не фиксацией внимания хористов на ее движениях, а постоянной целенаправленной работой в коллективе над единообразной манерой формирования гласных. Ясность же каждый гласный звук получает в полости глотки и рта, которые, обладая подвижными стенками, могут изменять свою форму и объем. Например, на звуке "и" ротовая полость становится самой маленькой, а на "у" – самой большой. При переходе от "и" к "е" и "а" глотка уменьшается, а на "о" и "у" снова увеличивается. Кроме того, в ротоглоточном канале имеется мягкое нёбо с маленьким язычком, которые, благодаря своей эластичности и способности сильно сокращаться, значительно улучшают резонирование гласных звуков.

Большое влияние на формирование гласных оказывают язык и губы. Язык при пении должен двигаться весьма свободно с тем, чтобы помогать устойчивому положению гортани. Губы же только в момент зарождения звука принимают характерные положения, а затем стабилизируются – у высоких голосов как бы расплываются в улыбку, у низких – немного вытягиваются вперед. Для достиже­ния ровного звучания всех гласных необходимо прибегать к так называемому округлению некоторых из них, чтобы не изменять положения гортани. Например, приближать звучание "а" к "о", "е" к "э", "и" к "ы" ("ю").

В то же время необходимо знать, что, например, при пе­нии гласных "и" и "у" сами собой создаются условия для активиза­ции работы голосовых складок и дыхания, так как при своем обра­зовании они не требуют широкого открытия рта. Кроме того, глас­ный "и" помогает найти ощущение близкого звучания и для других гласных, так как одна из собственных его формант совпадает с вы­сокой певческой формантой. Гласный "у" способствует пра­вильному положению мягкого нёба и маленького язычка, так как при его формировании поднимается «нёбная занавеска», что и соз­дает так называемое пение «на зевке». Хорошо поднятое мягкое нёбо перекрывает вход в носовую полость и освобождает голос от неприятного носового призвука. В связи с этим необходимо умело и осторожно использовать в хоре пение с закрытым ртом, при котором «нёбная занавеска» сильно опускается, что может привести к нежелательным носовым призвукам. В то же время ограниченное пение с закрытым ртом дает хорошие результаты в выработке высокого звучания (высокая позиция) и регистровой ровности.

Итак, гласные звуки – основа пения, но в ясности произношения слов имеют второстепенное значение. Разборчивость слов прежде всего зависит от четкости и интенсивности согласных. Однако их произношение должно быть предельно кратким, так как многие из них требует для своего образования весьма активного выдоха или значительных движений языка, что может привести к неспокойному положению гортани. Так, например, согласные "к" и "р", "т" и "д" при своем образовании вызывают слишком активное движение языка, а согласные "ж" и "ш", "г" и "м" требуют значительного выдоха. Чтобы избежать негативных явлений для пения и в то же время обеспечить ясность дикции, необходимо четко и даже утрированно произносить согласные при самом кратком их временном звучании. Особенно утрированного произношения требуют согласные "р", "л", "н", "б". Основное правило в пении, касающееся дикции и артикуляции, должен знать каждый певец: «в пении гласные — река, а согласные — берега». Гласные звучат полно, широко, а согласные — четко, энергично, коротко.

Только постоянная работа над правильным формированием гласных и согласных поможет добиться в хоре подлинной канти­лены, широкой, раздольной напевности, которая должна быть свойственна всем видам звуковедения – от легато до стаккато. Характер же звуковедения целиком зависит от художественного содержания исполняемого произведения. В одних сочинениях может требоваться только один его вид, в других — го­лосоведение может несколько раз меняться. Но при любом виде звуковедения дикция должна оставаться ясной и разборчивой. Особенно трудно добиться хорошей дикции в произведениях с очень медленным или очень быстрым темпом. Но именно такие произведения в значительной степени способствуют улучшению работы артикуляционного аппарата. У многих детей он крайне малоподвижен: челюсть, язык, губы вялы и пассивны, плохо открывается рот, лицевые мускулы напряжены и скованы. Сознательная работа в этом направлении принесет положительные ре­зультаты в вокально–хоровом воспитании коллектива.

Все певцы хора должны помнить и на практике усвоить и другие важные правила: согласные, которыми заканчивается слог или слово, должны переноситься к следующему слогу или слову, по­зволяя тем самым больше распевать гласные; одинаковые гласные, встречающиеся в конце одного и в начале другого слова, поются раздельно; согласные звуки в конце слова произносятся ясно и чётко; ударные слова во фразах и ударные слоги в словах поются несколько громче, чем безударные; особенно мягко должны звучать безударные окончания слов.

Ансамбль и строй

Крепкие навыки дыхания, звукообразования и дикции, воспитанные в хоре, дадут возможность полноценно работать и над уравновешенным ансамблем и строем. Подлинный ансамбль в хоре достигается благодаря полной согласованности в исполнении всех певцов на основе понимания идейно–художественного содержания произведений. В то же время единый, гармоничный ан­самбль всех сторон хоровой звучности создается в коллективе бла­годаря постоянной и кропотливой работе над умением всех учащихся петь с одинаковой силой, дикционной четкостью, ритмической точностью, интонационной чис­тотой в каждой партии (частный ансамбль) и в хоре в целом (общий ансамбль). Именно в ансамбле наиболее полно проявляется одно из основных правил хорового пения – умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива. Это требование должно соблюдаться в работе над всеми видами ансамбля: ритмическим, динамическим, тембровым и интонационным.

Под ритмическим ансамблем подразумевается умение певцов одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части (мотив, фраза, предложение, период и т. д.), одновремен­но и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить к изменениям в темпе, одинаково точно передавать ритмический рисунок в партии и в хоре в целом.

Динамический же ансамбль связан с умением исполнителей на основе сознательного владения навыками дыхания, звукообразова­ния, дикции петь одинаково громко или тихо, вместе усиливать или ослаблять звучность в соответствии с художественным содержанием данного произведения.

Что же касается тембрового ансамбля, то его достижение цели­ком опирается на чуткость певцов к окраске звука, единообразной манере звукоизвлечения и понимания художественно­–исполнительских задач. В то же время достижение тембрового ан­самбля ни в какой мере не связывается с нивелировкой индивидуальной окраски каждого отдельного голоса, а опирается на умение певцов слышать и оценивать качество звука в соответствии с ху­дожественными требованиями исполняемого произведения. Этот навык целиком опирается на вокальный слух, развитие которого является важной проблемой хоровых занятий. Хороший вокальный слух характеризуется особой чуткостью к звучанию голоса и пред­ставляет собой сложное явление, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, вибрационных и других видах чувствитель­ности. Наиболее верным направлением в совершенствовании во­кального слуха является воспитание у певцов критического отно­шения к своему пению и к пению коллег. При этом важно, чтобы эта оценка связывалась со слухом (определение качества звука), зрением (напряжение мышц лица, шеи), мышечными ощущениями (контроль за дыханием), вибрационным чувством (резонирование в груди) и т. д.

Непосредственное влияние на ансамбль оказывает звуковысот­ная линия каждой партии (скачки, плавные движения), метроритм, ладогармонические связи, склад изложения, тесситура и, в определенной степени, динамика и темп. Например, добиться хорошего ансамбля при нюансе пиано (piano) в высокой тесситуре несомненно труднее, чем при том же нюансе, но в удобных тесситурных условиях. Или достичь полноценного ансамбля в произведениях со сложным ладогармониче­ским планом несравненно труднее, чем в сочинениях, использую­щих простейшие средства музыкального языка.

Специальной работы со стороны ансамбля требуют произведе­ния для хора с солистом и инструментальным сопровождением. В этих случаях каждый певец должен точно понимать свою художе­ственно–исполнительскую задачу, создавая полное единство в звучании.

Отличительной чертой полноценного ансамбля является инто­национная слаженность, связанная с умением певцов петь стройно. Такое стройное пение опирается на осознанную интонацию, кото­рая возникает благодаря точному воспроизведению высоты данно­го звука. Вот почему строй определяется как степень выравненно­сти звучания хора по отношению к интонации. Строй хора имеет два вида: мелодический и гармонический. Мелодический строй (горизонтальный) связан с умением хористов чисто интонировать ступени лада, отдельные интервалы и аккорды, взятые в мелодиче­ском изложении. Гармонический строй (вертикальный) опирается на навык певцов выстраивать интервалы и аккорды в одновремен­ном звучании.

Именно в вопросах строя наиболее ярко проявляется взаимо­связь многих предметов, таких, как сольфеджио, теория музыки. Музыкальные знания и развитый слух во многом обеспечивают полноценный ансамбль. Строй, в котором поет хор без инструментального сопровождения, называется зон­ным. Это означает, что и зависимости от условий применения того или иного звука каждый тон может несколько менять свою высоту (в пределах определенной зоны) в сторону понижения или повышения. Именно это качество зонного строя делает хоровое исполнение (как и исполнение на любом инструменте, не имеющем фик­сированной высоты звука) необычайно выразительным и многообразным в интонационном отношении. Понятно, что зонное интонирование может осуществляться только на основе определенной му­зыкальной системы, что и делает первоочередной задачей осозна­ние всеми певцами хора лада во всех его проявлениях (мелодическом, интервальном, аккордовом). В то же время необ­ходимо воспитывать у певцов и точное интонирование интервалов вне зависимости от лада, так как многие произведения современ­ной музыки используют атональные системы. Чистое и уверенное интонирование интервалов без опо­ры на лад дает возможность певцам осваивать и такую музыку, достигая при этом подлинно художественного ансамбля.

Что касается произведений с сопровождением фортепиано, то на строй хора в этих случаях оказывает большое влияние темпера­ция. Для многих певцов с хорошей музыкальной памятью темпе­рированный строй нередко становится ориентиром в чистоте инто­нирования.

Необходимо знать и другие причины, оказывающие влияние на ансамбль и строй хора. Это, прежде всего, творческая заинтересованность исполнителей, их настроение, чистота воздуха в репетиционных помещениях и акустика.

Файлы: Вокально-хоровая работа.doc
Размер файла: 60416 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология