Автор конспекта:
Автор(ы): — Уланова Людмила Викторовна
Место работы, должность: —
учитель музыки МБОУ «Горельская СОШ»
Регион: — Тамбовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — начальное общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 4 класс
Предмет(ы): — Музыка
Цель урока: —
- Знакомство с произведениями разных жанров искусства, посвященных Италии и Венеции.
Тип урока: — Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): — 18
Используемые учебники и учебные пособия: —
- учебник «Музыка» 4 класс, авторы В.В.Алеев, Т.Н.Кичак
5-е издание. — М.: Просвещение, 2010;
- карточки с кроссвордами;
- альбомный лист;
- картонный шаблон венецианской гондолы;
- акварельные краски;
- кисточки;
- баночка с водой;
- карточки рефлексивной оценки деятельности;
- карточки индивидуальной домашней работы.
Используемая методическая литература: —
- Учебно-методический комплект: учебник «Музыка», автор Алеев В.В., Кичак Т.Н. » 4 класс – 5-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2010, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия.
Используемое оборудование: —
- компьютер;
- колонки;
- фортепиано;
- карточки с названиями профессий.
Краткое описание: —
- Расширение знаний учащихся о Венеции.
- Ознакомление с произведениями Н.Паганини и М.Глинки.
- Воспитание чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства.
Интегрированный урок 4 класс
Предметы
Музыка, литературное чтение, изобразительное искусство, ознакомление с окружающим миром.
Тема: Музыкальное путешествие в Италию.
«Прекрасная Италия».
Подготовила учитель музыки
МБОУ «Горельская СОШ»
Уланова Людмила Викторовна
с. Горелое Тамбовского р-на Тамбовской обл.
2014г.
Цели урока:
- Знакомство с произведениями разных жанров искусства, посвященных Италии и Венеции.
Личностные УУД.
- Формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, к изучению предметов эстетического цикла;
- Формирование представления о значении разных видов искусства в жизни человека;
- Формирование способности к самооценке личностного отношения к произведениям искусства.
Регулятивные УУД.
- Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве;
- Высказывание своих предположений;
- Формирование умения оценивать совместно с учителем и одноклассниками результаты своих выводов.
Познавательные УУД.
- Формировать готовность к логическим действиям: анализу, сравнению, обобщению;
- Добывать новые знания, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД.
- Отстаивать собственное мнение и выводы;
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Формы обучения: коллективная, парная и самостоятельная работа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, наглядный, практический.
Оборудование для учителя:
- компьютер;
- колонки;
- фортепиано;
- карточки с названиями профессий.
для учащихся:
- учебник «Музыка» 4 класс, авторы В.В.Алеев, Т.Н.Кичак
5-е издание. — М.: Просвещение, 2010;
- карточки с кроссвордами;
- альбомный лист;
- картонный шаблон венецианской гондолы;
- акварельные краски;
- кисточки;
- баночка с водой;
- карточки рефлексивной оценки деятельности;
- карточки индивидуальной домашней работы.
Ход урока
Этапы урока
Ход урока и деятельность учителя
онный
момент. Психологи-
ческий
Звучит «Неаполитанская песенка» из Детского альбома П.И.Чайковского.
Здравствуйте, ребята! Наш сегодняшний урок необычный, мы с вами отправимся путешествовать. А вот куда мы держим путь, вам придется узнать самим. У нас есть несколько подсказок. Одну нам даст наш верный друг — музыка. Ответ в названии звучащей пьесы. Вторая подсказка в стихотворении-загадке:
В море тёплом – Средиземном -
Полуостров, как сапог!
И на нём живут, наверно,
Лишь сапожники, дружок?
- Почему в загадке упоминается сапог и сапожник, мы поймем, когда увидим карту одной европейской страны. Очень похожа на сапог, правда?
- Какой ответ у этой загадки?
– Какую мелодию вы услышали при входе в класс?
«Неаполитанская песенка» на музыку из Детского альбома П.И.Чайковского, которую мы изучали на прошлых уроках, сегодня прозвучала непривычно и празднично.
- Что нового вы услышали в звучании этой пьесы?
Она прозвучала в современной инструментальной аранжировке.
- Так в какой стране мы сегодня путешествуем?
Правильно, это прекрасная Италия.
На сегодняшнем уроке мы с вами будем путешествовать по этой солнечной стране южных морей и гор. Наша задача очень внимательно смотреть, слушать, удивляться и восторгаться богатству её исторических и художественных ценностей, с которыми нас познакомят величайшие композиторы, художники, архитекторы. С историей Италии связаны имена величайших гениев мировой художественной культуры. Имена этих знаменитых итальянцев и те виды искусства которые они представляли вы сможете узнать, отгадав кроссворды-загадки, лежащие на ваших партах. Используйте знания, которые вы получили на уроках музыки.
В выделенном столбике необходимо прочитать зашифрованное слово.
(Приложение №1).
Вы работаете под музыку «Кампанеллы» знаменитого итальянского скрипача Николо Паганини.
Проверим, какие у вас получились ответы. Внимание на экран. Посмотрите на портреты итальянских гениев и запомните их имена и лица.
Мы отправляемся в путешествие на землю, которая взрастила этих великих людей, куда стремились попасть многие творческие люди из разных стран. Композиторов она привлекала как родина оперы и прекрасного пения – бельканто. Художников и поэтов пленяла своими чудо-городами, с одним из которых мы сегодня познакомимся.
- Какой город в Италии вам кажется самым необычным?
- Что вы о нем слышали?
Вы совершенно правы – этот чудо-город называется Венеция.
Работа в парах
Обучающиеся сверяют свои ответы с
ответами на
Высказыва-ния предположе-ний, актуализация опыта.
Осмысление собственного опыта.
На нашем сегодняшнем уроке мы узнаем, как видели, слышали и чувствовали его композиторы, поэты и художники. Попробуем понять его необычную красоту, отраженную в огромном количестве произведений разных видов искусства в разные времена и эпохи.
Для начала послушаем, как описывает Италию наш современник – поэт Карен Маркарян в своем стихотворении « Италия», начало которого вы уже услышали в виде загадки.
В море тёплом – Средиземном -
Полуостров, как сапог!
И на нём живут, наверно,
Лишь сапожники, дружок?
- Есть сапожники, конечно,
Есть другие мастера,
Но Италия известна,
Как великая страна!
Древний Рим полмиром правил,
Строил храмы и дворцы,
Свод законов – римских правил -
Сочинили мудрецы.
Их творенья изучают
И экзамены сдают…
Не напрасно вспоминают:
Все дороги в Рим ведут!
И художников искусных
Тоже помнят, тоже чтут…
А ещё есть много вкусных
Итальянских разных блюд!
Город есть один старинный,
Что Венецией зовут,
По каналам в лодках длинных,
Здесь по улицам… плывут.
А другой, который Пиза,
Своей башней знаменит,
Наклонилась башня к низу,
Но не падает, стоит..
Горы снежные, равнины,
Виноградники, поля,
Здесь растут инжир, маслины,
Кипарисы, тополя…
И живут певцы, актёры,
Их ты знаешь, знаю я,
Синьориты и синьоры –
Это всё — И-ТА-ЛИ-Я!
- О чем рассказывает это стихотворение?
- Что нового вы узнали из него об Италии?
- О каких городах в нем идет речь?
- Что вы о них уже знаете?
- Хотелось бы вам побывать в этой стране и увидеть всё своими глазами?
Стихи в исполнении нескольких
учащихся
Ответы на поставленные вопросы.
Высказыва-ние личного
аргументов
для оценки впечатлений.
1.Эвристическая беседа
2. Физкульт-минутка
3.Вокальная работа
А теперь мы возвращаемся к цели нашей экскурсии, городу на воде — Венеции. Её знаменитые улочки-каналы производили незабываемое впечатление на любого путешественника. Как же она возникла? Кто построил этот удивительный город? История Венеции началась в давние времена. Тысячелетия назад в северо-западной части Адриатического моря, куда стекающие с Альп реки сносят ил, образовалась обширная лагуна, воды которой ежедневно очищаются при приливах и отливах. С востока она отгорожена от моря узкой полосой земной тверди. В этой лагуне, на 118 песчаных островах, жили рыбаки, добытчики соли и охотники на водоплавающих птиц, позже островитяне освоили также скотоводство и земледелие. Обитатели лагуны добывали себе пропитание тяжелым трудом. Зато здесь было безопасно — песчаный заслон Лидо сдерживал пиратов, которыми кишело Адриатическое море, а добраться до островов с побережья, не зная здешних топей, было не так-то просто.
В 451 году дряхлеющую Западную Римскую империю потрясло вторжение гуннов под предводительством Аттилы. Спасаясь от нашествия, в лагуну хлынули тысячи беженцев с материка — потомки древнего племени венетов — да так здесь и остались. К этому времени обыкновенно и относят начало истории Венеции. Старинное венецианское предание называет даже точную дату рождения города — 25 марта 451 года ровно в полдень отлив будто бы обнажил обширную отмель, чтобы дать место самому удивительному городу на земле. Через 80 лет историк Флавий Магнус Аврелий составил самое раннее описание лагуны и ее жителей. По его словам, первые венецианцы прилагали огромные усилия, чтобы обеспечить себя твердой землей. Они терпеливо отвоевывали у моря участки суши, осушали озера, гатили болота, возводили насыпи и прокладывали каналы. Ранняя Венеция походила на деревянный корабль. Ее дворцы, дома, церкви и мосты были построены из дерева и покоились на сваях, вбитых в зыбкую почву. На каждом острове стояла церковь, за которой расстилалось «кампо» — поросшее травой поле. Вокруг церкви располагались дома тех, кто давал деньги на ее строительство; чуть поодаль стояли дома победнее. Да, выжить там было сложно, но венецианцы не только выжили, но и построили один из красивейших городов мира.
Мыслители и купцы оставили после себя мир художественной реальности, наполненный красочным многообразием форм – элегантные дворцы вдоль Большого канала, дома, теснящиеся друг к другу вдоль городских улиц и аллей, многочисленные картины, хранящиеся в музеях. Венецию называют гостиной Европы. В давних пор любители искусства посещают музеи, восхищаются шедеврами эпохи Возрождения: картинами великих художников Леонардо да Винчи, Тициана, Джорджоне.
В Венеции игра зелено-голубой воды, отсветы на здании, пурпур, золото, лазурь украшений создают идеальные условия для радостной, безоблачной живописи. Поэтому огромное количество художников знаменитых и начинающих пытаются передать на своих картинах облик этого необыкновенного города.
На нашем экране целый ряд картин, написанных разными художниками в разное время, но все их можно объединить в одно целое.
- Что изображено на картинах?
- В чем же единство этих картин?
- Какое настроение у этих картин?
- Какими словами можно охарактеризовать его?
Вы правы, это – преклонение и восхищение перед чудо-городом.
На небольшом пространстве Венеции сосредоточено колоссальное количество произведений искусства: живописи, архитектуры, скульптуры. Это единственный сохранившийся «заповедник» венецианской культуры. Здесь очень чутко воспринимается история прошлых столетий, время как будто остановилось. На каждом шагу встречаются каменные свидетели XII–XIV веков: Дворец дожей, дворец Ка Оро Вендрамин, Калерджи, Пезаро; церкви – Санта-Мария Глориза деи Фрари, Санта-Мария деи Мираколи, Санта-Джованни, Старые и Новые прокурации, мост Вздохов.
Там множество музеев, где воображение поражают собранные картины: Музей-галерея академии, Галерея Дж. Франкетти, Археологический музей, Музей стекла. Многовековая культура Венеции, ее жизнерадостные красочные искусства, романтические страницы истории, богатства, великолепная и разнообразная архитектура – все это делало Венецию надежным убежищем для мечтателей и поэтов. Здесь бывали многие великие писатели, поэты. Этому сказочному городу посвятили восторженные строки И.Гёте, Жорж Санд и многие русские поэты, побывавшие в нем. Петр Вяземский и Анна Ахматова – знаменитые русские поэты, их творчество вы будете ещё изучать в школе, написали стихи, которые нам прочитают ваши одноклассники.
Петр Вяземский " Венеция"
Город чудный, чресполосный -
Суша, море по клочкам, -
Безлошадный, бесколесный,
Город — рознь всем городам!
Пешеходу для прогулки
Сотни мостиков сочтешь;
Переулки, закоулки, -
В их мытарствах пропадешь.
Вместо улиц — коридоры,
Где народ валит гуськом,
Зданья — мраморные горы,
Изваянные резцом.
Здесь — прозрачные дороги,
И в их почве голубой
Отражаются чертоги,
Строя город под водой.
Анна Ахматова " Венеция"
Золотая голубятня у воды,
Ласковой и млеюще-зеленой;
Заметает ветерок соленый
Черных лодок узкие следы.
Сколько нежных, странных лиц в толпе.
В каждой лавке яркие игрушки:
С книгой лев на вышитой подушке,
С книгой лев на мраморном столбе.
Как на древнем, выцветшем холсте,
Стынет небо тускло-голубое…
Но не тесно в этой тесноте
И не душно в сырости и зное.
Молодцы, ребята! Ваше исполнение стихов помогло нам ближе узнать этот чудо-город.
А сейчас пора размять наши уставшие мышцы.
Представьте себе, что мы стоим на берегу венецианской лагуны и смотрим в её чистые воды.
(Приложение №3)
Молодцы! Зарядка нам помогла отдохнуть и набраться сил. А теперь продолжим нашу работу.
На прошлых уроках мы с вами выучили песню, которая ярко проиллюстрирует картинку из жизни города, тесно связанного с морем, несмотря на то, что она была написана в другом итальянском городе – Неаполе. Называется она «Неаполитанская песенка».
- Кто автор этой песенки?
Вы правы, её написал русский композитор П.И.Чайковский. Давайте её вспомним.
Сначала нам необходимо правильно сесть, выпрямить спинки, положить руки и коленочки и пропеть наши распевки, чтобы настроиться на пение.
Звучит песня.
- О чем говориться в этой песне?
- Какая мелодия песни по характеру?
- Какую картину рисует музыка?
- Что бы вы нарисовали в иллюстрации к этой песне?
Обмен эстетическими впечатлениями. Защита собственного мнения.
Стихи в исполнении нескольких
учащихся
Учащиеся выполняют комплексупражнений.
Хоровое исполнение
песни
Ответы на поставленные вопросы.
Высказыва-ния предполо-жений, актуализация опыта.
.
4. Слушание музыки
5. Творческая работа
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание
При знакомстве с картинами мы с вами обратили внимание, что на улицах-каналах только одно средство передвижения.
- Как оно называется?
Да, это лодка, а по-итальянски «барка». Но у неё есть и особенное название, которое используют только в Венеции – гондола. Гребцов такой лодки называют гондольеры. Они плавно, неспешно скользят по длинным водным каналам и часто поют песни для привлечения внимания пассажиров. Пассажирами чаще всего бывают гости Венеции, которые с удовольствием слушают эти песни, получившие название баркарола (песнь лодочника). Эти песни плавны и певучи, характеризуются умеренным темпом и метром 6/8, в аккомпанементе — мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Чайковского в сборнике "Времена года" есть пьеса "Баркарола. Июнь". Она написана не случайно. Русский город Санкт-Петербург с давних пор называли Северной Венецией. За красоту зданий и широкие каналы между островами, на которых построена наша северная столица.Баркаролы писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов. А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это "Песнь Веденецкого гостя" в опере "Садко". В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца — веденецкого гостя – композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.
А теперь обратимся к содружеству музыки и живописи. Давайте попробуем соединить музыку и творческую работу. Сначала мы послушаем пьесу П.Чайковского из цикла «Времена года» "Баркарола. Июнь", а затем — "Песнь Веденецкого гостя" из оперы "Садко" Н.А.Римского-Корсакова. За время звучания музыки вы должны не только рисовать, но и внимательно слушать музыку для того, чтобы ответить на мои вопросы.
На ваших партах лежит приготовленный к сегодняшнему уроку набор из альбомного листа, картонного шаблона гондолы, акварельных красок, кисточки и баночки с водой. Под звучание музыки вы нарисуете, используя шаблон, свою картину под названием «Венеция».
Звучит пьеса П.Чайковского из цикла «Времена года» "Баркарола».
- На что вы обратили внимание, слушая «Баркаролу» П.И.Чайковского?
Звучит «Песня Веденецкого гостя» из оперы «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.
Покажите, пожалуйста, ваши картины. Расскажите, что изображено в ваших работах.
Молодцы! У всех вас получился замечательный венецианский пейзаж. А теперь проверим, как внимательно вы слушали наши музыкальные картины.
- Какая из пьес вам понравилась больше?
- Обе эти пьесы – баркаролы, но можно ли сказать, что они одинаковы?
- Что можно сказать о характере музыки каждой их баркарол?
- В каком темпе они написаны?
- Перечислите то, что вы считаете похожим в них?
- А что делает их совершенно не похожими одна на другую?
- Помогло ли вам звучание музыки при работе над вашей картиной?
Ребята! Вот и закончилось наше путешествие по прекрасной Италии.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Перечислите виды искусства, о которые шла речь на уроке.
- Какие музыкальные произведения помогли вам познакомиться с Италией и ближе узнать чудо-город Венецию?
- Кто их авторы?
- Вспомните картины, которые запечатлели Венецию в разные эпохи. Помогли они вам в сегодняшней творческой работе?
- Назовите поэтов — авторов стихов, прозвучавших в исполнении ваших одноклассников?
Молодцы! Вы работали очень активно. С большим удовольствием ставлю сегодняшние оценки следующим ученикам ___________________ .
- Что вам запомнилось больше всего сегодня?
- Было ли интересно путешествовать по прекрасной Италии и чудесному городу Венеции?
Давайте узнаем, как вам понравился наш урок.
У вас на столах лежат три рисунка. На первом -большой парусный корабль, на втором — лодка под парусом, а на третьем — маленькая лодочка с веслами. Картинку с большим кораблем поднимет тот, кому урок понравился и он получил так много знаний, что понадобилось целое судно. Рисунок с парусной лодкой можно поднять в том случае, если вам что-то не очень понравилось. А вот лодочку с веслами поднимет тот, кому было скучно на уроке.
Нам осталось записать домашнее задание. Оно будет разным. На ваших столах лежат карточки с домашним заданием к следующему уроку, каждый выберет его сам.
Карточка №1 — написать рассказ об Италии.
Карточка №2 – выучить параграф в учебнике на стр. 37-41.
Карточка №3 — нарисовать иллюстрацию к произведению, прозвучавшему на сегодняшнем уроке.
Спасибо за внимание!
До новой встречи на земле Италии на следующем уроке музыки. Мы продолжим разговор о музыке и знаменитых итальянцах.
До свидания, юные путешественники!
Слушание музыкального материала.
Работа над рисунком.
Высказывание учащимися личного
мнения. Характеристика произведений.
Обмен эстетическими впечатлениями. Защита собственного мнения.
Ответы
Список используемых источников
Источники в Интернете:
Файлы: П. Чайковский — Баркаролла (audiopoisk.com).mp3
Размер файла: 5142357 байт.