Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Светлана Анатольевна

Место работы, должность: —

"МОУ Таицкая средняя школа" Гатчинский район

учитель математики

Регион: — Ленинградская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Математика

Цель урока: —

  • Обучающая: повторить понятия окружности и круга, радиуса и диаметра, установить соотношение между радиусом и диаметром.
  • Развивающая: развитие индуктивных и дедуктивных навыков мышления, формирование способности анализировать и обобщать изучаемый материал.
  • Воспитательная: привитие навыков активной учебной деятельности, формирование интереса к предмету геометрия.

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 24

Используемые учебники и учебные пособия: —

учебник по математике для 5-го класса под редакцией А.Г.Мордковича

Используемая методическая литература: —

Интернет

Используемое оборудование: —

мультимедийный проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска (используется для записи ответов и решений)

Используемые ЦОР: —

Презентация

Краткое описание: — Данный урок предназначен для учащихся 5 класса. Понятие окружности в 5 ом классе не является слишком требовательным, эта тема будет рассматриваться более детально в дальнейшем. Но получить четкое представление об этой фигуре и уметь ее построить должен каждый пятиклассник. Весь урок сопровождается презентацией, экраном служит интерактивная доска, поэтому по ходу урока, делаются на доске необходимые записи. Данный урок учитывает особенности доминирования у учащихся левого или правого полушария. Урок изначально был задуман, как эмоциональный и яркий. Ребенок, прежде всего, должен был увидеть практическую необходимость в изучении этой фигуры. С помощью презентации можно было донести до учеников величество нашего города, чудеса природы и ту красоту, которую можно создать своими руками. Мультимедийное сопровождение урока помогло охватить очень большой объем материала. В структуру урока входят 16 этапов, которые незаметно сменяются один другим.

Структура урока:

  • Организационный момент, запись темы урока, вступление.
  • Узнай окружность.
  • Работа с № 405 стр.113
  • Дуга – радуга
  • Определения
  • Математический диктант
  • Физ.минутка
  • Построение окружностей
  • Построение окружностей на местности
  • Решение задач
  • Задание на быстроту и внимательность
  • Применение окружности в составлении орнаментов
  • Постановка домашнего задания
  • Задача на нахождение центра круга
  • Итоги урока
  • Фильм
  • Ход урока

    1.Вступление.(слайд 2 – 16)

    Окружность, как совершенная геометрическая форма, всегда привлекала к себе внимание художников, архитекторов. В неповторимом архитектурном облике Санкт – Петербурга восторг и удивление вызывает «Чугунное кружево» — садовые ограды, перила мостов и набережных, балконные решетки, фонари. Их узоры придают особое очарование городу.

    Торжественность и устремленность ввысь зданий достигается использованием арок, представляющих дуги окружностей.

    Архитектура православных церквей как обязательные элементы включает в себя купола, арки, округлые своды, что зрительно увеличивает пространство, создает эффект полета, легкости.

    Вот такую значимую фигуру, мы будем изучать сегодня на уроке.

    2.Наша первая задача – отличить окружность от других геометрических фигур. (слайд 17 – 24) Сейчас вы увидите различные фигуры. Когда на экране появится окружность – хлопаем в ладоши.

    Чем отличается окружность от круга? Послушайте стихотворение и попытайтесь объяснить.

    У круга есть одна подруга,

    Знакома всем ее наружность,

    Она идет по краю круга,

    И называется окружность.

    3. Работа с № 405 стр.113 (слайд 26)

    · Что изображено на рисунке? (окружность и круг)

    · Как называется точка О? ( центр)

    · Назовите точки, которые принадлежат окружности; кругу.

    · Назовите точки, которые не принадлежат окружности; кругу.

    · Назовите отрезки, которые являются радиусами окружности; круга.

    · Назовите отрезки, которые не являются радиусами окружности, круга и сравните их с длиной радиуса.

    · Сколько радиусов у окружности; круга? Что о них можно сказать?

    · Как называется отрезок ВС?

    · Сколько диаметров у окружности; круга?

    · Как найти диаметр, зная радиус?

    · Как найти радиус, зная диаметр?

    · Покажите дуги на которые точки А, В и С делят окружность

    4. С каким словом ассоциируется слово дуга? (радуга) Радуга переводится как радостная дуга. В начале урока вы видели, что сделано руками человека, а сейчас увидите какое чудо, сотворила природа! (слайд 27 – 31)

    5. Попробуйте объяснить что такое окружность, круг, радиус, диаметр. (слайд 32)

    6.Математический диктант с проверкой в классе ( слайд 33 — 35)

    7. Физ.минутка (слайд 36)

    8. Построение окружностей. (слайд 37 – 38)

    Чем отличается одна окружность от другой? Что является характеристикой окружности? Каким инструментом пользуются при построении окружностей?

    Постройте окружность, если ее радиус равен 4 см.

    Постройте окружность, если ее диаметр равен 4 см.

    9. Построение окружностей на местности (слайд 39,40)

    10.Окружность используют и при решении задач.

    1) На лугу пасется коза, привязанная веревкой к колышку.

    Какая фигура ограничивает участок, на котором может

    пастись коза?(слайд 41)

    2) К нам в гости пришел веселый человечек и предлагает нам решить следующую задачу.

    • Дан отрезок АВ, его длина 4 см. Построй точку С, если известно, что АС=3 см, ВС= 5 см.

    Сколько точек ты получил? (слайд 42)

    (учащимся предлагается подумать и предложить варианты решения этой задачи, затем правильное решение появляется на экране)

    • 3) Отрезок АВ такой же, как и в предыдущем задании, его длина 4 см. Построй точку С, если известно, что:
    1) АС=1 см, ВС= 3 см.
    2) АС=1 см, ВС= 2 см.
    Сколько точек ты получил в первом случае и сколько во втором случае? (слайд 43)

    Чем отличается эта задача от предыдущей?

    11. Задание на быстроту и внимательность. Сколько окружностей вы видите на рисунке? (слайд 44)

    12.Окружность используют и при составлении орнаментов. Посмотрите, какие орнаменты из окружностей сделали прошлогодние пятиклассники. Сегодня дома вам тоже предстоит творческая работа. Кто затрудниться придумать свой орнамент, повторите рисунок 39 и рисунок 40 учебника. (слайд 45 – 47)

    13. Постановка домашнего задания (слайд – 48)

    14.Ребята, давайте подумаем, как можно найти центр круга. Учащиеся у которых доминирует левое полушарие получают в руки круг и могут догадаться, перегнув его 2 раза пополам, а остальные включают воображение.

    15. Итоги урока (слайд 49)

    16.Заканчивая урок, я предлагаю вашему вниманию фильм о нашем удивительном городе. Сейчас вы сможете оценить, насколько необходимы элементы окружности его архитектуре!

    Выводы: на уроке были использованы следующие приемы дифференциации с учетом полушарного доминирования.

    · Посадка согласно доминированию определенного полушария

    · Темный фон – белый маркер, белый фон – черный маркер (математический диктант)

    · № 405(одни видели картинку целиком, другие по частям)

    · эмоциональность урока в целом, муз.фильм с одной стороны, полная тишина во время выполнения практических заданий с другой

    · задача с кругом (воображение для одних, практический прием для других)

    · дифференцированное домашнее задание

    Файлы: Окружность и круг.ppt
    Размер файла: 4001280 байт.

    Рубрики: Математика Метки:,
    ( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология