Автор конспекта:
Автор(ы): — Иванова Светлана Анатольевна
Место работы, должность: —
"МОУ Таицкая средняя школа" Гатчинский район
учитель математики
Регион: — Ленинградская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — все уровни образования
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 5 класс
Предмет(ы): — Математика
Цель урока: —
- Обучающая: повторить понятия окружности и круга, радиуса и диаметра, установить соотношение между радиусом и диаметром.
- Развивающая: развитие индуктивных и дедуктивных навыков мышления, формирование способности анализировать и обобщать изучаемый материал.
- Воспитательная: привитие навыков активной учебной деятельности, формирование интереса к предмету геометрия.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 24
Используемые учебники и учебные пособия: —
учебник по математике для 5-го класса под редакцией А.Г.Мордковича
Используемая методическая литература: —
Интернет
Используемое оборудование: —
мультимедийный проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска (используется для записи ответов и решений)
Используемые ЦОР: —
Презентация
Краткое описание: — Данный урок предназначен для учащихся 5 класса. Понятие окружности в 5 ом классе не является слишком требовательным, эта тема будет рассматриваться более детально в дальнейшем. Но получить четкое представление об этой фигуре и уметь ее построить должен каждый пятиклассник. Весь урок сопровождается презентацией, экраном служит интерактивная доска, поэтому по ходу урока, делаются на доске необходимые записи. Данный урок учитывает особенности доминирования у учащихся левого или правого полушария. Урок изначально был задуман, как эмоциональный и яркий. Ребенок, прежде всего, должен был увидеть практическую необходимость в изучении этой фигуры. С помощью презентации можно было донести до учеников величество нашего города, чудеса природы и ту красоту, которую можно создать своими руками. Мультимедийное сопровождение урока помогло охватить очень большой объем материала. В структуру урока входят 16 этапов, которые незаметно сменяются один другим.
Структура урока:
Ход урока
1.Вступление.(слайд 2 – 16)
Окружность, как совершенная геометрическая форма, всегда привлекала к себе внимание художников, архитекторов. В неповторимом архитектурном облике Санкт – Петербурга восторг и удивление вызывает «Чугунное кружево» — садовые ограды, перила мостов и набережных, балконные решетки, фонари. Их узоры придают особое очарование городу.
Торжественность и устремленность ввысь зданий достигается использованием арок, представляющих дуги окружностей.
Архитектура православных церквей как обязательные элементы включает в себя купола, арки, округлые своды, что зрительно увеличивает пространство, создает эффект полета, легкости.
Вот такую значимую фигуру, мы будем изучать сегодня на уроке.
2.Наша первая задача – отличить окружность от других геометрических фигур. (слайд 17 – 24) Сейчас вы увидите различные фигуры. Когда на экране появится окружность – хлопаем в ладоши.
Чем отличается окружность от круга? Послушайте стихотворение и попытайтесь объяснить.
У круга есть одна подруга,
Знакома всем ее наружность,
Она идет по краю круга,
И называется окружность.
3. Работа с № 405 стр.113 (слайд 26)
· Что изображено на рисунке? (окружность и круг)
· Как называется точка О? ( центр)
· Назовите точки, которые принадлежат окружности; кругу.
· Назовите точки, которые не принадлежат окружности; кругу.
· Назовите отрезки, которые являются радиусами окружности; круга.
· Назовите отрезки, которые не являются радиусами окружности, круга и сравните их с длиной радиуса.
· Сколько радиусов у окружности; круга? Что о них можно сказать?
· Как называется отрезок ВС?
· Сколько диаметров у окружности; круга?
· Как найти диаметр, зная радиус?
· Как найти радиус, зная диаметр?
· Покажите дуги на которые точки А, В и С делят окружность
4. С каким словом ассоциируется слово дуга? (радуга) Радуга переводится как радостная дуга. В начале урока вы видели, что сделано руками человека, а сейчас увидите какое чудо, сотворила природа! (слайд 27 – 31)
5. Попробуйте объяснить что такое окружность, круг, радиус, диаметр. (слайд 32)
6.Математический диктант с проверкой в классе ( слайд 33 — 35)
7. Физ.минутка (слайд 36)
8. Построение окружностей. (слайд 37 – 38)
Чем отличается одна окружность от другой? Что является характеристикой окружности? Каким инструментом пользуются при построении окружностей?
Постройте окружность, если ее радиус равен 4 см.
Постройте окружность, если ее диаметр равен 4 см.
9. Построение окружностей на местности (слайд 39,40)
10.Окружность используют и при решении задач.
1) На лугу пасется коза, привязанная веревкой к колышку.
Какая фигура ограничивает участок, на котором может
пастись коза?(слайд 41)
2) К нам в гости пришел веселый человечек и предлагает нам решить следующую задачу.
• Дан отрезок АВ, его длина 4 см. Построй точку С, если известно, что АС=3 см, ВС= 5 см.
Сколько точек ты получил? (слайд 42)
(учащимся предлагается подумать и предложить варианты решения этой задачи, затем правильное решение появляется на экране)
• 3) Отрезок АВ такой же, как и в предыдущем задании, его длина 4 см. Построй точку С, если известно, что:
1) АС=1 см, ВС= 3 см.
2) АС=1 см, ВС= 2 см.
Сколько точек ты получил в первом случае и сколько во втором случае? (слайд 43)
Чем отличается эта задача от предыдущей?
11. Задание на быстроту и внимательность. Сколько окружностей вы видите на рисунке? (слайд 44)
12.Окружность используют и при составлении орнаментов. Посмотрите, какие орнаменты из окружностей сделали прошлогодние пятиклассники. Сегодня дома вам тоже предстоит творческая работа. Кто затрудниться придумать свой орнамент, повторите рисунок 39 и рисунок 40 учебника. (слайд 45 – 47)
13. Постановка домашнего задания (слайд – 48)
14.Ребята, давайте подумаем, как можно найти центр круга. Учащиеся у которых доминирует левое полушарие получают в руки круг и могут догадаться, перегнув его 2 раза пополам, а остальные включают воображение.
15. Итоги урока (слайд 49)
16.Заканчивая урок, я предлагаю вашему вниманию фильм о нашем удивительном городе. Сейчас вы сможете оценить, насколько необходимы элементы окружности его архитектуре!
Выводы: на уроке были использованы следующие приемы дифференциации с учетом полушарного доминирования.
· Посадка согласно доминированию определенного полушария
· Темный фон – белый маркер, белый фон – черный маркер (математический диктант)
· № 405(одни видели картинку целиком, другие по частям)
· эмоциональность урока в целом, муз.фильм с одной стороны, полная тишина во время выполнения практических заданий с другой
· задача с кругом (воображение для одних, практический прием для других)
· дифференцированное домашнее задание
Файлы: Окружность и круг.ppt
Размер файла: 4001280 байт.