Автор конспекта:
Автор(ы): — Гуркович Любовь Федоровна
Место работы, должность: — МБОУ «Бавленская СОШ» Кольчугинского района Владимирской области
Регион: — Владимирская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 7 класс
Предмет(ы): — Физика
Цель урока: —
Изучение физической характеристики – плотность вещества
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: —
Этот урок рассчитан на класс, который занимается по учебнику А. В. Перышкина 2 ч в неделю.
Используемое оборудование: —
весы, наборы тел равного объема, но разной массы, тела одинаковой массы, но разного объема, вареное яйцо, насыщенный раствор поваренной соли, чистая вода, масло подсолнечное, посуда для опытов, штатив.
Краткое описание: — Урок посвящен изучению плотности вещества в 7 классе. Задачи: обучающие: — выяснить зависимость массы тела от объёма тела и рода вещества; — ввести понятие плотности вещества, выяснить её физический смысл; — продолжить формирование умений и навыков работы со справочным материалом; развивающие: — содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент; — развивать умения анализировать знания и делать выводы; — развивать речь учащихся через организа¬цию диалогического общения на уроке воспитательные: — воспитывать познавательный интерес к но¬вым знаниям; — воспитывать культуру логического мышления.
Урок в 7 классе по теме: «Плотность вещества»
Этот урок рассчитан на класс, который занимается по учебнику А. В. Перышкина 2 ч в неделю.
Цель урока:изучение физической характеристики – плотность вещества.
Задачи:
обучающие:
— выяснить зависимость массы тела от объёма тела и рода вещества;
— ввести понятие плотности вещества, выяснить её физический смысл;
— продолжить формирование умений и навыков работы со справочным материалом; развивающие:
— содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;
-развивать умения анализировать знания и делать выводы;
— развивать речь учащихся через организацию диалогического общения на уроке
воспитательные:
— воспитывать познавательный интерес к новым знаниям;
— воспитывать культуру логического мышления.
Оборудование:весы, наборы тел равного объема, но разной массы, тела одинаковой массы, но разного объема, вареное яйцо, насыщенный раствор поваренной соли, чистая вода, масло подсолнечное, посуда для опытов, штатив.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Упражнение 6 на стр.46 № 1, 2 и 3 – письменно на доске (3 чел.).
2) Фронтальная беседа:
— Что такое масса тела? (Физическая величина, которая является мерой инертности тела.)
— В каких единицах измеряется масса? (В СИ – кг, на практике, кроме того, в т, г и мг)
— Как определить массу тела? (С помощью весов.)
— Каким еще способом можно определить массу? (Используя взаимодействие тел.)
— Когда пользуются этим методом? (Для определения масс атомов, молекул, небесных тел.)
3) Проверка выполнения упражнения 6 № 1, 2 и 3 учениками у доски.
III. Изучение нового материала.
Объявление темы урока и домашнего задания.
Д/з: §21-22, упр.7, подготовка к лаб. работе № 5 (стр. 164-165)
1) Постановка учебной задачи.
— Сегодня на уроке мы с вами должны:
— выяснить зависимость массы тела от объёма тела и от рода вещества;
— ввести понятие плотности вещества и единиц измерения плотности;
— вывести формулу для расчёта плотности вещества;
— выяснить физический смысл плотности вещества.
— научиться с помощью таблиц определять плотность вещества
2) . Эксперимент «Удивительное яйцо».
На демонстрационном столе стоит сосуд, наполовину заполненный жидкостью.
— Что произойдет с яйцом, если его осторожно опустить в сосуд? (Яйцо утонет.)
Опускаем яйцо в сосуд – оно всплывает.
— Что будет с яйцом, если подлить в сосуд воды? (Яйцо всплывет.)
Подливаем в сосуд чистую воду – яйцо тонет. Доливаем раствор из другого флакона – яйцо всплывает. Подливаем воду – опять тонет.
Задание классу: к концу урока объяснить наблюдаемое явление.
— Ребята, сегодня, мы изучим одну из физических величин, характеризующих вещество.
3) Фронтальная практическая работа.
— Рассмотрите тела из наборов, которые находятся на партах. Что у них общего? (Это тела равного объёма.)
— Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? (Тела изготовлены из разных веществ.)
— Сравните массы этих тел с помощью весов. (Учащиеся убеждаются, что два цилиндра равного объёма, но изготовленные из разных веществ (алюминия и латуни) имеют разные массы. Опыт показывает, что масса латунного цилиндра больше массы алюминиевого.)
— Почему так происходит? От чего зависит масса? Ваши гипотезы… (Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.)
Вывод. Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ имеют разные массы.
4) Демонстрация: взвешивание двух цилиндров разного объёма, изготовленных из разных веществ, но имеющих равную массу.
— Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса? Ваши гипотезы… (Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.)
Вывод. Тела с равными массами, изготовленные из разных веществ имеют разные объёмы.
— Это объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность.
5) Работа с определением на стр.49.
— Что такое плотность? (Ученики читают вслух определение и делают записи в тетрадь.)
В тетрадь:Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему:
— Запишем и запомним формулы:
— В каких единицах измеряется плотность?
— Единицы измерения плотности:
— Как связаны между собой плотности, выраженные в кг/ м3и в г/ см3?
— Что показывает плотность? Найдите ответ в книге на стр. 49. (Ученики находят нужный текст, читают его вслух и записывают в тетрадь:Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3.)
— Это физический смысл плотности.
— Физики измерили плотности всех известных веществ и занесли их в таблицы.
6) Работа с таблицей.
— Рассмотрим таблицы в учебнике на стр. 50.
— Чему равна плотность золота? (19300 кг/м3) Серебра? (10500 кг/м3) Мрамора? (2700 кг/м3) Стали? (7800 кг/м3 )
— Что показывает это число? (Это число показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3)
— Какое твердое тело из представленных в таблице имеет наибольшую плотность? (Осмий) Наименьшую плотность? (Пробка)
— Плотность вещества 8500 кг/м3. Какое это вещество? (Латунь)
— Каковы плотности воды чистой и морской ? (1000 кг/м3 и 1030 кг/м3 ) Воздуха? (1,290 кг/м3 )
— Сравните плотности твердых тел, жидкостей, газов. Чем объясняется такое различие? (У твердых тел плотность большая, у газов – самая маленькая. Это объясняется различием в строении твердых, жидких и газообразных тел.)
— Прочитайте замечание под заголовком таблицы. Зачем авторы учебника сообщили нам температуру и давление? (Значит, плотность зависит от этих характеристик вещества.)
— Как зависит плотность от температуры и почему? (При нагревании объем тела увеличивается, промежутки между молекулами увеличиваются, следовательно, в 1 м3молекул становится меньше, следовательно, плотность уменьшается.)
— Запомните: плотность данного вещества зависит от агрегатного состояния и от температуры.
— Как будут вести себя масло подсолнечное и вода, если их смешать?
Ученики высказывают гипотезу, что масло и вода смешиваться не будут, масло окажется вверху, а вода внизу, т.к. плотность масла меньше, чем плотность воды.
Гипотеза учащихся проверяется экспериментально, они убеждаются в справедливости своего предположения.
Это интересно!
— Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3.
— Плотность крови человека 1050 кг/м3.
— Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела? (Учащиеся предлагают способы определения массы и объёма своего тела, чтобы по формуле рассчитать плотность.)
— Плотность – замечательная характеристика!
— Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела.
— Давайте выразим из формулы для плотности массу и объем. На доске с помощью учащихся записываются формулы:
— Получили еще один способ определения массы: массу тела можно подсчитать, если известно вещество, из которого изготовлено тело и объем этого тела!
IV. Закрепление.
— Пользуясь таблицей плотностей, устно определите, чему равна масса 3 м3воды? (3000 кг) 5 м3воды? (5000кг)
— Когда без этого способа не обойтись? Например, при определении масс очень больших тел: массы большой каменной глыбы, массы нефти в нефтяном месторождении.
— Лаборант, идущий на склад, получил задание: принести 0,5 кг бензина для исследования. Он взял с собой пол–литровую банку. Не придется ли ему возвращаться за дополнительной посудой? (Учащиеся определяют по таблице плотность бензина 710 кг/м3, а это значительно меньше плотности воды. Для 0,5 кг воды подошла бы пол-литровая банка, а для бензина нужна банка большей ёмкости.)
— А как объяснить явление, которое наблюдали в начале урока?(Учащиеся предполагают, что плотность раствора и чистой воды разная).
— Да, это раствор поваренной соли.
Учащиеся сравнивают плотности яйца, чистой воды и солевого раствора и делают вывод о том, что,
· если плотность раствора больше плотности яйца, то яйцо всплывает на поверхность;
· если плотность раствора равна плотности яйца, то яйцо плавает, полностью погрузившись в раствор;
· если плотность раствора меньше плотности яйца, то оно тонет.
V. Итоги урока.
— Что узнали нового на уроке?
- Познакомились с новой физической величиной – плотностью.
— Что такое плотность? Что показывает плотность? (Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3.)
- Научились определять плотность по массе тела и объему.
— Что для этого надо сделать? (Надо массу разделить на объём)
- Научились пользоваться таблицами плотностей: определять плотность вещества и по плотности определять вещество, из которого изготовлено тело.
- Научились определять массу новым способом – по формуле.
— Как определить массу по плотности?
- Научились определять объем по новой формуле.
— Как определить объем по плотности?
Файлы: приближ выч.doc
Размер файла: 38400 байт.