Автор конспекта:
Автор(ы): — Гуркович Любовь Федоровна

Место работы, должность: — МБОУ «Бавленская СОШ» Кольчугинского района Владимирской области

Регион: — Владимирская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: —

Изучение физической характеристики – плотность вещества

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: —

Этот урок рассчитан на класс, который занимается по учебнику А. В. Перышкина 2 ч в неделю.

Используемое оборудование: —

весы, наборы тел равного объема, но разной массы, тела одинаковой массы, но разного объема, вареное яйцо, насыщенный раствор поваренной соли, чистая вода, масло подсолнечное, посуда для опытов, штатив.

Краткое описание: — Урок посвящен изучению плотности вещества в 7 классе. Задачи: обучающие: — выяснить зависимость массы тела от объёма тела и рода вещества; — ввести понятие плотности вещества, выяснить её физический смысл; — продолжить формирование умений и навыков работы со справочным материалом; развивающие: — содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент; — развивать умения анализировать знания и делать выводы; — развивать речь учащихся через организа¬цию диалогического общения на уроке воспитательные: — воспитывать познавательный интерес к но¬вым знаниям; — воспитывать культуру логического мышления.

Урок в 7 классе по теме: «Плотность вещества»

Этот урок рассчитан на класс, который занимается по учебнику А. В. Перышкина 2 ч в неделю.

Цель урока:изучение физической характеристики – плотность вещества.

Задачи:

обучающие:

— выяснить зависимость массы тела от объёма тела и рода вещества;

— ввести понятие плотности вещества, выяснить её физический смысл;

— продолжить формирование умений и навыков работы со справочным материалом; развивающие:

— содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;

-развивать умения анализировать знания и делать выводы;

— развивать речь учащихся через организа­цию диалогического общения на уроке

воспитательные:

— воспитывать познавательный интерес к но­вым знаниям;

— воспитывать культуру логического мышления.

Оборудование:весы, наборы тел равного объема, но разной массы, тела одинаковой массы, но разного объема, вареное яйцо, насыщенный раствор поваренной соли, чистая вода, масло подсолнечное, посуда для опытов, штатив.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Упражнение 6 на стр.46 № 1, 2 и 3 – письменно на доске (3 чел.).

2) Фронтальная беседа:

— Что такое масса тела? (Физическая величина, которая является мерой инертности тела.)

— В каких единицах измеряется масса? (В СИ – кг, на практике, кроме того, в т, г и мг)

— Как определить массу тела? (С помощью весов.)

— Каким еще способом можно определить массу? (Используя взаимодействие тел.)

— Когда пользуются этим методом? (Для определения масс атомов, молекул, небесных тел.)

3) Проверка выполнения упражнения 6 № 1, 2 и 3 учениками у доски.

III. Изучение нового материала.

Объявление темы урока и домашнего задания.

Д/з: §21-22, упр.7, подготовка к лаб. работе № 5 (стр. 164-165)

1) Постановка учебной задачи.

— Сегодня на уроке мы с вами должны:

— выяснить зависимость массы тела от объёма тела и от рода вещества;
— ввести понятие плотности вещества и единиц измерения плотности;
— вывести формулу для расчёта плотности вещества;
— выяснить физический смысл плотности вещества.

— научиться с помощью таблиц определять плотность вещества

2) . Эксперимент «Удивительное яйцо».

На демонстрационном столе стоит сосуд, наполовину заполненный жидкостью.

— Что произойдет с яйцом, если его осторожно опустить в сосуд? (Яйцо утонет.)

Опускаем яйцо в сосуд – оно всплывает.

— Что будет с яйцом, если подлить в сосуд воды? (Яйцо всплывет.)

Подливаем в сосуд чистую воду – яйцо тонет. Доливаем раствор из другого флакона – яйцо всплывает. Подливаем воду – опять тонет.

Задание классу: к концу урока объяснить наблюдаемое явление.

— Ребята, сегодня, мы изучим одну из физических величин, характеризующих вещество.

3) Фронтальная практическая работа.

— Рассмотрите тела из наборов, которые находятся на партах. Что у них общего? (Это тела равного объёма.)

— Что можно сказать о веществах, из которых они изготовлены? (Тела изготовлены из разных веществ.)

— Сравните массы этих тел с помощью весов. (Учащиеся убеждаются, что два цилиндра равного объёма, но изготовленные из разных веществ (алюминия и латуни) имеют разные массы. Опыт показывает, что масса латунного цилиндра больше массы алюминиевого.)

— Почему так происходит? От чего зависит масса? Ваши гипотезы… (Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.)
Вывод. Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из разных веществ имеют разные массы.

4) Демонстрация: взвешивание двух цилиндров разного объёма, изготовленных из разных веществ, но имеющих равную массу.

— Почему так происходит? От чего же ещё зависит масса? Ваши гипотезы… (Учащиеся предполагают, что масса тела зависит не только от объёма тела, но и от рода вещества.)
Вывод. Тела с равными массами, изготовленные из разных веществ имеют разные объёмы.
— Это объясняется тем, что разные вещества имеют разную плотность.

5) Работа с определением на стр.49.

— Что такое плотность? (Ученики читают вслух определение и делают записи в тетрадь.)

В тетрадь:Плотность – физическая величина, равная отношению массы тела к его объему:

— Запишем и запомним формулы:

— В каких единицах измеряется плотность?

— Единицы измерения плотности:

— Как связаны между собой плотности, выраженные в кг/ м3и в г/ см3?

— Что показывает плотность? Найдите ответ в книге на стр. 49. (Ученики находят нужный текст, читают его вслух и записывают в тетрадь:Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объеме 1м3.)

— Это физический смысл плотности.

— Физики измерили плотности всех известных веществ и занесли их в таблицы.

6) Работа с таблицей.

— Рассмотрим таблицы в учебнике на стр. 50.

— Чему равна плотность золота? (19300 кг/м3) Серебра? (10500 кг/м3) Мрамора? (2700 кг/м3) Стали? (7800 кг/м3 )

— Что показывает это число? (Это число показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3)

— Какое твердое тело из представленных в таблице имеет наибольшую плотность? (Осмий) Наименьшую плотность? (Пробка)

— Плотность вещества 8500 кг/м3. Какое это вещество? (Латунь)

— Каковы плотности воды чистой и морской ? (1000 кг/м3 и 1030 кг/м3 ) Воздуха? (1,290 кг/м3 )

— Сравните плотности твердых тел, жидкостей, газов. Чем объясняется такое различие? (У твердых тел плотность большая, у газов – самая маленькая. Это объясняется различием в строении твердых, жидких и газообразных тел.)

— Прочитайте замечание под заголовком таблицы. Зачем авторы учебника сообщили нам температуру и давление? (Значит, плотность зависит от этих характеристик вещества.)

— Как зависит плотность от температуры и почему? (При нагревании объем тела увеличивается, промежутки между молекулами увеличиваются, следовательно, в 1 м3молекул становится меньше, следовательно, плотность уменьшается.)

— Запомните: плотность данного вещества зависит от агрегатного состояния и от температуры.

— Как будут вести себя масло подсолнечное и вода, если их смешать?

Ученики высказывают гипотезу, что масло и вода смешиваться не будут, масло окажется вверху, а вода внизу, т.к. плотность масла меньше, чем плотность воды.

Гипотеза учащихся проверяется экспериментально, они убеждаются в справедливости своего предположения.

Это интересно!

— Средняя плотность Земли 5500 кг/м3, Солнца – 1400 кг/м3, Луны – 3300 кг/м3.

— Плотность крови человека 1050 кг/м3.

— Средняя плотность тела человека 1036 кг/м3. Подумайте, можете ли вы определить плотность своего тела? (Учащиеся предлагают способы определения массы и объёма своего тела, чтобы по формуле рассчитать плотность.)

— Плотность – замечательная характеристика!

— Определив плотность, можно по таблице узнать, из какого вещества изготовлено тело. Зная плотность, можно определить объем или массу тела.
— Давайте выразим из формулы для плотности массу и объем. На доске с помощью учащихся записываются формулы:

— Получили еще один способ определения массы: массу тела можно подсчитать, если известно вещество, из которого изготовлено тело и объем этого тела!

IV. Закрепление.

— Пользуясь таблицей плотностей, устно определите, чему равна масса 3 м3воды? (3000 кг) 5 м3воды? (5000кг)

— Когда без этого способа не обойтись? Например, при определении масс очень больших тел: массы большой каменной глыбы, массы нефти в нефтяном месторождении.
— Лаборант, идущий на склад, получил задание: принести 0,5 кг бензина для исследования. Он взял с собой пол–литровую банку. Не придется ли ему возвращаться за дополнительной посудой? (Учащиеся определяют по таблице плотность бензина 710 кг/м3, а это значительно меньше плотности воды. Для 0,5 кг воды подошла бы пол-литровая банка, а для бензина нужна банка большей ёмкости.)

— А как объяснить явление, которое наблюдали в начале урока?(Учащиеся предполагают, что плотность раствора и чистой воды разная).

— Да, это раствор поваренной соли.

Учащиеся сравнивают плотности яйца, чистой воды и солевого раствора и делают вывод о том, что,

· если плотность раствора больше плотности яйца, то яйцо всплывает на поверхность;

· если плотность раствора равна плотности яйца, то яйцо плавает, полностью погрузившись в раствор;

· если плотность раствора меньше плотности яйца, то оно тонет.

V. Итоги урока.

— Что узнали нового на уроке?

  • Познакомились с новой физической величиной – плотностью.

— Что такое плотность? Что показывает плотность? (Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1 м3.)

  • Научились определять плотность по массе тела и объему.

— Что для этого надо сделать? (Надо массу разделить на объём)

  • Научились пользоваться таблицами плотностей: определять плотность вещества и по плотности определять вещество, из которого изготовлено тело.
  • Научились определять массу новым способом – по формуле.

— Как определить массу по плотности?

  • Научились определять объем по новой формуле.

— Как определить объем по плотности?

Файлы: приближ выч.doc
Размер файла: 38400 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология