Автор конспекта:
Автор(ы): — Проноза Эльмира Фазиловна

Регион: — Ростовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 6 класс

Предмет(ы): — География

Краткое описание: —

на уроке продолжается знакомство учащихся с многообразием вод суши, ученики выделяют существенные признаки озер и знакомятся с их классификацией

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

география

Класс

6

Тема урока

Поверхностные воды Земли. Озёра.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся смогут сформировать представление о типах озерных котловин, сточных и бессточных озерах через анализ картографической и текстовой информации и выявления закономерностей размещения озер

Обучающиеся смогут проанализировать картографическую и текстовую информацию и выявить закономерности размещения озер, сделать выводы, составив классификацию озерных котловин, построить схемы сточных и бессточных озер

учащиеся смогут задуматься о роли озер в хозяйственной деятельности и жизни человека

Цель урока

сформировать представление учащихся о типах озерных котловин, сточных и бессточных озерах

Основные понятия, изучаемые на уроке

Озеро, озерная котловина, тектонические, ледниковые, вулканические озера и озера-старицы, сточные и бессточные озера, пресные и солёные озера.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Физическая карта мира, атласы, раздаточный материал

Образовательные интернет-ресурсы

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП . Активизировать ранее полученные знания, умение работать с картами. Развивать умение использовать метод исключения при работе с тестами. Сформировать интерес к теме урока. Развивать умение сравнивать, выявляя отличительные признаки; формулировать объяснения терминов

Задание «Географическая разминка»

Выберите единственное возможное решение, не противоречащее здравому смыслу и общекультурной информации:

Баскунчак – это…….

А – один из левых притоков Амазонки, берущий начало на Бразильском плоскогорье.

Б – горная вершина Уральских гор с абсолютной высотой 2 170 м

В – солёное озеро на Прикаспийской низменности, которое называют Всероссийской солонкой.

Г – столица государства в Австралии, расположенная на берегах Нила

Ответ: — это соленое озеро в Астраханской области – Всероссийская солонка. В нем так много соли, что уже почти нет воды, а лишь насыщенный соляной раствор – рапа. Летом из рапы испаряются остатки воды и образуется слой соли. Её грузят в ж/д вагоны, расфасовывают и продают. Это поваренная соль для приготовления пищи, которую мы покупаем в магазинах.

Тема урока: «Озера Земли»

Озёра – поверхностные воды суши (как и реки). Чем они отличаются от рек?

(- замкнутая форма углубления – котловина;

— замедленный водообмен)

Озеро – это природный водоём в замкнутом углублении земной поверхности.

Индивидуальная работа с атласами, картой, фронтальная беседа

Дают ответ в задании «Географическая разминка», определяют тему урока, его цели.

Формулируют термин «Озеро»,

находят отличительные признаки озер от рек

2. ЭТАП первичное изучение нового материала

Сформировать умения объяснять особенности происхождения озерных котловин и взаимосвязь солености озера от его проточности, отличать сточное озеро от бессточного, показывая озёра на карте, через самоанализ текстовой информации и географических карт.

Деятельность учителя

Класс делит на 4 команды:

две команды работают по происхождению озерных котловин,

две – по свойствам озерных вод

Задания и раздаточный материал выдаётся учителем (приложение 1)

Время работы команд – 10 минут,

После чего каждая команда представляет результаты работы (таблица, схемы, вопросы)

Деятельность обучающихся

Работа в группах.

1 команда – заполняют таблицу «Классификация озерных котловин»

2 команда – составляют вопросы и ответы по теме

3 команда – составляют схемы сточных и бессточных озер;

солёных и пресных озер

4 команда – составляют вопросы и ответы по теме

Объясняют особенности происхождения озерных котловин и взаимосвязь солености озера от его проточности

3. ЭТАП Вторичное объяснение нового материала

Развитие коммуникативных способностей учащихся, воспитание культуры общения

Деятельность учителя

Представление результатов самостоятельной работы команд

Деятельность обучающихся

Расширяют знания по разнообразию озёр

4. ЭТАП Закрепление материала.

Формировать навык умения работать с различными источниками информации, умения применять полученные знания в новой ситуации.

Деятельность учителя

Задание «Головоломка»

Каждой команде выдает конверт с разрезанным материком и заданием: — правильно соберите карту материка и ответьте на вопросы

Деятельность обучающихся

Работа в группах.

Каждая команда собирает материк и устно отвечает на вопросы учителя

5 ЭТАП Домашнее задание

Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, опыта творческой деятельности, навыков работы с дополнительными материалами.

Деятельность учителя

Параграф учебника №31, вопросы – устно;

2). В тетради написать рассказ

«Я – озеро» (имя, возраст, где живу, размеры, интересен тем, что….; мои родственники (реки ), как ко мне относятся люди, моё значение (обязательно)

Деятельность обучающихся

Читает параграф, отвечает на вопросы. Готовит рассказ «Я – озеро», записывает в тетради

ПРИЛОЖЕНИЯ.

КОМАНДА №1

Классификация озерных котловин.

ЗАДАНИЕ: 1.- Познакомиться с текстовой информацией;

— названные в тексте озера найдите на карте;

— заполните таблицу:

Происхождение котловины

(название)

Примеры озер

Тектонические в прогибах

Тектонические в разломах

Ледниковые

Вулканические

Старицы (пойменные)

Маленькие, на географических картах не изображаются

2. По контурам озер определите, и подпишите происхождение их котловин.

Природные углубления, в которых располагаются озера, называются озерными котловинами.

Озерные котловины могут иметь различное происхождение, а их особенности отражаются на самом озере: его размерах, глубине, форме.

Котловины всех крупных (по площади) и глубоких озер возникли в результате опусканий земной коры — это тектонические озера. При медленном опускании обширных участков земной коры возникли котловины Каспийского и Аральского морей-озер, Великих Американских озер: Верхнее, Гурон, Мичиган (найдите их на карте). Котловина Байкала образовалась в узком и глубоком грабене (опущенный участок земной коры по разлому).

Найдите на карте Африки озера Танганьика, Ньяса, Виктория. В каких по форме котловинах они образовались?

Большое количество озер характерно для районов, подвергавшихся древнему оледенению, котловины которых были углублены ледником. Так образовались ледниковые озера. Таких озер много на Скандинавском полуострове, на севере и северо-западе России — озера Ладожское и Онежское.

Озера, расположенные в кратерах потухших вулканов, называют вулканическими. Они небольшие, округлой формы, но глубина их может достигать нескольких сотен метров. Вулканические озера очень коварны. При извержении вулкана озера выплескиваются и вызывают стихийное бедствие. Их много на Камчатке, Курильских островах (озеро Кроноцкое и озеро Курильское) и в других районах земного шара, где есть вулканы.

Нередко в озера превращаются отдельные части речной поймы. Обычно – это участки прежнего русла реки, изменившей своё направление. Такие небольшие озера серповидной формы называют старицами. (см. учебник с. 97, рис. 64)

КОМАНДА №2

ЗАДАНИЕ:1. — Познакомиться с текстовой информацией

— Озера, упомянутые в тексте, найти на карте.

2. Придумать 3 вопроса по тексту, начинающихся со слов: Какой? (Какие…?), Как…?, Почему?

Природные углубления, в которых располагаются озера, называются озерными котловинами.

Озерные котловины могут иметь различное происхождение, а их особенности отражаются на самом озере: его размерах, глубине, форме.

Котловины всех крупных (по площади) и глубоких озер возникли в результате опусканий земной коры — это тектонические озера. При медленном опускании обширных участков земной коры возникли котловины Каспийского и Аральского морей-озер, Великих Американских озер: Верхнее, Гурон, Мичиган (найдите их на карте). Котловина Байкала образовалась в узком и глубоком грабене (опущенный участок земной коры по разлому).

Найдите на карте Африки озера Танганьика, Ньяса, Виктория. В каких по форме котловинах они образовались?

Большое количество озер характерно для районов, подвергавшихся древнему оледенению, котловины которых были углублены ледником. Так образовались ледниковые озера. Таких озер много на Скандинавском полуострове, на севере и северо-западе России — озера Ладожское и Онежское.

Озера, расположенные в кратерах потухших вулканов, называют вулканическими. Они небольшие, округлой формы, но глубина их может достигать нескольких сотен метров. Вулканические озера очень коварны. При извержении вулкана озера выплескиваются и вызывают стихийное бедствие. Их много на Камчатке, Курильских островах (озеро Кроноцкое и озеро Курильское) и в других районах земного шара, где есть вулканы.

Нередко в озера превращаются отдельные части речной поймы. Обычно – это участки прежнего русла реки, изменившей своё направление. Такие небольшие озера серповидной формы называют старицами. (см. учебник с. 97, рис. 64)

КОМАНДА №3

Особенности озерных вод.

«Рассказ по шпаргалке»

ЗАДАНИЕ:1. Познакомиться с текстовой информацией, выполнив все задания по тексту

2. Изобразить содержание с помощью схем, рисунков, знаков (не используя слов) по разделам: — проточность озер

— солёность озер

3.С помощью этой «шпаргалки» рассказать, о чем говорилось в тексте.

Какой бывает озерная вода.

Воду в озера поставляют впадающие в них реки, ручьи, атмосферные осадки и подземные воды. Некоторыми озерами вода расходуется только на испарение. Но из большинства озер она также выносится реками. Если из озера вытекает хотя бы одна река, то оно называется сточным. Примером сточного озера является Байкал (по карте России определите, какая река вытекает из озера Байкал. Куда она впадает?).

Озера, из которых реки не вытекают, — бессточные.

(Пользуясь атласом, определите, сточными или бессточными являются озера: Каспийское море-озеро, Аральское море-озеро, озеро Виктория, Чад).

В бессточных озерах жаркого и засушливого климата из-за большого испарения минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой или горькой. (По карте России определите какими условными знаками наносят на карты пресные и соленые озера). Самое соленое в мире озеро – Мертвое море-озеро – расположено севернее Аравийского полуострова. Его соленость около 270 промилле. В нем почти отсутствуют организмы (кроме некоторых бактерий) и невозможно утонуть.

КОМАНДА №4

Особенности озерных вод.

ЗАДАНИЕ:1. Познакомиться с текстовой информацией, выполнив все задания по тексту.

2.Придумать 3 вопроса по тексту, начинающиеся со слов:

Где…? Какое? (Какие…?) Почему…?

Какой бывает озерная вода.

Воду в озера поставляют впадающие в них реки, ручьи, атмосферные осадки и подземные воды. Некоторыми озерами вода расходуется только на испарение. Но из большинства озер она также выносится реками. Если из озера вытекает хотя бы одна река, то оно называется сточным. Примером сточного озера является Байкал (по карте России определите, какая река вытекает из озера Байкал. Куда она впадает?).

Озера, из которых реки не вытекают, — бессточные.

(Пользуясь атласом, определите, сточными или бессточными являются озера: Каспийское море-озеро, Аральское море-озеро, озеро Виктория, Чад).

В бессточных озерах жаркого и засушливого климата из-за большого испарения минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой или горькой. (По карте России определите какими условными знаками наносят на карты пресные и соленые озера). Самое соленое в мире озеро – Мертвое море-озеро – расположено севернее Аравийского полуострова. Его соленость около 270 промилле. В нем почти отсутствуют организмы (кроме некоторых бактерий) и невозможно утонуть.

«ГОЛОВОЛОМКА»

Правильно соберите карту материка и ответьте на вопросы:

1. Какой это материк?

2. Какие крупные тектонические озера этого материка вы знаете?

3. Какие это озера по солености вод? Почему?

4. Объясните причины солёности вод в озере Чад.

__________________________________________________________________________

«ГОЛОВОЛОМКА»

Правильно соберите карту материка и ответьте на вопросы:

1. Какой это материк?

2. Какие крупные тектонические озера этого материка вы знаете?

3. Какие из них являются пресными и почему?

4. Какие крупные ледниковые озера на материке вы знаете?

__________________________________________________________________________

Классификация озерных котловин.

Происхождение котловины

(название)

Примеры озер

Тектонические в прогибах

Каспийское море-озеро,

Аральское море-озеро, Верхнее, Гурон, Мичиган, Виктория

Тектонические в разломах

Байкал, Танганьика, Ньяса

Ледниковые

Ладожское, Онежское,

озера Скандинавского полуострова, севера и северо-запада России

Вулканические

На Камчатке, Курильских о-вах

(оз. Кроноцкое, Курильское)

Старицы (пойменные)

Маленькие, на географических картах не изображаются

Файлы: Интегрированный игровой урок.doc
Размер файла: 109568 байт.

Рубрики: География Метки:,
( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология