Автор конспекта:
Автор(ы): — Пилюгина Людмила Вениаминовна

Место работы, должность: — МОУ СОШ№4 г.Полярные Зори

Регион: — Мурманская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Химия

Цель урока: — — опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите химические свойства соляной кислоты; — проверьте экспериментально ваши предположения; — сделайте вывод

Учеников в классе: — 25

Используемые учебники и учебные пособия: —

О.С.Габриелян. Химия,8 класс

Используемое оборудование: —

раствор соляной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди (II), спички, спиртовка, держатель для пробирок, гидроксид натрия, раствор фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат серебра, 5 чистых пробирок;

Краткое описание: — ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА для 8 класса по теме: «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» исследовательского характера.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» исследовательского характера.
Разработана учителем химии МОУ СОШ №4 г. Полярные Зори Мурманской области
Задание для 1 ряда: «Осуществить реакции, характерные для раствора соляной кислоты».

I. Мотивация:
В XVIII веке, подробно исследовав состав соляной кислоты, английский химик Гемфри Дэви не нашел в ней кислорода. Зато водород обнаруживался и в ней, и во всех известных тогда кислотах, причем в обязательном порядке. Поэтому Г.Дэви сделал предположение, что именно водород «отвечает» за общие свойства кислот (кислый вкус, одинаковую окраску индикаторов и т. д.). К этой мысли приходили потом и другие химики.
Представьте себя одним из химиков и докажите опытным путем, что соляная кислота обладает химическими свойствами, сходными со свойствами растворов других кислот, например серной.
Цели исследования:
опираясь на теоретические знания общих химических свойств кислот, предположите химические свойства соляной кислоты;
— проверьте экспериментально ваши предположения;
— сделайте вывод.
Оснащение и оборудование:
раствор соляной кислоты, универсальная лакмусовая бумажка, гранулы цинка, оксид меди (II), спички, спиртовка, держатель для пробирок, гидроксид натрия, раствор фенолфталеина, карбонат натрия, нитрат серебра, 5 чистых пробирок;
литература (учебник 8 класса), раздаточный материал с алгоритмом работы.
II. Ход работы:
1.При выполнении работы заполните таблицу, руководствуясь предложенным алгоритмом (см. ниже).
2. Таблица:

Свойства \ Этапы работы
Теоретический анализ
Прогнозирование
(предполагаемые химические свойства с уравнениями реакций в молекулярном виде)
Эксперимент (и уравнения реакций в сокращенном ионном виде)
Выводы
1.Изменение цвета индикатора.
2.Взаимодействие с металлами.
3. Взаимодействие с оксидами металлов.
4. Взаимодействие с гидроксидами металлов.
5. Взаимодействие с солями.
— — — —



III. Интеллектуальная часть:
Выполните следующие задания:
1-й уровень: перед вами учитель поставил три пробирки, наполненные одинаковыми по внешнему виду жидкостями. Но предупредил, что только одна пробирка содержит соляную кислоту, а в других находятся вода и щелочь. Ваша задача теоретически с помощью индикаторов определить, в какой из пробирок находится кислота.
2-й уровень: В трёх склянках, с которых отлетели этикетки с названием веществ, находятся растворы соляной, серной и фосфорной кислот. Используя таблицу «Определение ионов» (учебник, стр.181-182), теоретически найдите каждое вещество.
3-й уровень: В школьном химическом кабинете пролили на пол немного соляной кислоты, и к концу урока она полностью испарилась. Хотя хлороводород сильно токсичен и при вдыхании оказывает раздражающее действие, ученики не почувствовали никакого постороннего запаха. Сколько молекул HCl оказалось в воздухе, если масса хлороводорода, перешедшего в газообразное состояние, равна 1 г?
— — АЛГОРИТМ (в виде направляющих вопросов):

I. Теоретический анализ:
Используя текст учебника (стр. 70, 157-159) или записи в тетрадях, ответьте на вопросы,какими химическими свойствами могут обладать растворы кислот и запишите их в таблицу:
1.Как в кислотах изменяют цвет индикаторы (учебник, стр.70)?
2.С какими металлами могут взаимодействовать кислоты (учебник, стр. 158)?
3.С какими оксидами реагируют кислоты (учебник, стр. 158)?
4. С любыми ли основаниями взаимодействуют кислоты (учебник, стр.157)?
5. Назовите случаи протекания реакций между кислотами и солями (учебник, стр.159).
II. Прогнозирование:
1.Исходя из теоретического анализа и имеющихся на столе реактивов, предположите химические свойства соляной кислоты. — 2. Запишите их в таблицу.
3. Составьте возможные реакции в молекулярном виде.
III. Эксперимент:
1. Руководствуясь правилами техники безопасности при работе с кислотами, проведите предполагаемые реакции.
2. Для опытов берите жидкости объемом не более 0,5 см по высоте пробирки.
3. Запишите результаты эксперимента в таблицу.
4. Составьте уравнения наблюдаемых реакций в сокращенном ионном виде.
IV. Выводы: (подтверждают ли результаты эксперимента выдвинутую гипотезу?).

Файлы: полимеры.docx
Размер файла: 45862 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология