Автор конспекта:
Автор(ы): — Кочетков А.В.

Место работы, должность: — Учитель ОБЖ. Шульгинский филиал МБОУ «Новопокровская СОШ» Мордовский район.

Регион: — Тамбовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 класс

Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности

Используемые учебники и учебные пособия: — ОБЖ. Смирнов, Литвинов, Фролов.

Краткое описание: — Рабочая программа по ОБЖ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новопокровская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Новопокровская СОШ» ____________ (Климачёва Н.И.) Приказ № ____ от «____» ________2014 г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ ( Потапова Г.А.) «___» _________2014 г. РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель ___________ (Кретинина Е.А.) Протокол №_____ «____»__________2014 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса Составил учитель физической культуры и ОБЖ первой квалификационной категории Кочетков Анатолий Викторович 2014-2015 уч. год. Программа включает разделы: — пояснительная записка; — основное содержание; — требования к уровню подготовки обучающихся; — учебно-тематическое планирование; — учебно-методическое обеспечение; — календарно-тематическое планирование(приложение к рабочей программе). Пояснительная записка Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 8 класса составлена на основе комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы», под общей редакцией Воробьёва Ю.Л., издательство «Просвещение», которая соответствует федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объёмом времени, отводимого на изучение данного предмета по базисному учебному плану. Рабочая программа по ОБЖ конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, является основой для определения перечня учебного оборудования и приборов, необходимых для качественной организации образовательного процесса. Обоснование выбора данной программы В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80 % случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в т. ч. и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежения к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и т.д.) Обстановка, складывающаяся в стране и в области безопасности, требует пересмотра комплексного подхода к формированию современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в т. ч. с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами. Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира. Ключевая роль в формировании современного уровня культуры безопасности принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», который реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде – природной, техногенной и социальной. При составлении данной программы использованы: — Комплексная программа по ОБЖ 5 -11 класс. Смирнов А.Т., Москва, Просвещение, 2007 — методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова, -М.: Просвещение, 2006; — учебники и учебные пособия: 1.Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений; 2.Справочные материалы по ОБЖ. Общая характеристика учебного предмета В настоящей учебной программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей при родной среды», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне» и др. Содержание программы выстроено по трем линиям: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Предлагаемый объем содержания является достаточным для формирования у обучающихся на второй ступени общеобразовательной школы основных понятий в области безопасности жизнедеятельности. В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения. Большое значение придается также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим. Цели Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей: -освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении; -развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; -воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни; -овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.; -воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства; — развитие потребности соблюдать нормы ЗОЖ; подготовку к выполнению требований, предъявленных к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности; — освоение знаний об опасных и ЧС, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и ЧС; о ЗОЖ; об оказании ПМП при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области жизнедеятельности; — овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и ЧС по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих бедствий в конкретной опасной ситуации с учётом реальной обстановки и своих возможностей. Основные задачи рабочей программы Рабочая программа выполняет две основные задачи: -информационно-методическую , которая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета; организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся. Принципы обучения: игры, КВН, викторины. Место предмета в базисном учебном плане: Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 8 классе на его изучение выделяется по каждому курсу — 35 часов, в том числе на практические работы отведено 3 практических работ, 4 контрольных работы. Для реализации программы на её изучение предусматривается 1 час в неделю. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются: 1. использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования; 2. выделение характерных причинно-следственных связей; 3. творческое решение учебных и практических задач; 4. сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности; 5. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных; 6. самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния; 7. соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни; 8. использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса. Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения программы. Структурно программа состоит из четырёх разделов и восьми тем. Раздел 1 «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя три темы ( «Пожарная безопасность», «Безопасность на водоёмах», «Экологическая безопасность»). Раздел 2 « ЧС техногенного характера и безопасность населения» включает в себя две темы («ЧС техногенного характера и их последствия», «Организация защиты населения от ЧС техногенного характера»). Раздел 3 «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» включает в себя две темы («Основы здорового образа жизни», «Основы медицинских знаний и оказание ПМП»). Раздел 4 «Дорожно-транспортная безопасность» включает в себя одну тему («Организация дорожного движения»). Используемый учебник : Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 8 класса/ Фролов М.П. ,Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. / Под редакцией Воробьёва Ю.Л. -М.- Издательство АСТ Астрель. Применяются следующие технологии обучения: индивидуализация, коллективная, парная работа. Результаты учебного предмета. Данная программа содержит все темы включённые в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется региональный компонент, который представлен следующими темами: « Опасные ситуации техногенного характера, возможные в Тамбовской области», « Опасные ситуации природного характера, возможные в Тамбовской области». При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах и т.д. Итоговый контроль проводится в виде контрольной работы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЖ 8 КЛАССА № Наименование раздела, темы. Содержание учебного материала. Перечень контрольных мероприятий. Требования к уровню подготовки обучающихся 1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, их последствия. Профилактика пожаров. Правила безопасного поведения при пожаре. Тестирование. Знать: права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности; уметь: действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания; применять: знания полученные на уроках на практике. 2 Безопасность на водоёме. Водоёмы. Особенности состояния водоёмов в различное время года. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. Тестирование. Знать: рекомендации специалистов в области безопасного поведения на водоёмах и оказание помощи терпящим бедствие на воде; уметь: оказывать ПМП терпящим бедствие на воде; применять: знания на практике. 3 Экологическая безопасность. Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязнения веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения с неблагоприятной экологической обстановкой. Тестирование. Знать: понятие « экология», «экологическая безопасность», значение взаимоотношений человека и биосферы, основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы; уметь: дезактивировать воду; пользоваться дозиметрами. 4 ЧС техногенного характера и безопасность населения. Общие понятия о ЧС техногенного характера. Классификация ЧС. Опасные объекты экономики. Аварии на АЭС. Последствия аварий. Аварии на химически опасных объектах, взрывоопасных объектах. Профилактика пожаров. Защита населения. Аварии на гидродинамических объектах. Тестирование, контрольная работа Знать: потенциальные опасности от ЧС техногенного характера и организацию защиты население в Тамбовской области; уметь: перечислять последовательность действий при возникновении ЧС техногенного характера и во время данной ситуации; применять: знания на практике: одевание противогаза. 5 Основы защиты населения от ЧС техногенного характера. Способы оповещения населения от ЧС техногенного характера. Эвакуация. Организация инженерной защиты населения. Тестирование. Знать: правила оповещения при ЧС; уметь: правильно эвакуироваться в случае необходимости; применять: на практике. 6 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы ЗОЖ Психологическая уравновешенность. Общие понятия и определение стресса. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте. Значение правильного общения с взрослыми. Взаимоотношения подростка и общества. ЗОЖ и безопасность — основные составляющие ЗОЖ. Тестирование, контрольная работа Знать: значение здорового образа и безопасной жизнедеятельности человека; уметь: доступно объяснять значение ЗОЖ в обеспечении безопасности личности, общества и государства; применять: в жизни. 7 Основы медицинских знаний и оказание ПМП. Общая характеристика различных повреждений, и их последствия для здоровья человека. Правила оказания ПМП при отравлениях газом, хлором, аммиаком. Приёмы и средства оказания ПМП при травмах, при утоплении. Практические занятия Знать: приёмы и правила оказания медицинской помощи, правила оказания ПМП при различных видах травм; уметь: оказывать ПМП при отравлении АХОВ, различных видах травм; применять: знания на практике. 8 Дорожно-транспортная безопасность. Организация дорожного движения. История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения. Общие требования, предъявляемые к водителям велосипедов. Скорость и дистанция. Организация дорожного движения. Общие правила и обязанности пешеходов, пешеходов, водителей велосипедов. Виды и причины ДТП. Тестирование, контрольная работа. Знать: методику организации дорожного движения; виды, причины и правила поведения при ДТП; уметь: грамотно действовать в ситуациях при ДТП; применять: на улице, дороге. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе обучающийся должен: знать: — права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности; — рекомендации специалистов в области безопасного поведения на водоёмах и оказание помощи терпящим бедствие на воде; — потенциальные опасности от ЧС техногенного характера и организацию защиты населения в Тамбовской области; — значение здорового образа жизни в безопасной жизнедеятельности человека; — приёмы и правила оказание ПМП при различных видах травм; — методику организации дорожного движения. Виды, причины и правила поведения при ДТП; уметь: -действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания; — оказывать первую помощь терпящим бедствие на воде; — перечислять последовательность действий при возникновении угрозы ЧС техногенного характера и во время данной ситуации; — доступно объяснять значение ЗОЖ в обеспечении безопасности личности, общества и государства; — оказывать ПМП при отравлении АХОВ, различных видах травм; — грамотно действовать в ситуациях при ДТП; применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни для: — выработки потребности в соблюдении норм ЗОЖ, невосприимчивости к вредным привычкам; — обеспечение личной безопасности в различных опасных и ЧС; — безопасного пользования бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни; — проявление бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника; -оказание ПМП пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях. Результаты обучения структурируются по трём компонентам: « знать-понимать», «уметь», «применять». Эти компоненты представлены отдельно по каждому разделу. За основу разработки рабочей программы взят федеральный компонент основного общего образования (2004 год). Программа содействует сохранению единого образовательного пространства. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № Наименование темы Количество часов Изучение часов Практические занятия Контрольные работы 1 Пожарная безопасность 1 1 — — 2 Безопасность на водоёмах 1 1 — — 3 Экологическая безопасность 2 2 — — 4 ЧС техногенного характера и их последствия 8 7 — 1 5 Организация защиты населения от ЧС техногенного характера 2 2 — — 6 Основы ЗОЖ 8 7 — 1 7 Основы медицинских знаний и оказание ПМП. 4 — 4 — 8 Организация дорожного движения 9 8 — 1 9 Итого 35 28 4 3 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на 2014-2015 учебный год. По основам безопасности жизнедеятельности Класс (классы): 8 Учитель: Кочетков Анатолий Викторович Количество часов: всего:35 ч.; в неделю: 1 час; резерв времени — час. Плановых контрольных занятий- 3; зачётов-6 лабораторных работ__-__ , проектных работ(практических работ) — 4 Вид программы: типовая, скорректированная, авторская Уровень изучения: углубленный, расширенный, базовый Планирование составлено на основе: государственного образовательного стандарта по ОБЖ основной школы (2004 г.) Учебные пособия методические материалы (автор, название, издательство, год издания): 1. Государственный стандарт по ОБЖ, 2004 г. 2. Фролов М.П. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., ОБЖ/ учеб. для 8 кл. / Под редакцией Воробьёва Ю.Л. ,М., изд-во АСТ: Астрель . 3. Шлыков В.Т. Егоров В.И., Мячин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности и культура здорового образа жизни, 5-9 классы: Примерная программа учебного предмета регионального компонента базисного учебного плана/ Под редакцией О.В. Адамской, Тамбов, ТОИПКРО, 2008 г. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ) № Тема урока. Кол. часов Дата проведения уроков Виды и формы контроля Требования к уровню усвоения программы План. Факт. Пожарная безопасность (1 час) 1 Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. 1 Работа с учебником Знать: права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности; уметь: действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания; применять: знания полученные на уроках на практике. 2.Безопасность на водоёме (1 час) 2 Безопасное поведение на водоёме в различных условиях. Оказание помощи терпящим бедствие на воде. 1 Взаимопроверка в парах. Знать: рекомендации специалистов в области безопасного поведения на водоёмах и оказание помощи терпящим бедствие на воде; уметь: оказывать первую помощь терпящим бедствие на воде; применять: на практике. 3.Экологическая безопасность (2 часа) 3 Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека. 1 Работа с учебником. Знать: понятие « экология», «экологическая безопасность», значение взаимоотношений человека и биосферы, основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы; уметь: дезактивировать воду; пользоваться дозиметрами; применять: на практике. 4 Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. 1 Фронтальный, опрос, тестирование. 4.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия (8 часов) 5 Классификация ЧС техногенного характера 1. Работа с учебником Знать: потенциальные опасности от ЧС техногенного характера и организацию защиты населения в Тамбовской области; уметь: перечислять последовательность действий при возникновении угрозы ЧС техногенного характера и во время данной ситуации; применять: знания на практике; 6 Аварии на радиационно-опасных объектах 1 Фронтальный опрос, тестирование 7 Возможные последствия аварий 1 Работа в парах, проблемные задания. 8 Последствия аварии на ЧАЭС для Тамбовской области 1 Работа в парах, проблемные задания 9 Аварии на химически опасных объектах Тамбовской области 1. Работа в парах, проблемные задания 10 Аварии на взрывоопасных объектах экономики Тамбовской области 1 Фронтальный опрос, работа с картой. 11 Аварии на гидрологических сооружениях. 1 Фронтальный опрос, тестирование 12. Контрольная работа № 1. Работа с карточками. 5. Организация защиты населения от ЧС техногенного характера (2 часа) 13 Оповещение и эвакуация населения от ЧС техногенного характера. 1 Лекция Знать: правила оповещения при ЧС; уметь: правильно защищаться от ЧС; применять: на практике. 14 Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. 1 Практические занятия 6. Основы ЗОЖ ( 8 часов) 15 Психологическая уравновешенность 1 Фронтальный опрос, проблемные задания. Знать: значение здорового образа жизни в безопасной жизнедеятельности человека; уметь: доступно объяснять значение ЗОЖ в обеспечении безопасности личности, общества и государства; применять: в жизни. 16 Стресс и его влияние на человека. 1 Фронтальный опрос, тестирование 17 Анатомо — физиологические особенности человека в подростковом возрасте. 1 Фронтальный опрос, тестирование 18 Формирование личности подростка при взаимоотношении со взрослыми. 1 Фронтальный опрос 19 Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками 1 Фронтальный опрос, тестирование 20 Формирование личности подростка при его взаимоотношении со сверстниками 1 Фронтальный опрос, проблемные задания 21 Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности 1 Взаимопроверка в парах. 22 Контрольная работа № 2. 1 Работа с раздаточным материалом 7. Основы медицинских знаний и оказание ПМП (Практические занятия) ( 4 часа) 23. ПМП пострадавшим и её значение. 1 Практикум Знать: приёмы и правила оказания ПМП, правила оказания ПМП при различных видах травм; уметь: оказывать ПМП при отравлении АХОВ, различных видах травм; применять: знания на практике. 24 ПМП при отравлении АХОВ 1 Практикум 25 ПМП при травмах. 1 Практикум 26 ПМП при утоплении. 1 Практикум 8.Организация дорожного движения (9 часов) 27 История развития автомототранспорта и проблемы безопасного движения. 1 Проблемные задания Знать: методику организации дорожного движения, виды, причины и правила поведения при ДТП; уметь: грамотно действовать в случаях при ДТП; применять: на улице, дороге. 28 Общие требования, предъявляемые водителям велосипедов. Правила движения 1 Фронтальный опрос, тестирование 29 Скорость и дистанция. расположение транспортных средств на проезжей части. 1 Фронтальный опрос, тестирование 30 Общие положения ПДД 1 Фронтальный опрос, проблемные задания 31 Общие права и обязанности пешеходов и пассажиров. 1 Фронтальный опрос, тестирование 32 Общие права и обязанности водителей 1 Взаимопро-верка в парах. 33 34 Безопасность движения транспортных средств. Виды и причины ДТП. Правила поведения при ДТП. 1 1 тестирование. 35 Контрольная работа № 3. 1 Карточки. Учебно-методическое обеспечение по ОБЖ (8 класс) 1.Большой Энциклопедический словарь/Под редакцией А.М. Прохорова.- М.: Научное издательство « Большая советская энциклопедия»; СПб — Норинт, 1997. 2.Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья. М. : Русское слово, 1995. 3.Гостюшин А.В. Азбука выживания.- Знание, 1998. 4. Журналы Основы безопасности жизни за 2006-2011 г. 5.Методические рекомендации по профилактике детского ДТТ (Текст).-Волгоград: Управление ГАИ УВД, Управление народного образования Волгоградской области, 1999 г. 6. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс./ Под редакцией первого зам. министра МУС РФ Ю. П. Воробьёва — Москва: Астрель АСТ, 2003. 7. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическая разработка. Волгоград, 2005 г. 8.Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 8 класса/ Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П./ Под ред. Воробьёва Ю.Л. -М.- Издательство АСТ Астрель. 9.Популярная медицинская энциклопедия/Под редакцией Б.В. Петровского: 2-е переработанное и дополненное издание. — М.: «Советская энциклопедия», 1987. 10.Программно-методические материалы «Основы безопасности жизнедеятельности». Составитель Б.И. Мишин. — Москва: Дрофа, 2001. 11.Ситников В.П. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник школьника (Текст). — Филологическое общество «Слово», АСТ «Ключ-С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. 12.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 класс. Поурочные разработки/ А.Т. Смирнов: М., «Просвещение», 2009. 13. Фролов М.П. Спиридонов В.Ф., Безопасность на улицах и дорогах. Учебное пособие для 8 классов. ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. Интернет-ресурсы 1. ОБЖ. 5-11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий/ Министерство образования Российской Федерации, 2003// ООО « Кирилл и Мефодий», 2003. 2. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс (электронный ресурс): Мультимедийное учебное издание. Изд-во РФ по делам ГО МЧС России.: М.- Департамент ГО ЧС при МЧС России, 2006. 3.http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал; 4.http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ; 5.http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования; 6.http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты; 7.http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании; 8.http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»; 9.http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»; 10.http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России; 11.http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды; 12.http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть; 13.http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО; 14.http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки; 15.http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе; 16.http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы. Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности: 1. http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала; 2. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности; 3. http://www.сaim.ru/9 — Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности; 4. http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно- методическое издание для преподавателей МЧС России; 5. http://www.alleng.ru/edu/saf.htm — Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ; 6. http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам; 7. http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях; 8. http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm — Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ; 9. http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ — Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов; 10. http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 — Каталог ресурсов по ОбЖ; 11. http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php — Охрана труда в образовании; 12. http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 — Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ; 13. http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы; 14. http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности; 15. http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»; 16. http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях; 17. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; 18. http://www.shkolazhizni.ru/tag — Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; 19. http://www.school.holm.ru/predmet/obg — Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; 20. http://www.examens.ru/otvet/3 — Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ Материально-техническое обеспечение: 1. Винтовка пневматическая 2. Плакаты 3. Противогазы 4. Дозиметр 5. Видеоролики, презентации . 12.http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть; 13.http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО; 14.http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки; 15.http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе; 16.http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы. Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности: 21.http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала; 22.http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности; 23.http://www.сaim.ru/9 — Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности; 24.http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно- методическое издание для преподавателей МЧС России; 25.http://www.alleng.ru/edu/saf.htm — Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ; 26.http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам; 27.http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях; 28.http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm — Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ; 29.http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ — Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов; 30.http://www.edu-navigator.ru/cat/11500/1 — Каталог ресурсов по ОБЖ; 31.http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php — Охрана труда в образовании; 32.http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 — Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ; 33.http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы; 34.http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности; 35.http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»; 36.http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях; 37.http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности; 38.http://www.shkolazhizni.ru/tag — Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям; 39.http://www.school.holm.ru/predmet/obg — Ссылки по учебным предметам: ОБЖ; 40.http://www.examens.ru/otvet/3 — Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология