Автор конспекта:
Автор(ы): — Свириденко Ольга Владимировна

Место работы, должность: — МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»

Регион: — Саратовская сфера

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее намывание
Уровень образования: — среднее (полное) общее намывание

Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 8 сорт
Класс(ы): — 11 сорт

Предмет(ы): — Физика

Цель урока: — Закрепление и модернизация знаний обучающихся вдоль теме «Световые явления»; составление умений школьников применять знания для объяснения природных оптических явлений. Развитие ключевых компетентностей обучающихся: познавательных, коммуникативных, информационных, научно-исследовательских.

Тип урока: — Урок комплексного применения ЗУН учащихся

Используемые учебники и учебные пособия: — 1. Элементарный учебник физики: Ландсберг Г.С. – Учебное дотация на 3-х т. Т. III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 10-е изд., перераб.- М.: Наука. Главная форма физико-математической литературы, 1986.– 656 с., ил.
2. Перельман Я.И. – Занимательная свойство – Изд. 12-е, «Наука», главная форма физико-математической литературы – Москва 1976.
3. Комисарова О.В. Слет специалистов оптики,- Физика на школе, 2002, № 1
4. Проклова В.Ю. Оптические явления на природе, — Первое сентября. Физика, 2005, № 2
5. Тульчинский М.Е. Качественные задачи вдоль физике на средней школе. Пособие для учителей. Изд.4-е. переработ. и доп. М., "Просвещение", 1972
6. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач вдоль физике для 7 — 9 классов общеобразовательных учреждений/ — 22-е изд. — М.: Просвещение, 2008. — 240 с.: ил.
7. Фурсов В.К. Задачи-вопросы вдоль физике. Пособие для учителей. М., "Просвещение",1977

Используемые ЦОР: — ЦОР №19 тестовая физкультработа «Световые явления» (№ 186557) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110356/?inter>
Видеоролик — анимация "Закон отражения" Видеоролик — анимация "Преломление света"
слайд-шоу «Миражи» (№ 186301), http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110356/?inter> .

Краткое описание: — Цель игры: втравливание обучающихся на работу вдоль изучению материала вдоль теме «Оптические явления на природе». Организационный замысел: сорт делится на уд группы: серия специалистов вдоль загадкам природы, серия «журналистов» известных научно-популярных изданий «Квант», «Наука и жизнь», «Вокруг света», и т.д., серия экспериментаторов. Тема «Загадочные оптические явления» изучается группой специалистов, а каждое изо них неудовлетворительно ведомо с выводами и методами исследований своих коллег. Группа журналистов подбирает и составляет загадки и вопросы, работая с различными источниками информации. Группа экспериментаторов готовит опыты-загадки. Задача участников слета: 1) изучить оптическое приход и ознакомить всех с вопросами, которые разрабатывались на данной группе, подготовить презентации и буклеты вдоль теме. 2) подготовить интересные вопросы для проведения пресс-конференции. 3) подготовить интересные опыты-загадки. Все специалисты должны быть готовы ответить на вопросы. Чтобы оценить вклад каждого и группы на проведении слета, за оригинальные вопросы и ответы, интересные доклады выдают жетоны. По количеству набранных жетонов и годится дать оценку работы. План слета специалистов (этапы урока): (вывешивается предварительно на кабинете) I. Проверь себе II. Сообщение специалистов: 1. Миражи. 2. Гало, глории, нимбы. 3. Брокенский призрак. 4. Радуга. III. Пресс-конференция специалистов вдоль загадочным оптическим явлениям. IV. Выступление экспериментаторов V. Экспертиза знаний. VI. Рефлексия. VII. Подведение итогов. Подготовка к мероприятию. Обучающиеся выбирают тему (в данном случае «Загадочные оптические явления») и роли. Тему разбивают на подтемы так, дабы их мера соответствовало числу групп «специалистов» на классе: 1. Миражи. 2. Гало, глории, нимбы. 3. Брокенский призрак. 4. Радуга. Для каждой группы составляется информационная планисфера (в ней — заголовок подтемы, регистр вопросов, которые надобно раскрыть, и меню литературы), а вдобавок карточку демонстратора (там — заголовок подтемы, меню опытов, которые надо осуществить, и указания, где они описаны). Готовят вдобавок наборы книг и пособия вдоль физическому эксперименту, презентации на программе Power Point. Поясню на примере информационной карты вдоль изучению явления миражи. Название подтемы: Оптическое приход «Мираж» План изучения явления: 1. изучить теоретические основы явления; 2. аргументировано объяснить оптическое явление; 3.экспериментально смоделировать на нашей школьной лаборатории вероятность наблюдения. Рекомендуемая литература: 1. Элементарный учебник физики: Ландсберг Г.С. – Учебное дотация на 3-х т. Т. III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 10-е изд., перераб.- М.: Наука. Главная форма физико-математической литературы, 1986.– 656 с., ил. 2. Перельман Я.И. – Занимательная свойство – Изд. 12-е, «Наука», главная форма физико-математической литературы – Москва 1976. В карточке демонстратора вдоль этой подтеме вслед за тем ее названия стоит: 1) наблюдения явления дым на школьной лаборатории. Лит.: Демонстрационный изыскание вдоль физике на старших классах средней школы.-М., 1967.-Ч. I .-С. 342- 343. план-конспект урока физики

Задачи урока:
Образовательные: обобщить знания обучающихся вдоль теме «Световые явления» на ходе выявления физической сущности природных оптических явлений (радуга, мираж, гало, глории, венцы, брокенский призрак);
способствовать формированию: коммуникативной культуры, информационной культуры; навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников
научить: выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы;
способствовать развитию: критического мышления, развитию умения презентовать и защищать свою работу поперед оппонентами.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики на ходе урока:

Актуализируют и закрепляют: законы отражения, преломления, прямолинейного распространения света; понятия «дисперсия света», «спектр», «оптическая густота среды»; приход полного внутреннего отражения.

Приобретут: навыки учебно-исследовательской, проектной деятельности; навыки самостоятельного проходка материала с оценкой результатов; коммуникативные иинформационной компетенции.

Мотивация учащихся:
Данное культмероприятие годится провести на конце учебного годы ровно постлюдия на 8 классе темы «Световые явления», ровно итоговое хобби элективного курса «Оптические явления», ровно интегрированное культмероприятие на рамках предметной декады, ровно урок-защиту группового проекта «Загадочные оптические явления». С исследовательскими работами, выполненными на ходе работы по-над проектом, обучающиеся счастливо принимали членство на различных научно-практических конференциях и конкурсах
Ход и суть урока
1. Организационный этап. — Мы рады приветствовать всех участников и гостей слета специалистов оптики. Данное культмероприятие является заключительным этапом работы по-над проектом «Загадочные оптические явления», специалисты представят свои работы, а представители известных научно-популярных изданий имеют вероятность получить ответы на интересующие их вопросы на ходе пресс-конференции (слайд 4). Познакомимся с планом Слета (слайд 5).
План слета специалистов оптики:
I. Проверь себя
II. Сообщения специалистов вдоль загадочным оптическим явлениям
III. Физминутка «Гимнастика бодрости»
IV. Пресс-конференция специалистов вдоль загадочным оптическим явлениям
V. Выступление экспериментаторов
VI. Экспертиза знаний
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов
Просьба к участникам Слета:
соблюдать регламент, — быть заимообразно вежливыми,
добросовестно заполнить аксиологический микрофилл самоконтроля участника Слета
2. Актуализация знаний (слайд 6)
Готовы династия мы осознанно работать на уроке? Чтобы ответить на текущий вопросик предлагаю вы проверить свои знания вдоль теме «Световые явления».
Проверка знаний обучающихся вдоль теме «Световые явления»: ЦОР «№ 7 Запомни«Световые явления» (№186434):
1.Миражи.
2. Гало, глории, венцы
3. Радуга
4. Брокенский призрак
Перед каждым выступлением вероучитель озвучивает загадку. Ответ на загадку является гиперссылкой ученической презентации.
(презентация учителя: слайд 8, Слайд 9, Слайд 10, Слайд 11).
5. Физминутка «Гимнастика бодрости».
Комплекс упражнений для бодрости ума и профилактики заболеваний органов зрения с музыкальным сопровождением (слайд 12-17). Эти упражнения снимают напряг на мышцах головы и глаз.
5.«Пресс-конференция для журналистов известных изданий «Квант», «Наука и жизнь», «Вокруг света» ит.д.» Ролевая игра: ученики, представившись журналистами конкретного издания, задают вопросы. — Учитель выступает на роли ведущего, следит за верностью рассуждений обучающихся.
Вопросы «Группы журналистов», обращенные к специалистам вдоль загадочным явлениям
1. В 1085 г. – знамение на граде Ярославе. С утренних часов стоял круг поперед полуночи, на противолежащий нона к полудню явился второй круг. В нем созвездие с короною, и солнышко мрачное. И лещадь большим окрест явилась радуга.
Вопрос: Какие явления описаны на этих отрывках? Чем они могут быть объяснены?
Ответ: Это очерчивание гало – светового явления, связанного с преломлением и отражением света на ледяных кристалликах, находящихся на воздухе.
2. Один парижский священник на своем сочинении (1781 г.) сообщает, стерильно ему удалось наблюдать радугу, находясь на Париже, у одного ее конца, на мера перфект ровно противолежащий ее хер упирался на пригород города.
Вопрос: правдоподобно династия такое?
Ответ: Видеть радугу, галерея у одного ее конца, нельзя. Глаз наблюдателя присно находится на честной линии, соединяющей средоточие радуги с центром солнечного диска. По этой причине двоечка разных наблюдателя ни на жизнь не видят один и ту же радугу.
3. Пасечник Рудый Панько изо произведения Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе при Диканьки» рассказывал: «За Киевом показалось неслыханное чудо. Все паны и гетьманы собиралась дивиться сему чуду: одновременно итак вероятно чуждо на все концы света. Вдали засинел лиман, за Лиманом разливалось Черное море. Бывалые человечество узнали и Крым, горою воздевавшийся изо моря, и болотистый Сиваш. По левую руку видна была Галичская.
Вопрос: Что это такое?
Ответ: Это – мираж.
4. Путнику, поднявшемуся на полский холм тихим солнечным утром, урывками кажется, стерильно далекие предметы отражаются на водной глади.
Вопрос: О каком явлении подходит речь? Почему происходит эта иллюзия? Какое воздействие на экспонент преломления воздуха оказывает его нагревание?
Ответ: Это приход – мираж. Эта призрак происходит потому, что, лучи, идущие от предметов на направлении почвы, испытывают полное отпарирование от припочвенного слоя воздуха и лишь, далее попадают на призор наблюдателя. Полное отпарирование правдоподобно происходить всего-навсего от оптически менее плотной среды. Солнечные лучи нагревают поверхность Земли. От ее нагреваются нижние слои атмосферы. Их показатели преломления при этом уменьшаются.
5. В рассказе А.И. Куприна «Черная молния» написано: «Глубокой зимой, на нона ужасного мессианского землетрясения, утром… часов на десять-одиннадцать на ни чуточки безоблачном небе одновременно расцвела радуга. Она обоими концами касалась горизонта, была несказанно овца и имела на ширину градусов единица пять, а на высоту двадцать – двадцать пять. Под ней, такой же аркой, изгибалась другая радуга, так немножко слабее цветом, а затем третья, четвертая, пятая. И все бледнее, и бледнее – некоторый мифический многоцветный коридор. Это продолжалось минут пятнадцать. Потом радуги растаяли, набежали…тучи, и повалил совершенный снежище».
Вопрос: Возможно династия описанное явление?
Ответ: Описанное приход возможно. «Когда бы радуга ни возникла, она присно образуется игрой света на каплях воды. Обычно это дождевые капли, наскоком – мелкие капли тумана. Если вы преждевременно разве поздно услышите, стерильно черт знает кто видел радугу на падающем снеге разве на ни чуточки чистом небе, будьте, уверены, стерильно снег был полурастаявшим разве радуга была видна на моросящем дожде, который-нибудь от времени поперед времени подходит без всяких туч». (М. Миннарт. Свет и пансе на природе. М., «Наука», 1969, стр. 181). Возникает подозрительность условно расположения радуг второго, третьего и высших порядков. Для радуги второго около абиогенез дает жилище 51 град,т.е. эта радуга должна быть вне первой яркой дуги, а не внутри ее.
6. Можно династия на зюйд 22 июня увидеть радугу на Москве?
Ответ: Радуга видна всего-навсего тогда, другой раз альтитуда Солнца по-над горизонтом не превышает 42 град. Высота же полуденного Солнца 22 июня на широте Москвы равна 57,5 град.
7. В который-нибудь части неба правдоподобно появиться радуга ранним утром?
Ответ: В западной.
8. Когда радуга бывает выше: на 4 разве на 5 ч пополудни?
Ответ: В 5 ч, т.к., нежели затем опускается Солнце, тем повыше поднимается периселений О (центр радуги). Следовательно, радуга все большей дугой поднимается по-над горизонтом, а при заходе Солнца она становится полукруглой.
9. Как искусственным чрез получить радугу?
6.Выступления экспериментаторов.
Группа экспериментаторов показывает всем интересные опыты-загадки.
Учитель следит за соблюдением техники безопасности, за верностью рассуждений обучающихся.
(При отсутствии возможности демонстрации, опыты годится заменить просмотром видеороликов без звука (слайд 19), предложив детьми объяснить наблюдаемые явления, а далее заслушать объяснение.)
Опыт 1 – палочка-невидимка. (Стеклянную палочку опускают на глицерин. Она не видна, т.к. экспонент преломления стекла и глицерина без малого равны). Почему клюка становится невидимкой?
Опыт 2 – блестящая закопченная ложка. (Ложку, покрытую сажей опускают на воду. Из черной она превращается на блестящую.) Почему блестит на воде закопченная ложка?
Ответ: Из-за копоти поверхность ложки покрыта слоем воздуха, на границе которого с водой происходит полное внутренне отпарирование освещающего ложку света.
Опыт 3 – радуга. Оставить на конденсаторе проекционного фонаря один линзу (вторую линзу и телефотообъектив снять) и получить, таким образом, без малого параллельный фашина света. На пути этого пучка поставить колбу с дистиллированной водой, загородив его от зрителей небольшим экраном. Пучок вторичных лучей, идущих на виде конической поверхности от колбы на сторону фонаря, образует на экране радужное кольцо. Объяснить явление. Начертить галерея лучей на колбе.
Ответ: наблюдаемое приход – радуга. Пучок лучей, вошедших на воду, претерпевает на колбе полное внутренне отпарирование и двоечка преломления. Так ровно лучи разных цветов преломляются лещадь разными углами, мера белешенький сверкание разлагается на составные лучи (дисперсия).
Опыт 4. – мешание цветов. (берут картонный круг с цветными секторами: рубиновый – 51 град, морковный – 33град, палево-желтый – 55 град, зелененький – 67 град, небесный – 68 град, черно-синий – 10 град, темно-фиолетовый – 76 град,; вставляют его проходящую сквозь средоточие ось-ножку на центробежную машину. Цвета ровно бы смешиваются, а на поверку сквозь инерции зрения «сливаются» без малого на белешенький цвет. Почему происходит это явление?
8.Рефлексия
1.Еще некогда обратить почтение обучающихся на основные законы отражения и преломления света.
ЦОР:
}Видеоролик — анимация "Закон отражения" Видеоролик — анимация "Преломление света"
}слайд-шоу «Миражи» (№ 186301), http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110356/?inter>.
2. Отметить свое эмоциональное принадлежность на оценочном листе самоконтроля участника Слета.
9.Подведение итогов. Оценка получившихсяпрезентаций, буклетов, расценка числа заработанных баллов, общие результаты.
7.Экспертиза знаний (всех участников слета). (слайд 20)
ЦОР №19 тестовая физкультработа «Световые явления» (№ 186557) http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110356/?inter>
Индивидуальная физкультработа учеников на ПК. Самопроверка. Выставление отметкив аксиологический микрофилл самоконтроля.

Файлы: SviridenkoOW_anatazia_.docx
Размер файла: 19154 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология