Автор конспекта:
Автор(ы): — Андрийченко И.В.
Место работы, должность: —
МБОУ "Средняя школа № 6", учитель биологии
Регион: — Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Все целевые аудитории
Класс(ы): — 8 класс
Предмет(ы): — Биология
Цель урока: —
Изучить взаимосвязь строения и функции кожи, и значение ее для организма. Изучение и первичное закрепление знаний о строении и функциях кожи.
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование: —
Компьютер, проектор, экран, авторская презентация, инструктивные карточки, лупы, учебник Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8кл., предметы (шарик. винтик, шуруп, гвоздь)
Краткое описание: —
Основные понятия и термины урока:
эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти, терморегуляция.
На уроке будут развиты умения:
Работать в парах, группах.
Тема урока
Строение и функции кожи
Предмет
Биология
Класс
8
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Мамедова Светлана Анатольевна,
учитель биологии
Образовательное учреждение
МБОУ «Средняя школа №6»
Город/поселение
г.Когалым
Методическая информация
Тип урока
Изучение нового материала
Цели урока
Изучить взаимосвязь строения и функции кожи, и значение ее для организма. Изучение и первичное закрепление знаний о строении и функциях кожи.
Задачи урока
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока
Основные понятия и термины урока:
эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти, терморегуляция.
На уроке будут развиты умения:
Необходимое оборудование и материалы
Компьютер, проектор, экран, авторская презентация, инструктивные карточки, лупы, учебник Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8кл., предметы (шарик. винтик, шуруп, гвоздь)
Этапы и содержание урока
Используя вербальные и невербальные средства (ладони), создаю эмоциональную окраску, положительный настрой, ориентирую на удачную творческую деятельность
Прогнозируемая деятельность учеников:
Взаимное принятие на невербальном уровне, установление контакта, готовность к работе.
Привлечение интереса учащихся к изучению данной темы, к самостоятельному приобретению знаний.
Рубрика «Знаете ли вы…?»
«…что поверхность кожи человека в среднем составляет около 2-х м2 и эту площадь необходимо знать при назначении некоторых лекарств и лечебных процедур»;
«…что чистая кожа выделяет вещества, которые растворяют белки бактерий»;
«…что на 1 см2 грязной кожи помещается 40000 микробов, и во время мытья с кожи снимается 1,5 миллиарда микробов»;
«…что за 1 мин. через кожу проходит 460 миллилитров крови»;
«…что человек в сутки выделяет столько тепла, что хватит, чтобы довести до кипения 33 литра ледяной воды».
Прогнозируемая деятельность учеников:
Учащиеся, как правило, не владеют такой информацией, поэтому данная информация стимулирует интерес и мотивирует познавательную деятельность.
Как правило, такая информация вызывает удивление и интерес, привлекает внимание, стимулирует познавательную деятельность.
Осознают недостаточность или отсутствие собственных знаний по этой теме. Желание найти, узнать ответ стимулирует познавательный акт.
Формулирую проблемный вопрос.
- Мы знаем, что клетка может жить только в жидкой среде, тогда, каким образом, человек – многоклеточный организм существует в воздушном океане?
Я предлагаю сформулировать задачу урока, исходя из заданного вопроса и опираясь на интеллектуальные возможности класса.
Прогнозируемая деятельность учеников:
Учащиеся обсуждают проблемный вопрос и, как правило, не могут сразу проследить логику ответа, поэтому ставят перед собой учебные задачи, которые помогут ответить на этот вопрос:
3. изучить строение и функции кожи, как пограничного органа между внешней и внутренней средой.
На этом этапе идет работа по развитию биологических понятий, предполагающая активную познавательную деятельность, основанную на умении учащихся сравнивать, анализировать.
Организую самостоятельную работу в парах с помощью постановки вопросов:
Обеспечение мотивации путем возвращения учащихся к поставленному проблемному вопросу.
- Почему клетки кожи существуют в воздушном океане?
Прогнозируемая деятельность учеников:
Учащиеся вспоминают ранее изученный материал, углубляют свои знания, записывают понятия эпидермис, дерма, подкожная клетчатка, железы внешней секреции (потовые, сальные), рецепторы.
Самостоятельно моделируют схему строения кожи.
Ребята делают вывод о том, что сходство в строении кожи человека и млекопитающих доказывает единство их происхождения.
Учащиеся опираются на актуализированные знания о строении кожи, делают вывод о том, что наружный слой кожи состоит из мертвых клеток, которые могут существовать и в воздушной среде, они защищают глубокие слои клеток эпителиальной и соединительной тканей.
Предлагаю выполнить комплекс релаксационных упражнений (приложение 2)
Прогнозируемая деятельность учеников:
3.восстанавливается интеллектуальная активность
Активизирую деятельность учащихся, предлагая сопоставить факты:
Управление работой групп для достижения поставленных задач.
Групповая работа.
Управление работой групп для достижения поставленных задач.
Виды заданий для групп:
1 группа: Рассмотрите под лупой тыльную поверхность кисти. Назовите ткань, которая находится на поверхности кожи. С помощью учебника выясните функцию этой ткани. Установите, куда ведут отверстия, из которых выходят стержни волос.
Обратите внимание на рельеф кожи и блеск, выясните его причину.
2 группа: Рассмотрите поры кожи ладони, определите их значение. Сравните увиденное с изображением на рисунке учебника (с.201.р.83). Ответьте на вопрос, почему потовую железу можно сравнить с почечными канальцами?
Осмыслите факт: Через кожу за сутки при температуре 300 С выделяется 7-9 г. СО2 и поглощается 3-4 г. кислорода, что составляет 2% всего газообмена в организме. При этом, благодаря эпидерме, кожа непроницаема ни для воды, ни для газа.
Каким же образом осуществляется кожное дыхание?
3 группа: Докажите, что корни волос имеют нервные окончания. Прикоснитесь каким-либо предметом к волосу. Что вы наблюдаете?
Почему шляпа на голове не чувствуется?
Составьте схему рефлекторной дуги движения волоса.
4 группа: Рассмотрите в лупу узоры на подушечках пальцев. Докажите, что в бороздках находятся осязательные рецепторы, которые повышают чувствительность кожи в этих местах.
Прогнозируемая деятельность учеников:
- Учащиеся учатся слушать устное изложение
- Сосредотачиваться на содержании материала
- Учащиеся самостоятельно осмысливают полученную информацию и делают первичные выводы о функциях кожи
Кожа – это наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней органы от механических, химических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению бактерий.
- Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных, выделительных и защитных процессах
- В коже располагается большое число рецепторов, которые воспринимают холод, тепло, прикосновение, боль.
- Кожа тесно связана со всеми органами и системами.
Самоконтроль, взаимопомощь.
отработка предметных навыков работы с лупой, наблюдения
Сделайте вывод о приспособленности руки к трудовой деятельности на основании следующих наблюдений: а) испытуемому с закрытыми глазами предлагают узнать предмет, прокатывая его между ладонями (там, где нет бороздок). Затем между подушечками пальцев (предмет выдает учитель: винтик, шуруп, гвоздь).
Прогнозируемая деятельность учеников:
Отчет групп у доски.
Рецензия ответов параллельных групп.
Развитие коммуникативных умений.
Коррекция ответов, уточнение и конкретизация понятий: кожное дыхание, теплорегуляция, строение волоса.
Активизация деятельности учащихся предложением самостоятельно заполнить таблицу.
Строение и функции кожи.
Название слоев
Особенности строения каждого слоя
Функции кожи
Демонстрация правильного варианта на экране.
Прогнозируемая деятельность учеников:
Самостоятельно опираясь на ранее известные и полученные на уроке знания по теме, заполняют таблицу.
Коррекция в случае необходимости.
Развиваются самоконтроль, самооценка, самоанализ.
Проверка и оценивание ЗУНов
Оценивается работа в тетради — заполнение таблицы «Строение и функции кожи»
Рефлексия деятельности на уроке
Констатируют свои ощущения.
В тетрадях на полях фиксируют настроение, с которым пришли и уходят с урока.
Сообщают свои достижения, чему научились, что получилось?
Домашнее задание
Углубление и закрепление усвоенных на уроке знаний по строению и функциях кожи. Подготовка к последующему усвоению и углублению знаний.
Прогнозируемая деятельность учеников:
Изучить статьи §39, уметь работать с таблицами и схемами. Подготовить ответы на вопросы со с.204. Индивидуальные занятия по гигиене.
Дополнительная необходимая информация
Валеологическая пауза «Гимнастика судьбы»
Делать с минимальным напряжением мускулов, с наслаждением от физических упражнений. Движение повторять до тех пор, пока вам это нравится.
Потереть ладонями друг о друга. Разомкнуть ладони. Вы должны почувствовать эфирное тело. Если расстояние между ладонями 7-15 см, то это очень хорошо.
1.Поднять плечи вверх. Задержаться в таком положении 5-10 сек. Повторить, плечи не напрягать, делать все с наслаждением.
2.Повернуть голову направо и чуть назад, задержитесь, вернитесь в исходное положение, тоже влево.
3.Поднять руки в стороны и вверх. Потянуться 5-10 сек., не отрывая пятки от пола. Опустить руки.
4.Руки на пояс. Поворот корпусом вправо, вернуться в исходное положение, потом – влево. Сделав поворот, задержаться в таком положении 5 сек.
5.Встать прямо, руки опущены. Подняться на носки, задержаться на 5-10 сек., затем опуститься.
6.Руки сцепить сзади в «замок», в таком положении поднимаем руки вверх с небольшим напряжением, задержаться на 5-10 сек., опустить руки.
7.Развести руки в стороны. С наклоном вправо, дотянуться левой рукой до правой. То же влево.
8.Поднять правое плечо, задержать его на 5-10 сек., опустить, затем левое.
9.Согнуть руки в локтях. Ладони к плечам. Напрягитесь на 5-10 сек. Опустить руки.
10.Стоя прямо, прогнуться назад, задержаться на 5-10 сек.
11.Приподнимите правую ногу на носок, опустите. То же самое левой.
12.Потянитесь так, как вы это делаете утром. Поднимитесь на носки. Опустите руки. Повторите несколько раз.
В помощь учителю
Использованные источники и литература (если имеются)
Демьянков Е.Н. «Биология. Мир человека» (задачи. Дополнительные материалы) – М.: Владос. 2004; Ионцева А.Ю. Торгалов А.В. Биология в схемах и таблицах –М. 2011; Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека –М.: «Издат – Школа» 1998; Рохлов В.С, Никишов А.И. «Человек и его здоровье» (дидактический материал) – М.: «Илекса»,2001;Соколова Н.Г. «Строение тела человека. От макушки до пяток» — Ростов-на-Дону «Феникс»,2007; Чередникова Г.В. Биология человека. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Биология. Человек. 8кл.- Волгоград: Учитель,2007; Универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи «Древо познаний»
Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%E6%E0
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/1/14/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BA%D0%BE%D0%B6%D0%B8_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0.jpg
http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%B6%D0%B0%20%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0&from=fx3&clid=46510&lr=11193
Обоснования, почему именно данную тему необходимо (наиболее оптимально) изучать с использованием медиа-, мультимедиа
В течение данного урока используется презентация, содержащая в себе демонстрационный и дидактический материал, способствующий более легкому усвоению учебной темы. Подобранный материал позволяет активизировать познавательный интерес и творческую активность всех участников образовательного процесса.
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим
Начать следующий урок следует с тестового опроса по теме.
Другое
Файлы: урок 1.zip
Размер файла: 8699923 байт.