Автор конспекта:
Автор(ы): — Вахтурова Мария Николаевна
Место работы, должность: — МОУ СОШ № 105 г. Нижний Новгород, учитель начальных классов
Регион: — Нижегородская область
Характеристики урока (занятия) Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 2 класс
Предмет(ы): — Информатика и ИКТ
Предмет(ы): — Русский язык
Цель урока: — совершенствовать навыки словообразования с помощью суффиксов
Тип урока: — Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: —
С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова. Русский язык. 2 класс. М., «Вентана – Граф», 2008
Используемое оборудование: —
•ноутбук учителя, комплект мини-ноутбуков учащихся,
•беспроводная сеть (WIFI),
•проектор, экран
Краткое описание: — На данном уроке формируются умения образовывать слова с помощью суффиксов, развиваются навыки словообразования и используется ноутбук ученика
Xод урока:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Суффикс», будем образовывать новые слова с помощью суффиксов.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Положили ручки.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация опорных знаний и практических умений по теме: « Суффикс».
Минутка чистописания.
- Внимательно прочитайте слова, записанные на доске.
Норка, дочка, книжка
- Если вы догадаетесь, что общего в этих словах, то назовёте букву, которую мы будем писать на минутке чистописания.
(все слова имеют суффикс -к- )
- Давайте запишем букву Кк в тетрадях.
- Вспомните, какие словарные слова начинаются с этой буквы?
(Картина, квартира, кино, капуста, карандаш)
- Давайте запишем их на доске и в рабочих тетрадях.
- Вспомните, что в русском языке называется суффиксом?
( дети дают определение)
- Что нужно сделать, чтобы в слове найти суффикс?
( выделить окончание и корень)
Задание №1 . С помощью программы E-Learning учитель передаёт файл на рабочий стол учащихся.
- Сейчас каждый из вас получил задание — тест. Найдите его на рабочем столе. Откройте файл, нажав ЛКМ 2 раза. Каждое задание содержит 5 слов, в которых вы должны найти часть слова, являющейся суффиксом. В ответ записываете сам суффикс.
( см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1, 2, 3.)
- Проверку правильности ответов посмотрите внизу, где у вас написано количество правильных ответов.
Задание №2. С помощью проектора на экране появляется кроссворд.
(см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4.)
- Посмотрите внимательно на экран. Какое слово встречается в каждой строке нашего кроссворда?
( КОТ)
-Измените слово кот или подберите к нему родственные слова так, чтобы новые образованные вами слова состояли из 4,5,6,7 букв.
к о т к о т ы к о т и к к о т и щ е к о т я т а к о т е н о к
- Какое слово в этом кроссворде с точки зрения словообразования лишнее? И почему?
( КОТЫ, изменение формы слова)
- С помощью чего были образованы остальные слова?
( с помощью суффикса)
4. Введение новых знаний по теме: «Образование слов при помощи суффиксов».
- Если слово образовано при помощи суффикса, то такой способ словообразования называют суффиксальным.
Задание № 3
- Откройте учебник на странице № 123, найдите упражнение № 2. Внимательно прочитайте данные слова:
Голос, серебро, дети, февраль, сад, берёза.
- От данных существительных образуйте прилагательные суффиксальным способом.
(Голосистый, серебристый, детский, февральский, садовый, берёзовый)
- Выделите в образованных прилагательных корни и суффиксы.
- Как называется этот способ словообразования?
(суффиксальный)
Физкультминутка:
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с ним.
Задание №4. Индивидуальная работа с учащимися с помощью ноутбуков.
( см.Приложение 5.)
Учитель, используя программу E-Learning, передаёт учащимся файл с заданием через «Передачу файлов».
- Сейчас каждый из вас получил задание. Найдите его на рабочем столе. Откройте файл, нажав ЛКМ 2 раза. Каждое задание содержит 3 варианта. Выберите тот вариант, который вы сможете выполнить ( если учащиеся не смогли сами выбрать вариант, им помогает выбрать учитель).
Учащимся предоставляется право выбора при выполнении заданий.
Вариант № 1. Впиши суффиксы.
Внезапно Аня заметила перед собой стол____ на трёх нож___ах, весь сделанный из толстого стекла. На нём ничего не было, кроме крошечного золотого ключ___а, и первой мыслью Ани было, что ключ___ этот подходит к одной из дверей, только что испробованных ею.
Вариант № 2. От данных слов образуй новые существительные при помощи суффикса — ок -
Пирог — …
Петух — …
Друг — …
Луг — …
Вариант № 3 . Измени сочетания слов по образцу. Выдели цветом часть слова, с помощью которой образовано это слово.
Образец: тропинка в лесу – лесная тропинка
Дорожка в саду — …
Воротник из меха — …
Варенье из вишни — …
— Проверяем задания.
6. Обобщение и систематизация знаний.
- Что такое суффикс?
- Подскажите мне как можно в слове определить суффикс?
- Какой способ словообразования называется суффиксальным?
- Чему научились сегодня на уроке? Что повторили?
7. Подведение итогов и результатов урока.
Учитель выставляет оценки учащимся за работу на уроке.
8. Задание на дом.
- Открыли дневники, записали домашнее задание: страница № 124, упражнение № 5.
Учитель поясняет домашнее задание.
- Молодцы! Урок окончен.
Файлы: Приложение 5..doc
Размер файла: 22016 байт.