Автор конспекта:
Автор(ы): — Григорьева Светлана Валерьевна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ № 59 г.Саратов

Регион: — Саратовская область

Характеристика конспекта:
Уровни образования: — основное общее образование

Класс(ы): — 7 класс

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Литература

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Тип ресурса: — методическая разработка

Краткое описание ресурса: —

Урок толерантности проводится во внеурочное время. Материалы могут быть использованы классными руководителями, воспитателями, библиотекатерями для проведения бесед о добре и терпимости.

ТЕМА: «УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ»

(7 КЛАСС)

Цель: способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, формировать умение жить в мире с другими людьми;

Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Вступительнаое слово учителя.

У ч и т е л ь. Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.

– Почему нужно быть терпимыми?

– Что вы понимаете под словом терпимость?

Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

– Как поступает терпимый человек?

Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность. 16 ноября — Международный день толерантности.

– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Д о с к а:

tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга, простить ошибки, найти правильное решение любой проблемы. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

( Учащийся рассказывает сказку «Мудрецы и слон»):

Давным — давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его».

«Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона.

«Он похож на дерево!» — воскликнул он.

«Вы оба неправы,- сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

- «Слон похож на копье»,- воскликнул четвертый.

«Нет, нет, — закричал пятый-слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот.

« Все вы неправы,- сказал он, — слон похож на змею.»

«Нет на веревку!» -«Змея!» -«Стена» -«Вы все ошибаетесь!»- -«Я прав!-

Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон

- О чем эта сказка?

- Почему они так и не узнали, как выглядит слон?

- Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

- Были ли мудрецы действительно мудрыми? (ответы)

- У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

- Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?

Переделайте конец сказки.

-Но кто это к нам пришёл? (На сцене появляются 2 ученика,читают как диалог стихотворение Б. Заходера «Мы- друзья»)

С виду мы не очень схожи:

Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, но всё же

Нас не разольёшь водой!

Дело в том, что он и я-

Закадычные друзья!

Всё мы делаем вдвоём:

Даже вместе…отстаём!

Дружба дружбою, однако,

И у нас случилась драка…

Дрались честно,

Как положено друзьям:

- Я как стукну!

- Я как тресну!

- Он как даст!

- А я как дам!

Скоро в ход пошли портфели,

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду-

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим- что за чудо?

С нас ручьём бежит вода!

Это Борькина сестра

Облила нас из ведра!

А она ещё смеётся:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Учитель:- Вот какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами?

Ученик : — Есть такая притча:

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир — такой большой, а Зуси — такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город — такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей с десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, — самого себя.

Учитель: — Вы поняли, ребята, что вам нужно делать? Заглянуть в себя, и может быть что-то поменять в себе!

( Учащийся читает стихотворение Расула Гамзатова «Берегите друзей»).

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши,

Гнев на друге, может быть, мгновенный

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг — и повинился —

Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей!

Учитель:- А теперь давайте подумаем, что надо сделать, чтобы простить обиду, простить друг друга. (Учащиеся заранее на альбомном листе нарисовали добрую улыбку и написали о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили, зачитать наиболее интересные).

- Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей? (ответы)

- Ребята, закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.

1 ученик — Мы все вместе должны держаться, считаться с мнением друг друга, заботиться друг о друге.

2 ученик — Не будем огорчать друг друга, давайте дарить улыбки, добрые слова!

Учитель:- Давайте , друзья, встанем в круг дружбы!

(Игра «Мы друзья»)

Учитель:

Встаньте, дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Пусть будет шире Дружбы круг.

В кругу стоят друзья твои,

Ты им свою улыбку подари.

(Дети улыбаются друг другу).

Слева друг и справа друг,

А вместе это Дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми,

Передай ему тепло твоей руки.

(Дети пожимают руку тому, кто справа)

Нет пословицы, ребята, верней,

Той, что гласит «Имей сто друзей»

Пусть растет и ширится Дружбы круг,

Чтобы рядом был верный друг.

-Нашу встречу я хотела бы продолжить разговором о вечном, о любви. О любви к родителям, к Родине, к окружающим нас людям. (Ученик рассказывает сказку «Жила-была любовь».

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой.

- Вот выбирай, — сказал волшебник, — одну зовут Радость, другую — Удача, третью — Красота, четвертую — Печаль, пятую — Доброта.

- Они все прекрасны, — сказала Любовь. — Не знаю кого и выбрать…

- Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А кого выбрали бы вы? Почему? (ответы)- Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы) Вы правы. Лишь доброта рождает доброту. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище. светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым мы вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг — это и будет проявлением доброты. Ребята, давайте попробуем создать «Дерево толерантности».

- Возьмите по листочку и напишите, что. по — вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности,, то есть, чтобы отношения в ней стали более добрыми?

(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

- Ну что же? Вы молодцы. Все поняли правильно. Давайте еще раз скажем, что же такое толерантность?

(На листе ватмана изображено солнце, в его лучах слова):

- Принятие другого таким, какой он есть

Прощение

Великодушие

Сострадание

Учтивость -Уважение прав других

Любовь

Милосердие

Уважение человеческого достоинства

Доброжелательность

Верность своему слову

Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

- В заключении мне хочется сказать, что класс — это маленькая семья. И очень хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор. Предлагаю закончить наш разговор о толерантности заповедями, которые записаны на доске:

Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как к самим себе.

Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

- Ну что ж, наш урок подошёл к концу! Надеюсь, что он не прошёл для вас даром. Будьте добрее друг к другу, уважайте и цените друг друга, берегите своих друзей и близких.

Файлы: Карева И.zip
Размер файла: 6616442 байт.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология