Автор конспекта:
Автор(ы): — Царева Наталья Евгеньевна
Место работы, должность: —
МОУ СОШ № 5 города Егорьевска Московской области, учитель музыки.
Регион: — Московская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — Все классы
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Искусство
Цель урока: —
Расширить кругозор школьников в области театрального искусства, познакомить с элементами театральной техники.
Используемое оборудование: —
Компьютер, мультимедийный проектор.
Используемые ЦОР: —
Краткое описание: —
Данное мероприятие приурочено к международному Дню театра. Актуальность его состоит в том, что в современном мире школьники далеки от мира театра, они не знают, что это такое. Театры посещаются редко или не посещаются вообще. Поэтому содержание материала построено таким образом, чтобы вызвать интерес ребят к истории мирового театра.
Форма занятия — нетрадиционная: заочное путешествие с элементами театрализации. Такая форма проведения мероприятия повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности. А элемент театрализации позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.
Звучит песня «Детство». Ребята входят в класс и рассаживаются на свои места.
– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на нашем празднике.
Но о празднике чуть позже. А сейчас…
Внимание! Очень важное правительственное сообщение.
Учитель зачитывает выдержки из Указа президента о проведении в 2014 году Года Культуры:
УКАЗ N 375 от 22 апреля 2013 года
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПРОВЕДЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОДА КУЛЬТУРЫ
В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю:
1. Провести в 2014 году в Российской Федерации Год культуры.
2. …..
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года культуры.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
- О чем речь в Указе? (о том, что 2014 год назначен годом культуры)
- А что такое культура? Как вы понимаете это слово? (ответы ребят)
- В толковом словаре русского языка дается такое определение культуры:
«Культура- это все то, что создается человеком и служит для дальнейшего его развития»
Другими словами, КУЛЬТУРА – это творения человека. И вот на земле уже много тысячелетий живет человек, и существуют его творения, то есть культура общества.
- Какие достижения культуры вы знаете? (ответы ребят)
- Человек построил удивительные города, научился летать в космос, бороздить океаны. Все это культура общества. Человек создал искусство- живопись, музыку, литературу, хореографию, театр…
Вот о театре мы сегодня и поговорим.
Театр! Как много значит слово для всех, кто был там много раз!
Как важно и порою ново
Бывает действие для нас!
Мы на спектаклях умираем,
С героем вместе слёзы льем…
Хотя порой прекрасно знаем,
Что все печали ни о чём!
- Велик и грандиозен мир театра. И сегодня я приглашаю вас в этот удивительный мир на небольшую прогулку.
Звучит театральный звонок.
- Звенит звонок. А это значит, добро пожаловать в мир театра!
-Ребята, а кто из вас знает, где и когда появился театр? (в Древней Греции)
- Да,27 марта 534 г. до н.э. в Древней Греции были учреждены первые драматические состязания. Эту дату и принято считать днем рождения мирового театра. Но, истоки театральных жанров ученые находят еще в первобытном обществе.
Итак, представьте себе. 3-е тысячелетие до н.э.
… Сородичи спешно собираются на поляну. Ранним утром самые сильные и ловкие мужчины племени должны отправиться на охоту, чтобы добыть кабана. А сейчас начинается обряд, чтобы эта охота оказалась удачной. Глухо звучал бубен, мощно ухали охотники, танцевавшие у костра. А сородичи- зрители подпевали участникам обряда. В каждом сердце крепла вера: охота окончится победой!
(Девочки танцуют первобытный ритуальный танец)
- Театр возник из игр и обрядов, а обряды и игры сопровождали человека с седой древности.
(1-я ступень «лестницы культуры»)
- А вот времена Древней Греции, о которых мы уже с вами говорили, были буквально пропитаны духом всяческих зрелищ. Чего только стоили театрализованные представления, в которых участвовали актеры и хор, возглавляемый корифеем.
Кстати, он у нас сегодня в гостях.
- Расскажи нам, уважаемый Корифей! Что такое древнегреческий театр?
Корифей: Что такое театр? Это зрелище, на котором вы будете проливать слезы, негодовать, гордиться героями и богами. Зрелище, очищающее сердце, подарил нам ликующий бог весны и солнца — красавец Дионис. Дважды в год проходили праздничные оргии в честь Диониса с плясками и песнями. Рушились в это время социальные перегородки: аристократы и ремесленники, крестьяне и полководцы с одинаковым восторгом смотрели представления сатиров — спутников Диониса, называемые «трагедия».
-Спасибо, Корифей! Великие древнегреческие драматурги оставили нам свои трагедии.
(2-я ступень «лестницы культуры»)
-Шло время, менялся и театр. В средние века люди обожали ярмарочный театр.
-Что это такое? (театр при ярмарках)
-Для того, чтобы привлечь как можно больше покупателей, на ярмарках устраивались различные увеселения, балаганы, зрелища, выступали фокусники, акробаты, дрессировщики и, конечно же, скоморохи.
Скоморох: Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!
Люди старые и молодые, женатые и холостые, милости просим на наш праздник!
У нас нынче ярмарка, огневая, жаркая
Глянешь налево – лавки с товаром!
Глянешь направо – веселье даром!
Ярмарка, Ярмарка! Веселись народ! Ну-ка, красавица, выходи вперед!
Балалайка звонкая, тульский самовар…
Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!
(Песня «Ярмарка»)
-Скоморошить, т.е. петь, плясать, балагурить мог всякий. Но скоморохом – актером назывался тот, чье искусство выделялся своей художественностью. «Всяк спляшет, да не как скоморох» — гласит русская пословица, говоря о том, что театр скоморохов получил признание и любовь народа.
(3-я ступень лестницы культуры)
-Ярмарочный театр мысленно перенес нас в средневековую Русь. Любили на Руси ярмарки, народные гулянья, театрализованные игры и зрелища. А еще любили маскарады. Но появился этот театральный жанр много позже – в 18 веке. Царь Петр Великий, побывав в заморских странах, решил, что лучшего увеселения для русской публики сыскать сложно. Поэтому и вводил маскарады в российскую жизнь в приказном порядке.
А со 2-ой половины 18 века маскарад превратился в бал.
Дама в маске.
Сегодня будет вечер тайн и откровений,
Принять участие спешите в нашей сказке.
Наш маскарад для всех распахивает двери:
Прошу, веселья… Господа, наденьте маски!
-Приглашенные на бал – маскарад обязательно должны были являться в масках.
Эта традиция сохраняется и поныне. Вот почему перед Новым годом мы спешим сделать себе маскарадную маску.
(4-я ступень лестницы культуры)
- 20- 21 век – последний период на нашей временной лестнице. Это наше время. Время, в котором мы с вами живем. Что происходит сейчас в мире театра? Он умер?
Нет, он жив, он развивается, он процветает. Каких только театральных жанров не существует в наше время! Театр пародии, театр зверей, театр абсурда, детский театр, театр песни, театр эстрады, театр теней. Действительно, велик и грандиозен мир театра!!!
И сейчас я вас всех приглашаю в театр пантомимы.
Просмотр видео театра «Сотворение».
(Театр пантомимы – вид сценического искусства, в котором художественный образ создается при помощи жестов, движений, мимики).
- Вам понравилось? А сейчас, давайте посмотрим на этот удивительный мир из-за кулисья. Я предлагаю вам немного поиграть, побывать в роли актеров – актеров театра пантомимы. Вы согласны? Тогда слушайте задание!
Кому-то одному я дам карточку с изображением. Необходимо передать образ, изображенный на карточке, при помощи пантомимы, т.е. при помощи жестов, мимики, движений. Слова и звуки произносить нельзя. Угадавший продолжает игру.
ИГРА.
- Молодцы! Ну а сейчас я усложняю задачу. Мы будем показывать целое театральное действие.
ТЕАТР — ЭКСПРОМТ.
- Ну как, трудно быть актером?
- Да, интересна и трудна работа актера. Поэтому еще с древнегреческих времен любое театральное представление заканчивалось аплодисментами. Так зрители благодарят актеров за игру, за удовольствие, полученное от спектакля. Давайте и мы не будем отходить от этой традиции!
Аплодисменты актерам.
- Но у нас есть и другие участники нашего представления. Это вы, зрители! Вы тоже сегодня заслужили аплодисменты!
Аплодисменты «по очереди».
-Вот и подошло к завершению наше театральное путешествие. Что узнали мы сегодня нового? О чем говорили? (ответы ребят)
Ведущий подходит к временной лестнице.
- Вот так из века в век поднимался театр по ступеням культуры к душе народа.
-Заканчивается наше путешествие. Но это не значит, что мы покидаем театральный мир. Впереди нас ждут многочисленные поездки в театры, театральные спектакли по телевидению и, конечно же, участие в школьном театре. До новых встреч в мире театра!
Звучит гимн театралов.