Автор конспекта:
Автор(ы): — Царева Наталья Евгеньевна

Место работы, должность: —

МОУ СОШ № 5 города Егорьевска Московской области, учитель музыки.

Регион: — Московская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Библиотекарь
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — Все классы

Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Искусство

Цель урока: —

Расширить кругозор школьников в области театрального искусства, познакомить с элементами театральной техники.

Используемое оборудование: —

Компьютер, мультимедийный проектор.

Используемые ЦОР: —

Краткое описание: —

Данное мероприятие приурочено к международному Дню театра. Актуальность его состоит в том, что в современном мире школьники далеки от мира театра, они не знают, что это такое. Театры посещаются редко или не посещаются вообще. Поэтому содержание материала построено таким образом, чтобы вызвать интерес ребят к истории мирового театра.

Форма занятия — нетрадиционная: заочное путешествие с элементами театрализации. Такая форма проведения мероприятия повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности. А элемент театрализации позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

Звучит песня «Детство». Ребята входят в класс и рассаживаются на свои места.

– Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на нашем празднике.

Но о празднике чуть позже. А сейчас…

Внимание! Очень важное правительственное сообщение.

Учитель зачитывает выдержки из Указа президента о проведении в 2014 году Года Культуры:

УКАЗ N 375 от 22 апреля 2013 года

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРОВЕДЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОДА КУЛЬТУРЫ

В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире постановляю:

1. Провести в 2014 году в Российской Федерации Год культуры.

2. …..

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года культуры.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

- О чем речь в Указе? (о том, что 2014 год назначен годом культуры)

- А что такое культура? Как вы понимаете это слово? (ответы ребят)

- В толковом словаре русского языка дается такое определение культуры:

«Культура- это все то, что создается человеком и служит для дальнейшего его развития»

Другими словами, КУЛЬТУРА – это творения человека. И вот на земле уже много тысячелетий живет человек, и существуют его творения, то есть культура общества.

- Какие достижения культуры вы знаете? (ответы ребят)

- Человек построил удивительные города, научился летать в космос, бороздить океаны. Все это культура общества. Человек создал искусство- живопись, музыку, литературу, хореографию, театр…

Вот о театре мы сегодня и поговорим.

Театр! Как много значит слово для всех, кто был там много раз!

Как важно и порою ново

Бывает действие для нас!

Мы на спектаклях умираем,

С героем вместе слёзы льем…

Хотя порой прекрасно знаем,

Что все печали ни о чём!

- Велик и грандиозен мир театра. И сегодня я приглашаю вас в этот удивительный мир на небольшую прогулку.

Звучит театральный звонок.

- Звенит звонок. А это значит, добро пожаловать в мир театра!

-Ребята, а кто из вас знает, где и когда появился театр? (в Древней Греции)

- Да,27 марта 534 г. до н.э. в Древней Греции были учреждены первые драматические состязания. Эту дату и принято считать днем рождения мирового театра. Но, истоки театральных жанров ученые находят еще в первобытном обществе.

Итак, представьте себе. 3-е тысячелетие до н.э.

… Сородичи спешно собираются на поляну. Ранним утром самые сильные и ловкие мужчины племени должны отправиться на охоту, чтобы добыть кабана. А сейчас начинается обряд, чтобы эта охота оказалась удачной. Глухо звучал бубен, мощно ухали охотники, танцевавшие у костра. А сородичи- зрители подпевали участникам обряда. В каждом сердце крепла вера: охота окончится победой!

(Девочки танцуют первобытный ритуальный танец)

- Театр возник из игр и обрядов, а обряды и игры сопровождали человека с седой древности.

(1-я ступень «лестницы культуры»)

- А вот времена Древней Греции, о которых мы уже с вами говорили, были буквально пропитаны духом всяческих зрелищ. Чего только стоили театрализованные представления, в которых участвовали актеры и хор, возглавляемый корифеем.

Кстати, он у нас сегодня в гостях.

- Расскажи нам, уважаемый Корифей! Что такое древнегреческий театр?

Корифей: Что такое театр? Это зрелище, на котором вы будете проливать слезы, негодовать, гордиться героями и богами. Зрелище, очищающее сердце, подарил нам ликующий бог весны и солнца — красавец Дионис. Дважды в год проходили праздничные оргии в честь Диониса с плясками и песнями. Рушились в это время социальные перегородки: аристократы и ремесленники, крестьяне и полководцы с одинаковым восторгом смотрели представления сатиров — спутников Диониса, называемые «трагедия».

-Спасибо, Корифей! Великие древнегреческие драматурги оставили нам свои трагедии.

(2-я ступень «лестницы культуры»)

-Шло время, менялся и театр. В средние века люди обожали ярмарочный театр.

-Что это такое? (театр при ярмарках)

-Для того, чтобы привлечь как можно больше покупателей, на ярмарках устраивались различные увеселения, балаганы, зрелища, выступали фокусники, акробаты, дрессировщики и, конечно же, скоморохи.

Скоморох: Гости желанные, званные и незваные!

Худые и тучные, весёлые и скучные!

Все скорей спешите к нам!

Рады всяким мы гостям!

Люди старые и молодые, женатые и холостые, милости просим на наш праздник!

У нас нынче ярмарка, огневая, жаркая

Глянешь налево – лавки с товаром!

Глянешь направо – веселье даром!

Ярмарка, Ярмарка! Веселись народ! Ну-ка, красавица, выходи вперед!

Балалайка звонкая, тульский самовар…

Праздник на ярмарке, а вовсе не базар!

(Песня «Ярмарка»)

-Скоморошить, т.е. петь, плясать, балагурить мог всякий. Но скоморохом – актером назывался тот, чье искусство выделялся своей художественностью. «Всяк спляшет, да не как скоморох» — гласит русская пословица, говоря о том, что театр скоморохов получил признание и любовь народа.

(3-я ступень лестницы культуры)

-Ярмарочный театр мысленно перенес нас в средневековую Русь. Любили на Руси ярмарки, народные гулянья, театрализованные игры и зрелища. А еще любили маскарады. Но появился этот театральный жанр много позже – в 18 веке. Царь Петр Великий, побывав в заморских странах, решил, что лучшего увеселения для русской публики сыскать сложно. Поэтому и вводил маскарады в российскую жизнь в приказном порядке.

А со 2-ой половины 18 века маскарад превратился в бал.

Дама в маске.

Сегодня будет вечер тайн и откровений,

Принять участие спешите в нашей сказке.

Наш маскарад для всех распахивает двери:

Прошу, веселья… Господа, наденьте маски!

-Приглашенные на бал – маскарад обязательно должны были являться в масках.

Эта традиция сохраняется и поныне. Вот почему перед Новым годом мы спешим сделать себе маскарадную маску.

(4-я ступень лестницы культуры)

- 20- 21 век – последний период на нашей временной лестнице. Это наше время. Время, в котором мы с вами живем. Что происходит сейчас в мире театра? Он умер?

Нет, он жив, он развивается, он процветает. Каких только театральных жанров не существует в наше время! Театр пародии, театр зверей, театр абсурда, детский театр, театр песни, театр эстрады, театр теней. Действительно, велик и грандиозен мир театра!!!

И сейчас я вас всех приглашаю в театр пантомимы.

Просмотр видео театра «Сотворение».

(Театр пантомимы – вид сценического искусства, в котором художественный образ создается при помощи жестов, движений, мимики).

- Вам понравилось? А сейчас, давайте посмотрим на этот удивительный мир из-за кулисья. Я предлагаю вам немного поиграть, побывать в роли актеров – актеров театра пантомимы. Вы согласны? Тогда слушайте задание!

Кому-то одному я дам карточку с изображением. Необходимо передать образ, изображенный на карточке, при помощи пантомимы, т.е. при помощи жестов, мимики, движений. Слова и звуки произносить нельзя. Угадавший продолжает игру.

ИГРА.

- Молодцы! Ну а сейчас я усложняю задачу. Мы будем показывать целое театральное действие.

ТЕАТР — ЭКСПРОМТ.

- Ну как, трудно быть актером?

- Да, интересна и трудна работа актера. Поэтому еще с древнегреческих времен любое театральное представление заканчивалось аплодисментами. Так зрители благодарят актеров за игру, за удовольствие, полученное от спектакля. Давайте и мы не будем отходить от этой традиции!

Аплодисменты актерам.

- Но у нас есть и другие участники нашего представления. Это вы, зрители! Вы тоже сегодня заслужили аплодисменты!

Аплодисменты «по очереди».

-Вот и подошло к завершению наше театральное путешествие. Что узнали мы сегодня нового? О чем говорили? (ответы ребят)

Ведущий подходит к временной лестнице.

- Вот так из века в век поднимался театр по ступеням культуры к душе народа.

-Заканчивается наше путешествие. Но это не значит, что мы покидаем театральный мир. Впереди нас ждут многочисленные поездки в театры, театральные спектакли по телевидению и, конечно же, участие в школьном театре. До новых встреч в мире театра!

Звучит гимн театралов.

( план – конспект урока 1 класс 5 класс. 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс Английский язык Литературное чтение Математика Музыка ОБЖ Окружающий мир Оренбургская область Физика ЦОР алгебра биология викторина внеклассное мероприятие география геометрия здоровье игра информатика история классный час конкурс конспект урока краеведение кроссворд литература начальная школа обществознание презентация программа проект рабочая программа русский язык тест технология урок химия экология