Автор конспекта:
Автор(ы): — Захарова Марина Анатольевна
Место работы, должность: —
заместитель директора МОУ Торопецкой СОШ №1 по воспитатаельной работе
Регион: — Тверская область
Характеристика конспекта:
Уровни образования: — начальное общее образование
Уровни образования: — основное общее образование
Уровни образования: — среднее (полное) общее образование
Уровни образования: — дополнительное образование детей
Класс(ы): — 4 класс
Класс(ы): — 5 класс
Класс(ы): — 6 класс
Класс(ы): — 7 класс
Класс(ы): — 8 класс
Класс(ы): — 9 класс
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Предмет(ы): — Валеология (здоровый образ жизни)
Предмет(ы): — Внеклассная работа
Предмет(ы): — Краеведение
Предмет(ы): — Основы безопасности жизнедеятельности
Предмет(ы): — Экология
Предмет(ы): — Другое
Целевая аудитория: — Административный работник
Целевая аудитория: — Воспитатель
Целевая аудитория: — Классный руководитель
Целевая аудитория: — Методист
Целевая аудитория: — Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: — Педагог-психолог
Целевая аудитория: — Родитель
Целевая аудитория: — Социальный педагог
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: — программа
Краткое описание ресурса: —
Разработка новых подходов к организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся с учетом их возрастных особенностейв условиях современного образовательного процесса и внеучебной деятельности.
ПРОГРАММА
работы по патриотическому воспитанию школьников «НАСЛЕДИЕ»
МОУ Торопецкой СОШ №1
на2008-2012годы
Автор: Захарова Марина Анатольевна —
заместитель директора по ВР МОУ Торопецкой СОШ №1
Актуальность проблемы
патриотического воспитания детей и молодежи
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянная готовность к её защите. Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе социума к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Поэтому разработка новых концептуальных подходов к организации патриотического воспитания граждан является актуальной задачей.
Этим и определяется необходимость создания целевой программы патриотического воспитания учащихся МОУ Торопецкой СОШ №1
Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, правового, воинского, нравственного и эстетического воспитания учащихся.
Модель воспитанника МОУ Торопецой СОШ №1 ориентирована на реальную жизнь, проблемы, которые решает страна. Ввиду все более заметной постепенной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, в общественном сознании получили широкое распространение эгоизм, равнодушие, цинизм, проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной служб. В этой ситуации необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. Поэтому все содержание обучения и воспитания в школе направлено на создание условий гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.
Обоснование актуальности
Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; воспитание патриотов России, граждан правового, социального, демократического государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.
В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает в себя разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни общеобразовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся. Гражданское образование направлено на формирование гражданской компетентности личности. Становление гражданской компетентности школьников неразрывно связано с формированием у них основополагающих ценностей российской и мировой культуры, определяющих гражданское самосознание.
Поэтому наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности. Способность легко и ответственно вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в адекватном отношении к себе, к окружающим. Таким образом, нельзя не согласиться с В.В.Давыдовым, который, говоря о школе, подчеркивает, что если данному обществу требуется формирование у детей нового круга способностей, то для этого необходимо создать такую систему воспитания и обучения, которая организует эффективное функционирование новых типов воспроизводящей деятельности.
Воспитание, являясь частью образовательного процесса, направлено на созданию долгосрочных творческих дел, среды совместных детско-взрослых проектов, на которых сходятся учебная и внеучебная жизнь.
В основу целевой программы патриотического воспитания МОУ Торопецкой СОШ № 1 положены требования государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы», Конвенции о правах ребенка, Закона РФ "Об основных гарантиях прав ребенка", Закона РФ "Об образовании", Национальной доктрины образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г., Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, Национального проекта «Образование»
На основе указанных выше документов разработана и реализуется данная программа.
Центральное место в МОУ Торопецкой СОШ № 1 занимает гражданско-патриотическое воспитание, которое состоит в воспитании высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, выполнения гражданского долга в мирное и военное время, формирование социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма, развития познавательных интересов и потребностей.
Обновление содержания образования в МОУ Торопецкой СОШ № 1 направлено на развитие детей, повышение их интеллекта и престижа духовных ценностей. Принципиально новым является подход к воспитанию в целостном образовательном процессе: не подготовка к жизни, а реальное включение в жизнь (т.е. социализация личности), поэтому в МОУ Торопецкой СОШ № 1 создается система интегрирования всех видов деятельности, необходимых для практического самоопределения каждого ребенка, развитие гражданско-патриотической позиции.
Концептуальные основы
- формирование ведущих качеств личности;
- практическую деятельность педагогов и воспитанников;
- оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитания;
- неразрывную связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными воспитательными учреждениями, производственными и обслуживающими объектами микрорайона.
Цели и задачи
Исходя из анализа актуальности программы, можно сформулировать цели и задачи патриотического воспитания:
Цель программы патриотического воспитания
МОУ Торопецкой СОШ № 1
Создание эффективных условий для формирования гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основные задачи программы:
- формировать патриотические чувства и сознание граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранять и развивать чувства гордости за свою страну;
- воспитать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны;
- совершенствовать нравственные качества, воспитывать достойных патриотов и защитников Отечества;
- формировать комплекс нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Содержание деятельности – программа «НАСЛЕДИЕ »
Воспитательная система переходит в новое качественное состояние, в сотворчество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни, гуманными отношениями, реализуемыми через разнообразную практическую деятельность, в том числе и через коллективное творческое дело.
В МОУ Торопецкой СОШ № 1 в основе процесса образования и воспитания лежит идея личностного подхода, принцип преемственности и непрерывности, толерантности, уважения к наследию и традициям прошлого.
Во главу воспитательного процесса поставлено развитие личности как системы, основой которой является формирование гражданско-патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, к своей малой Родине
Основные направления реализации Программы
- Использование государственных символов России в патриотическом воспитании, а также символов МОУ Торопейкой СОШ №1 (герба, флага, гимна)
- Совершенствование процесса патриотического воспитания
- Развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания
- Информационное и техническое обеспечение в области патриотического воспитания
С учетом психологических, физиологических возрастных особенностей детей и подростков в школе созданы условия для обеспечения патриотического воспитания ребенка на каждом из возрастных этапов (в детстве, отрочестве, юности), поэтому в программе выделены три ступени.
На Iступени обучения
- заложить основные моральные ценности, нормы поведения;
- гуманизировать отношения между учащимися, учителями и учащимися;
- помочь школьникам приобрести опыт общения и сотрудничества;
- мотивировать интерес к знаниям и самопознанию;
- сформировать первые навыки творчества на основе положительной мотивации на учение;
- воспитывать чувство верности своему Отечеству через внеклассные мероприятия, беседы, КТД .
На IIступени обучения, представляющей собой продолжение формирования познавательных интересов учащихся и их самообразовательных навыков, педагогический коллектив основной школы стремится:
- продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
- заложить фундамент предпрофильной подготовки школьников, необходимой для продолжения образования на IIIступени и выбора ими своего направления профессиональной подготовки с учетом собственных способностей и возможностей;
- создать условия для самовыражения учащихся в различных видах познавательно-преобразовательной деятельности на учебных и внеучебных занятиях в школе и вне ее.
Воспитание на IIIступениобучения, ориентированное на продолжение развития навыков самоорганизации и самовоспитания, предопределило необходимость решения следующих задач:
- определить гражданскую позицию, социально-политическую ориентацию;
- нравственное, духовное, физическое становление выпускников, полное раскрытие и развитие их способностей;
- сформировать психологическую и интеллектуальную готовность их к профессиональному и личностному самоопределению;
- обеспечить развитие теоретического мышления, высокий уровень общекультурного развития.
В педагогической копилке учителей имеются различные формы организации и проведения воспитательных мероприятий, методические запасы постоянно пополняются, наиболее интересные находки обобщаются.
Мероприятия по реализации Программы
Направления работы
Базовые мероприятия по реализации направлений
Реализация образовательных программ патриотического воспитания обучающихся в урочное время
- Уроки ОБЖ, музыки,
истории и права, литературы, ИЗО
Формирование гражданско – патриотического сознания
- Декада Знаний «Торжественная повесть о войне, прочитанная нами»
- Читательская конференция «История моей семьи в истории моей страны» (1-4 классы)
- Конкурс патриотической песни
- Музейные уроки (в школьном музее)
Привлечение общественности к решению проблем
патриотического воспитания детей и молодежи
- Встреча с ветеранами «Как это было»;
- Уроки мужества;
- Митинг у мемориальной доски, посвящённый выпускникам школы, погибшим в годы ВОВ;
- Акция «Голубь мира»;
- Акция «Солдатский платок»;
- Акция «Памяти ветеранов»
Создание системы гражданско – патриотического воспитания детей
- Традиция чествование флага России, флага школы на торжественных школьных мероприятиях;
- Участие в Параде Победы 9 Мая;
- Вахта Памяти (9 Мая, в День освобождения г. Торопца);
- Конкурс «Внуки Победы»;
- Смотры художественной самодеятельности
Повышение уровня работы школьного пресс-центра по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи
- Оформление тематических стендов,
- Выставки книг в школьной библиотеке;
- Конкурс рисунков «Война глазами детей», «Сильной половине человечества, посвящается»;
- Тематические фоторепортажи;
- Исследовательские работы;
- Проект «Виртуальный музей школы»
Патриотическое воспитание через различные формы экскурсионной работы, походы
- Обзорные экскурсии по городу, в краеведческий музей, в музей Партизанской славы д. Пожня;
- Туристические поездки;
- Походы «По местам отгремевших боев…»
Сотрудничество с родителями и педагогами
- Родительские собрания;
- Участие в военно-патриотической игре «Зарница» для уч-ся 1-4 классов;
- Работа родителей в выездном военно-патриотическом отряде «Русь»;
- Альбом Памяти «Война в истории моей семьи»;
- Конкурс сочинений: «История моей семьи в истории моей страны», «Поклонимся великим тем годам»
Система воспитательной работы направленная на благотворительность
- Операция «Забота» — помощь по дому пожилым людям;
- Акция «Памяти достойны» (уборка могил учителей-ветеранов школы №1)»
- Акция «Букет благодарности» (поздравление учителей -пенсионеров с Днем учителя, 8 Марта, Рождеством, 9 Мая);
- Акция «Спешите делать добро»
Организация летнего отдыха обучающихся
- Военно-патриотический лагерь «Русь»;
- Православно — краеведческий отряд
В патриотическом и гражданском воспитании педагогический коллектив видит мощный и эффективный потенциал формирования и развития коммуникабельности, деловой и нравственной культуры учащихся, воспитание личности гуманной, креативной, способной не только мыслить, но и творить, созидать, сострадать.
Таким образом, изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования в целом и организации учебно-воспитательного процесса нашей школы, важнейшей задачей которого является успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе – это одно из базовых направлений деятельности школы.
В соответствии с этим развитие системы образования и воспитания в школе предопределяет необходимость реализации ряда приоритетных направлений:
- формирование чувства патриотизма и сознания учащихся, сохранение и развитиеу них чувства гордости за свою страну;
- формирование нравственных ценностей, основанных на исторических традициях, нравственности, культурном наследии своего Отечества;
- воспитание чувства собственного достоинства, самоутверждения, желание достигнуть поставленной цели, удовлетворённости от выполнения своего долга;
- формирование здорового образа жизни на основе бережного отношения каждого ребенка к своему здоровью
- подготовка учащихся к осознанному служению обществу, к жизни, законам и требованиям этого общества;
- социализация детей и подростков на основе педагогического сотрудничества учащихся, учителей и родителей в системе ученического самоуправления, расширения межведомственных связей с внешкольными учреждениями.
Ожидаемый результат
Реализация целевой программы патриотического воспитания «Наследие»:
- обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста подрастающего поколения;
- создание условий для преемственности поколений;
- конкретизация цели воспитательной работы;
- содействие решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся;
- воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;
- создание системы работы педагогического коллектива по данной проблеме;
- повышение интеллектуального, культурного, физического, нравственного развития учащихся;
- поступление обучающихся в военные учебные заведения и учебные заведения МЧС;
Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников нашей школы, повышению социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности своему Отечеству, малой Родине – городу Торопцу.
Авторы и участники программы стремятся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда — идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом.
Файлы: Лагерь Русь 2011.pptx
Размер файла: 3345057 байт.